Пробуждение сплетений (подготовительное упражнение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробуждение сплетений (подготовительное упражнение)



 

Прежде чем приступить к главному упражнению настоящей лекции — «пранаяме», следует научиться чувствовать токи праны или, точнее, особого ее видоизменения «кундалини», управлять ими и, главное, чувствовать описанные 7 сплетений.

Такое пробуждение сплетений производится следующим образом. Приняв «падма-асану» (см. конец 2-й лекции) и обернувшись лицом к Северу или Востоку в уединении, полутьме и в тишине, глубоко вдыхают воздух и, удерживая его в легких, переносят внимание и чувство дыхательного напряжения в центр 1-й. Затем выпускают воздух.

После того, как будет развита способность чувствовать ток праны в 1-й центр и сам этот центр, следует начать пробуждать 2-й центр, проводя «кундалини» через 1-й центр во 2-й. По достижении успеха в пробуждении 2-го центра, стараются пробудить 3-й, сосредотачивая в нем кундалини после проведения ее через 1-й и 2-й центры. Таким образом пробуждают все центры последовательно вплоть до 7-го.

Упражнения эти следует делать ежедневно минут по 15–20.

 

Пранаяма

 

Заставить «кундалини» по произволу циркулировать между этими центрами или пребывать в одном из них, значит подчинить вполне воле весь организм.

Такое управление праной называется «ПРАНАЯМА».

Индусы полагают, что при этом происходит сосредоточение и концентрирование в заинтересованном центре всего нашего флюидического организма, (т. е. всех нематериальных тел) называемого ими «Прана-Мая-Коша», распространяющегося нормально на 96 дюймов во все стороны от тела.

Движение от 1-го центра до 7-го (восхождение) способствует спиритуализации, одухотворению, умственной работе (огонь, воздух); обратное движение — материализации, физической работе (вода, земля). Это замечание можно применить и для выработки энергии типа той или другой стихии (см. ниже; см. также дыхание вверх и вниз в 3-й лекции).

Необходимо упражняться и в том, и в другом.

Пранаяма обыкновенно производится в позе «падма-асана» (см. конец 2-й лекции) или в другой какой-нибудь особой позе для достижения исключительных эффектов, описание которых не входит в рамки нашего труда.

Производится пранаяма во время глубокого дыхания, три фазы которого: вдыхание («пурака»), удержание воздуха («кумбхана») и выдыхание («рашака»).

Относительно ритма дыхания, в дополнение к 3-й лекции, надо заметить следующее:

При естественном дыхании, когда оно совершается без участия воли и сознания, наиболее продолжительным является вдыхание (если не считать отдыха с пустыми легкими в промежутке времени между двумя дыханиями); за ним следует удержание воздуха и. Наконец, скорее всего совершается выдыхание.

Значение этих 3-х фаз дыхания следующее: вдыхание соответствует поглощению энергии и процессу творения (1-е лицо индуской троицы Брама). Задержка воздуха в легких — усвоение силы и процессу сохранения (2-е лицо — Вишну). Выдыхание — воздействие на внешний мир, разрушение, превращение и освобождению от всего дурного, грехов и т. п. (3-е лицо — Шива). Отдых при пустых легких в промежутке между двумя дыханиями и подготовке к новому творению и деятельности (возрождение).

Легко понять, что эти фазы соответствуют 4-м фазам всеобщего закона постепенного развития, о котором мы говорили во 2-й половине 1-й лекции. Таким образом процесс дыхания ставит человека в соответствие с ходом мировой жизни.

Ритм дыхания, данный в 3-й лекции, как наиболее подходящий для запасания силы («земля»; 8-32-16) можно изменять смотря по обстоятельствам. Например, при желании наиболее сильно воздействовать на кого или что-нибудь, надо удлинить выдох («огонь» и разрушительная деятельность; 8-16-32). При желании созидательной работы полезно удлинить вдыхание («вода»; 32-16-8). Читатели сами сумеют развить настоящее положение.

 

Главное упражнение

 

Перейдем теперь к самой пранаяме.

Упражнение в пранаяме производится в позе «падма-асана», повернувшись лицом к Северу или Востоку. Оно состоит в том, что, вдохнув глубоко воздух, обыкновенно левой ноздрей («ида»), удерживают его и сосредотачивают внимание и дыхательное напряжение в центре 1-м. Затем последовательно переводят их по всем центрам до 7-го центра и обратно, после чего выпускают воздух правой ноздрей. Затем делают то же, вдыхая правой и выдыхая левой ноздрей («пингала»). Можно также дышать и ообеими ноздрями («сушумна»).

Главные ее фазы, идущие одна за другой: 1) сосредоточение внимания и энергии на центре 3-м или, лучше, 1-м (воплощение духа в материю, творение, Брама, Б. Отец; 2) на центре 4-м (начало одухотворения, Вишну, Б. Сын); 3) на центре 6-м или, лучше, 7-м (одухотворение, Шива, Б. Дух Св.).

Эти 3 фазы также могут соответствовать вдыханию, удержанию и выдыханию воздуха, т. е. при вдыхании сосредотачиваются на центре 1-м, при удержании воздуха — на 4-м, а при выдохе — на 7-м.

Такой способ употребляется тогда, когда обращают внимание только на эти четыре главных центра (3-й или 1-й, 4-й и 6-й или 7-й), уделяя мало внимания остальным; когда пранаяму делают, так сказать, подробнее, останавливаются на каждом из 7-и сплетений.

Можно также при вдыхании проводить прану вверх от центра 1-го до 7-го и после задержки дыхания проводить вниз от центра 7-го до 1-го при выдыхании.

Наконец можно производить еще и задержку дыхания при пустых легких. В этом случае можно при удержании воздуха проделать восходящее движение от центра 1-го до 7-го, а при остановке дыхания с пустыми легкими — нисходящее от 7-го до 1-го центра; или же при вдыхании сосредотачиваться на центре 3-м или 7-м, при удержании воздуха — на центре 4-м, при выдыхании — на 6-м или 7-м, при остановке с пустыми легкими — на 4-м и при новом вдыхании на 1-м или 3-м.

Возможны также и другие комбинации.

Индусы производят пранаяму ежедневно 3 раза по несколько часов при полном уединении и соблюдении специальных условий, о которых мы здесь не можем распространяться.

Делать пранаяму при образе жизни и обстановке большинства западных людей — немыслимо.

Подробности о пранаяме не входят в программу нашего труда и составляют предмет йоги. Нашей задачей было лишь разработать ее общие принципы, на что в книгах о йоге обыкновенно не обращается достаточного внимания.

Мантрам — Мозговые

 

Мантрам

 

Упражняющиеся в пранаяме скоро заметят невольную потребность отмечать мысленно каким-нибудь словом или звуком сосредоточение на каждом из вышеуказанных центров. Даже при дыхательных упражнениях 4-й лекции чувствуется потребность мысленного отчета.

Индусы установили целую систему «мантрам» ов — особых слогов, наиболее соответствующих стихиям и нервным сплетениям, из которых каждый и надо мысленно повторять в соответствующих случаях.

Вот их перечень: 1-у центру и земле соответствует слог «Лам», 2-у и воде — «Вам», 3-у и воздуху — «Пам», 4-у и огню — «Рам», 5-у и эфиру — «Хам».

При вдыхании вообще можно мысленно произносить слог «хам», а при выдыхании — «са». Особенно это будет уместно при дыхательных упражнениях 6-м и 7-м конца 4-й лекции.

Вместо счета при упражнениях этой лекции можно произносить потребное число раз слог «ом», приблизительно соответствующий у индусов нашему «аминь». Произнесение мантрам при упражнениях помогает сосредоточению внимания и мешает возникновению посторонних мыслей. Оно облегчает выработку различных стихий и должно быть применяемо при ней.

Мантрам производят при произнесении их особые колебания, соответствующие по своей природе тем или другим эффектам. На этом основано действие заклинаний в магии и могущество слова вообще. Известно, что умело подобранным тоном звука можно производить различные физические эффекты и даже разбить оконное стекло. Вспомним библейский рассказ о падении стен Иерихона от звуков трубы.

 

Мозговые локализации

 

Сосредоточение внимания на тех или других частях мозга вызывает различные эффекты; эти части мы и назвали МОЗГОВЫМИ ЛОКАЛИЗАЦИЯМИ.

Представим себе мозг, нарисованным в виде круга, разделенного на 8 частей.

Индусы помещают в правой передней части мозга терпение, благородство; в правой — сонливость, вялость, дурные мысли; в правой немного ближе назад — гнев, печаль; в правой задней части — зависть, ревность; в задней левой части — веселость, нежность; в левой части — беспокойство, апатию, нетерпение; в левой части несколько впереди — любовь, радость, красота; в левой передней части — религиозные чувства, примирительное настроение, размышление; в центре (шишкообразное тело, 7-й центр) — духовность, психическую работу.

При сосредоточении на этих частях мозга можно искусственно вызывать соответствующие эффекты; при этом не следует забывать думать о соответствующих им цветах, идущих в следующем порядке: в 1-й части — белый, во 2-й — красный, в 3-й — черный, в 4-й — голубой, в 5-й — коричневый, в 6-й — синий, в 7-й — желтый, в 8-й — белый, в центре — лиловый.

При нормальной душевной жизни такое сосредоточение умственной энергии («оджас») на тех или других частях мозга происходит, естественно, само собой, без участия воли и сознания, почему искусственным напряжением внимания на эти части не следует злоупотреблять.

 

Лекция тринадцатая. Заключение

 

Общий обзор курса — Важнейшие упражнения — Значение сверхсознания — Пределы наших возможностей — Причины, тормозящие наше развитие — Ненормальность нашей жизни — Грядущая раса — Наша судьба после смерти — Прощальный совет

 

Общий обзор курса

 

Пройдя весь курс развития оккультных способностей, прежде, чем расстаться с читателями, мы хотели бы бросить еще один последний взгляд на пройденное и преподать кое какие прощальные советы и наставления.

Начав с исследования строения человеческого существа и изучив его оккультную анатомию мы этим самым создали план дальнейшей работы, представляющий лишь практическое применение установленных во введении принципов.

Таким образом, согласно данной нам тройной схеме строения человека (тело, астральное тело и психика), мы считаем наиболее важными и основными три группы упражнений 2-й, 3-й, 5-й и отчасти 6-й лекций, т. е. упражнения физические (2-я лекция), дыхательные (3-я лекция), психические (5-я лекция) и, как естественную подготовку к последним, упражнения органов чувств (лекция 4-я), доставляющих нашей психике необходимый для ее работы материал.

Весьма желательно составить себе ежедневное расписание занятий, которое может быть приблизительно такое. Утром в постели: активное состояние. Затем: воздушная ванна, обливание. Днем: дыхательные и затем психофизические упражнения. Вечером: упражнения пассивных способностей 5-й лекции. На ночь: воздушная ванна, психические упражнения, пассивное состояние, сосредоточение, самовнушение.

Что же касается до указанного нами пищевого режима и образа жизни, то нечего и говорить, что они необходимы не только для успеха в работе, но и просто для здоровья.

Весьма важным является также материал 12-й лекции, трактующей о различных видах энергии, существующих в природе и о пранаяме, но он доступен только не многим.

Мы советуем всем желающим достичь удовлетворительных результатов не бросать в особенности упражнений 2-й, 3-й, 5-й, 6-й и отчасти 11-й лекций и продолжать их возможно долгое время.

Начав с установления правильного пищевого и жизненного режима, мы перешли к психофизическим упражнениям, как к более простым и затем к дыхательным и, так сказать, центральным, благодаря их одновременной связи и с низшими, и с высшими отправлениями, причем главной целью нашей было подчинение организма воле, помощью управления жизненной силой «праной», пробуждение сознания и воли во всех частях тела, его полное одухотворение.

Исполнив первую половину нашей задачи, мы приступили ко второй — управлению и подчинение органов чувств, собственно сознания (внимания) и, наконец, к пробуждению Сверхсознания, нашего истинного «я».

Все наши упражнения являются естественными для человека и многие из них он постоянно инстинктивно проделывает в те или другие моменты своей жизни.

Так например, перед тем, как поднять что-нибудь тяжелое, человек бессознательно забирает побольше воздуху в легкие; при пробуждении потягивается и зевает, чтобы усиленным дыханием и напряжением мускулов возбудить себя; при отдыхе и сне расслабляет мускулы и т. п. Такие простые, казалось бы, явления, как побледнение и покраснение кожи, чувство жара и холода, онемение, мурашки и т. п. имеют связь с развитием скрытых сил организма.

Все наши упражнения представляют собой естественные ступени постоянно наблюдаемых в нашем организме нормальных и болезненных состояний. Примеры ряда таких ступеней. Местные явления: 1) напряжения мускулов, контрактура, гиперестезия, активное состояние, экстериоризация двигательной способности; 2) ослабление мускулов, паралич, анестезия, пассивное состояние, экстериоризация чувствительности. Общие явления: 1) напряжения мускулов, активное состояние, радость, гнев, каталепсия; 2) ослабление мускулов, печаль, пассивное состояние, сон, лунатизм, гипноз, летаргия, астральный выход. Душевные явления: ступени внимания от ограничения его цепью однородных мыслей («дхиана») до полного монодеизма («дхарма») и экстаза («самадхи»).

 

Значение сверхсознания

 

Бросив беглый взгляд на пройденное, мы хотим еще раз обратить внимание на огромное значение для нас Высшего Бессознательного элемента, представляющего собой, как мы знаем, наше настоящее «я», Духовное начало. Это оно-то именно и управляет всем нашим существом и является вместилищем почти всех интересующих нас феноменов и способностей.

Мы все носим в себе, сами того не подозревая, источник великих сил: нужно лишь уметь извлечь их из области Бессознательного. Наша Сверхсознательная Индивидуальность потенциально всемогуща, так как она вечный и бессмертный дух.

Выше мы видели, что Сверхсознание, как это ни удивительно, всегда и у всех людей читает мысли окружающих, посылает их, обладает способностью психометрии, ясновидения, помнит абсолютно все, находится иногда в общении с высшими планами природы и обитающих на них существами, обладает почти неограниченной властью над телом и т. д.

Видели мы также, что развитие различного рода способностей сводится почти исключительно не к развитию собственно их, но к умению сделать сознательным то, что происходит в Сверхсознании, то есть узнать то, что в нем делается (его мысли, чувства и т. п.).

Исследование того, что делается в высших отделах Бессознательного или в наших скрытых бессознательных личностях также имеет большое значение (психоанализ), но их надо строго отличать от Сверхсознания.

Высшее Бессознательное есть наша истинная Индивидуальность — неизменная, вечная, светлая, божественная, в отличие от изменчивой, обманчивой, ложной нашей земной личины-личности или даже многих личностей.

Не думайте, что вы сами или другие люди таковы какими они кажутся по внешности: малодушны и придавлены борьбой за существование, ослаблены ударами жизни, лживы и хитры из-за необходимости добывать средства для существования. Придет время и личина спадет, как шелуха или изношенное платье.

За нашей земной личиной или маской кроется светлая Индивидуальность. Та, что проявляется порою в неожиданном геройстве, благородстве, самопожертвовании даже у самых обыкновенных и дурных людей, та, что не заглушена еще жизнью у невинных детей.

Если люди обидят вас, простите им: ЭТО НЕ ОНИ сделали это. Если вы слабы или озлоблены, не думайте, что вы можете стать лучше: ЭТО НЕ ВЫ.

 

Пределы наших возможностей

 

Если бы мы могли внести в обыденное сознание все то, что происходит в Высшем, то мы сразу оказались бы обладателями легендарных способностей и еще здесь, на земле стали бы «воссоединенными».

Конечно, это невозможно, да при теперешней степени нашего нравственного и умственного развития и не желательно. Подумаем, например, что произошло бы, если бы нам вдруг сразу и одновременно стали доступны мысли всех окружающих, если бы мы все их одновременно улавливали бы и не могли бы избавиться от этого, или, если бы мы вдруг неожиданно стали знать все, происходящее в астральном плане (многие галлюцинации имеют такое именно происхождение). Ясно, что результатом всего этого явилась бы полная невозможность всякой психической работы, или порча мозгового аппарата (безумие).

Еще хуже было бы, если бы воля наша стала вдруг настолько сильной, что все наши мимолетные и безумные желания осуществлялись бы. В несколько минут мы наделали бы кучу величайших бед.

Природа не напрасно поставила в сравнительно тесные рамки наши способности и провела границу между доступным и недоступным нам мирами. Она в этом случае руководится степенью нашего развития и каждому дает, сколько возможно ему дать без вреда для него и для других. С увеличением нашего развития увеличиваются и наши возможности.

Однако, разумное развитие способностей нисколько не нарушает законов природы, наоборот, но мы настаиваем главным образом, на необходимости подчинения всех наших способностей воле.

Так например, мы должны читать мысли только тогда и только те, которые хотим, ясно видеть и слышать лишь то, и лишь тогда, что и когда нам нужно и, при малейшем неудобстве для нас тех или других явлений, должны уметь немедленно прекратить их.

Каждый, развивающий духовные силы, должен помнить, что, чем сильнее его могущество, тем больше он может, чем тяжелее его ответственность, тем больше он может совершить зла, но при желании и добра. Путь простого человека часто бывает легче пути просвещенного. Иногда бывает лучше не видеть и не знать, чем знать. Каждый легко пройдет по доске пола, не уклоняясь в сторону, но не каждый пройдет по той же доске, положенной над пропастью, если он видит ее.

Предела развития оккультных способностей не существует. Желающий развить свои силы увидят, что работы ему хватит на всю жизнь, как длинна она бы ни была. Он увидит также, что мы исполнили все, данные нами во введении обещания, и, что успех и благополучие являются результатом его усилий. Развитые силы он сумеет применить на то, на что пожелает — на духовное совершенствование, или на приобретение материальных благ — это его личное дело, но последнее не принесет ему пользы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.103 с.)