Лекция шестая. Память и мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция шестая. Память и мышление



 

Память и мышление. — Значение Бессознательного. — Значение внимания. — Наблюдательность. — Память чувств. — Два типа людей. — Предварительные упражнения. — Зрение. Слух. — Ассоциация идей. — Категории Аристотеля. — Мнемоника. — Запоминание бессвязных слов, применение к нему воображения и зрительной памяти. — Запоминание иностранных слов. — Запоминание чисел. — Запоминание связной речи. — Запоминание стихотворений. — Мнемоника в повседневной жизни.

 

Память и мышление

 

Память и мышление — две стороны одной и той же способности, тесно связанные между собой. Важность их ясна для каждого и не нуждается в доказательствах: без них невозможно никакое изучение, никакой умственный труд.

Постараемся выяснить прежде всего в чем заключается забвение и запоминание.

Забытое есть лишь то, о чем мы не думаем и далеко не потеряно. В сущности мы никогда и ничего не забываем окончательно. Забытое сохраняется в глубине бессознательного, чтобы вспомнить его, надо лишь уметь извлечь его оттуда. Бессознательное является как бы архивом или запасной кладовой ненужных в данное время мыслей. Все, о чем мы в данный момент не думаем, чем не занимается наше сознание, — переходит в область Бессознательного. Если бы это не было так и все мысли одновременно представлялись нашему сознанию, то получился бы страшный хаос и всякое мышление стало бы невозможным. Такое явление отчасти и происходит, когда посторонние идеи мешают нам на чем-нибудь сосредоточиться, а также, в большей степени, при некоторых формах безумия.

Искусство запоминать и вспоминать, а также и мыслить, т. е. всегда легко и быстро находить нужные мысли сводится, в сущности, к умению складывать их в архив не как попало, а в строгом порядке, чтобы знать, как, где и что найти.

 

Значение Бессознательного

 

Ошибочно было бы думать, как это утверждала старая школа, что память и мышление — способности исключительно сознательные. Наоборот, большинство плодотворных идей являются не результатом логического мышления, а, наоборот, сами собой выплывают из глубины Бессознательного (так называемая «интуиция»), а затем уже подкрепляется логическими доводами. Это настолько верно, что даже от нелогичных, ложных идей часто не желают отказаться и стараются во что бы то ни стало оправдать их.

Вспоминание, обыкновенно, также совершается бессознательно.

Вот два примера, могущие служить иллюстрацией сказанного. Очень часто случается, что во время разговора мы внезапно забываем что-нибудь, чаще всего какое-нибудь имя, название, номер дома и т. п. Все попытки произвольно вспомнить не удаются, но за то, по большей части, мы тотчас же вспоминаем забытое, если представим это сделать Бессознательному, т. е. перестанем делать усилие стараться активно вспомнить и, как ни в чем не бывало, продолжаем разговор.

Также часто случается, что мы отлично играем заученную пьесу или декламируем стихи, пока не делаем сознательного усилия, но если что-нибудь нас собьет, то сделанное сознательное усилие окончательно портит дело вспоминания и лучшим способом помочь горю бывает начать все снова и, не делая особого усилия, постараться бессознательно поскорее «проскочить» трудное место.

Окончательно забытые вещи легко вспоминаются в состоянии гипноза и самогипноза путем внушения (после пробуждения), в состоянии сосредоточения, во сне, в полусонном состоянии, при засыпании и пробуждении и даже при фиксации взглядом магических зеркал, хрустальных шаров и т. п., чем и доказывается, что забвение в действительности не существует.

Мы надеемся, что читатели сумеют извлечь пользу из этого замечания (подробности см. самогипноз в 5-й лекции, гипноз и внушение в 9-й и гипнагогическое состояние в 7-й).

 

Значение внимания

 

Внимание есть направление сознания на данный предмет, из чего ясно видно, что значение внимания для памяти и мышления — огромно. Вспомнить — это значит снова направить сознание на мысль, ставшую бессознательной.

Все указанные нами далее методы запоминания, в сущности, только стремятся приковать внимание к запоминаемому материалу и устранить рассеянность.

Из этого ясно, что психические упражнения предыдущей лекции весьма важны и для развития памяти (особенно, состояние сосредоточения) и что упражнение памяти полезно для развития внимания, а следовательно и для развития оккультных способностей вообще.

Развив способность останавливать внимание исключительно на должном, при полном исключении посторонних мыслей («моноидеизм»), вы не будете более нуждаться ни в каких вспомогательных приемах и моментально будете усваивать самые сложные вещи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.005 с.)