Упражнения внимания (подготовительные упражнения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения внимания (подготовительные упражнения)



 

Прежде чем научиться полному сосредоточению внимания на одной только идее, что не так то легко, следует хотя бы немного дисциплинировать свою мысль, суживая постепенно горизонт сознания.

Для этого, придя в пассивное состояние, попробуйте вспомнить, например, как вы провели день, начиная с момента, когда вы проснулись. Останавливайте внимание только на главном, выпуская все излишние подробности и не давайте мысли отклоняться в сторону. Представьте себе, например, как вы встали, оделись, умылись, напились кофе или чаю, куда вы затем пошли, кого видели, кто был у вас, что вы делали, каким образом вы обедали и так далее. Следовало бы делать это ежедневно перед сном минут 10.

Достигнув успеха в этом упражнении вы можете приступить к следующему: попробуйте мысленно составлять цепь каких-либо однородных понятий (пример: стол, бумага, перо, чернила, писать и т. д.), не давайте мысли уклоняться в сторону, т. е. не позволяя себе думать о каких-нибудь посторонних предметах (подробности см. в 6-й лекции).

Или, например, составьте мысленно цепь простых чисел: 1,3,5,7,11 и т. д.

Такое течение мысли по узкому каналу («дхиана» индусов) подготавливает почву для дальнейших упражнений, к которым затем и переходят.

 

Сосредоточение (дхарана индусов). Главное упражнение

 

Это упражнение состоит в том, что находясь в полном пассивном состоянии, стараются достичь полного моноидеизма, т. е. избрав какую-нибудь мысль, сосредотачивают на ней одной все свое внимание. Никаких посторонних идей при этом не должно быть. Следует не только забыть о существовании внешнего мира, впечатления которого (например, звуки) вовсе не должны доходить до сознания, но надо, так сказать, даже перестать сознавать свое «я», надо отождествить себя с избранной идеей, вообразить, что вы и она одно и то же.

Вспомогательным средством для достижения могут служить упражнения 4-й лекции (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние). Продолжительность этого упражнения 10–15 минут. Наиболее удобное время для упражнений: вечером перед сном.

Идеи, на которых надо сосредотачиваться, могут быть различны. Для начала мы рекомендуем сосредотачиваться на конкретных идеях, т. е. на каком-нибудь известном вам предмете, который надо отчетливо себе представлять, как бы видя, слыша, ощущая его…

Если вы изберете для упражнения такие идей, как успех, энергия, спокойствие, самообладание, радость, здоровье, благосостояние и т. п., то результатом упражнений явится достижения всего этого.

Если упражнение в сосредоточении вам плохо удается, то попробуйте перед началом его возбуждать центр сознания, находящийся немного выше переносья, путем направления на это место внимания и дыхательного напряжения. На это место инстинктивно кладут палец, чтобы вспомнить забытое. Подробности см. конец 12-й лекции

 

Различные применения сосредоточения

 

Не трудно использовать «сосредоточение» для развития различных ценных способностей.

 

Ясновидение

 

Желающие серьезно работать над пассивным состоянием, сосредоточением и, особенно, самогипнозом (см. далее) в момент, отделяющий бодрствование от сна, начнут видеть с закрытыми глазами различного рода образы, чаще всего узоры и фигуры различного рода. Впоследствии появятся лица и, даже, целые картины. Слышание в этом состоянии более редко.

От этих явлений, названных «гипнагогическими галлюцинациями» (см. 7-ю лекцию), один только шаг до высшей степени ясновидения, до умения схватывать даже «астральное клише» будущих событий.

Все дело здесь в умении сосредоточить внимание на том видение, чего желают иметь. С помощью пряди волос, ногтя, кусочка одежды и т. п. предметов, не трудно будет установить связь с желаемым лицом и видеть относящиеся к нему картины.

Способность видеть внутренность своего или чужого организма тоже может быть развита в состоянии сосредоточения.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ, ЧТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ, САМОВНУШЕНИЕ И САМОГИПНОЗ, ВНУШЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ — все эти вещи требуют сосредоточения.

Сосредоточение вместе с психофизическими и дыхательными упражнениями составляют наиболее важные части курса. Мы советуем обратить на них особое внимание и регулярно делать соответствующие упражнения.

 

Полное активное состояние

 

Полное активное состояние составляет крайнюю степень общего активного состояния и заключается в его соединении со сосредоточением на одной какой-нибудь мысли.

Цель его — достигнуть по возможности наибольшего напряжения воли и сообщить мысли наибольшую жизненность и энергию. Употребляется оно довольно редко тогда, когда нужно непродолжительное, но энергичное воздействие на себя, или других. Вот в чем оно состоит.

Приведя себя сначала в полное пассивное состояние, т. е. сделав сознание пустым, сосредотачиваются на избранной мысли, затем, по достижении полного моноидеизма, сразу переходят в общее активное состояние, доведя его до пределов возможности. Активное состояние при этом в первый момент должно быть действительным, а затем только мысленным (см. 2-ю лекцию).

Продолжительность этого упражнения небольшая: 2–3 минуты. Причина этого: его утомительность и то, что активное усилие мало влияет на Бессознательное, воздействие на которое для нас особенно важно.

Наиболее удобный момент для упражнения утром, при пробуждении. Нет надобности делать его постоянно, достаточно познакомится с ним.

 

Самовнушение и самогипноз

 

Всякая наша мысль оказывает на нас внушающее воздействие, а особенно упорные вредные мысли могут служить причиной нервных заболеваний.

Чтобы убедиться в силе самовнушения попробуйте проделать следующий простой опыт. Упорно повторяйте себе мысленно, что один из ваших пальцев сгибается, но в тоже время, не делайте никакого мускульного усилия, чтобы согнуть его. Вы увидите, что в конце концов ваш палец непременно согнется.

Самовнушение для серьезных целей лучше всего соединять с самогипнозом.

Впав в полное пассивное состояние и сосредоточившись на идее сна, внушите себе, что вы немедленно заснете. Вы увидите, что это скоро удастся. Если бы однако заснуть вам было трудно, то вы можете применить к самому себе способы усыпления, указанные в 9-й лекции, где вы найдете подробности о гипнозе.

Не забудьте однако предварительно внушить себе, что сон ваш продолжится не более 10–15 минут и, что по истечении этого времени вы проснетесь, иначе вы можете проспать очень долго. При первых опытах, если вы не надеетесь на себя, попросите кого-нибудь разбудить вас, или запаситесь будильником.

Внушите себе также, что после пробуждения у вас не останется никакой сонливости.

Опыты самогипноза удобнее всего делать в полусне вечером, при засыпании, или утром, до окончательного пробуждения. Если их делают вечером, то нет надобности внушать себе проснуться ранее утра. Подробности см. 7-ю лекцию (внушение в полусне).

Для начала мы порекомендуем сосредотачиваться на мысли, что данное упражнение удастся и будет выполнено правильно и что с каждым разом достичь этого будет легче.

Самогипноз действует значительно сильнее простого сосредоточения, он составляет, в сущности, только крайнее его развитие.

Научившись впадать в гипнотическое состояние, вы будете обладать драгоценным средством к самовнушению и развитию в себе желаемых качеств, которые вы будете себе внушать перед тем, как окончательно уснуть. Вы сумеете также излечить болезни, которыми страдаете. Вы можете таким образом переродиться, окружающие не узнают вас.

Мы советуем изучить это состояние, но не настаиваем на том, чтобы вы упражнялись в нем ежедневно.

 

Чтение и передача мысли

 

По учению оккультизма мысль в ментальном плане есть нечто настолько же реальное, как в физическом, например, электричество или свет. Подобно этим силам наша мысль может быть уловлена другим человеком, может быть посылаема нами на расстояние.

Не следует забывать того, в высшей степени знаменательного факта, что мы в сущности всегда и посылаем наши мысли, и читаем мысли других, но как то, так и другое происходит в Сверхсознании, т. е. не сознается нами.

Всякая мысль сопровождается бессознательными и непроизвольными движениями рук и всего тела, изменением кровообращения, позы и выражения лица и, даже, бессознательными движениями губ, соответствующими произнесению слов, выражающих задуманную мысль.

Такое невольное произнесение слов настолько неизбежно, что если поставить думающего и отгадывающего мысль в фокусах больших рефлекторов, то второй слышит невольно произносимые первым слова. Да и самого движения губ достаточно, например, для глухонемых, чтобы понимать говоримое.

Бессознательный элемент легко улавливает такие слабые впечатления, ускользающие от сознания, будут ли они зрительными, слуховыми или осязательными. Факт этот доказывается тем, что чем-нибудь занятый, или задумавшийся человек совершенно не воспринимает, например, того, что ему тут же говорили и на вопрос ответит, что ничего не слышал; если же его загипнотизировать, то он, обыкновенно, вспоминает все сказанное. Тоже бывает если показать человеку что-нибудь настолько быстро, что он не успевает его рассмотреть, или на расстоянии, намного превышающем то, на котором он может его легко видеть.

Но, кроме способности схватывать не доходящие до обыденного сознания слабые впечатления, Сверхсознание обладает, до известной степени, еще и способностью сверхчувственного непосредственного восприятия (см. предыдущую лекцию).

Из сказанного ясно, что центр тяжести вопроса заключается в умении извлекать из области Бессознательного происходящие в нем процессы и управлять ими.

Бесполезность, и даже вред, сознательного и чересчур активного напряженного усилия при передаче и чтении мыслей доказывается, между прочим, следующим фактом. Часто случается, что в то время, как мы о чем-нибудь думаем, другой близкий или симпатичный нам человек вдруг «случайно» заговорит о том же. Попытка же произвольно и сознательно повторить явление обыкновенно не удается.

Чтение и передача мыслей не даром совершается бессознательно. Если бы мы постоянно улавливали одновременно все окружающие нас мысли, то они бы все перепутались и самое мышление стало бы невозможным. Постоянные внушения и передача наших мыслей другим, если бы они это сознавали, привело бы к еще худшим последствиям. Например, что произошло бы, если бы все окружающие читали наши такие мысли, как желание им зла, зависть, ненависть и т. п.

НЕПРИМЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ ПЕРЕДАЧИ И ЧТЕНИЯ МЫСЛИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) «раппорт», т. е. известная связь, или, если можно так выразиться, настроенность на один лад участников опыта, чему способствует симпатия, близкое знакомство и т. п. Не безынтересно заметить, что тот же закон наблюдается и в физическом мире (настройка на один лад аппаратов беспроволочного телеграфа или двух струн из которых при этом условии одна отзывается на звук другой);

2) чем скорее непроизвольное и бессознательное, тем произвольнее и сознательнее усилие.

 

Упражнения. Магнетизм

 

Для того, чтобы научиться читать мысли, следует начинать с самых простых упражнений. Мы говорим о так называемом «магнетизме».

Попросите кого-либо из ваших знакомых спрятать в комнате какую-нибудь знакомую вам вещь и попробуйте ее найти, держа знакомого за руку и водя его за собой повсюду, где вы можете предполагать присутствие спрятанной вещи. Другую руку помощник может положить вам на шею.

Проще всего воткнуть куда-нибудь булавку и искать ее.

При этом впадите в пассивное состояние и старайтесь ни о чем не думать и не догадываться, где спрятана вещь, а лишь выполнять то, что вам первое придет в голову, глаза лучше всего закрыть.

Необходимо, однако, чтобы лицо, которое вас ведет, все время думало о спрятанной вещи и ее местонахождении, избегая, однако, чересчур напряженного усилия.

По непроизвольным движениям и дрожанию руки помощника вы скоро научитесь угадывать где спрятана вещь.

И угадывание, и передача мысли происходит скорее бессознательно, чем сознательно.

Вам придется, может быть, переменить несколько раз помощника, прежде, чем вы найдете такого, с которым опыты будут удаваться.

По мере того, как они будут становиться удачнее, вы можете приступить к более трудным упражнениям. Вместо искания вещи помощник может задумать какое-либо действие, например, найти вещь и перенести ее в определенное место, найти книгу, открыть ее на данной странице и отыскать на ней задуманное слово и т. п.

В случае сложных действий, помощник должен разделить их на части, т. е., например, в опыте с книгой сначала заставить найти ее, затем открыть на данной странице и, наконец, думать о выбранном слове. В случае, если вы делаете не то, что надо, помощник должен медленно остановить вас.

С помощью упражнений возможно достичь даже умения написать задуманное слово, нарисовать несложную фигуру.

Следующую, более трудную категорию, составляют опыты, при которых вы не прикасаетесь к руке помощника, но соединены с ним только палкой или шнурком, а еще лучше проволокой, которую вы оба держите руками, один за один конец, а другой за противоположный.

Самые трудные магнетические опыты состоят в том, что помощник не касается вас и только следует за вами сзади, или сбоку при отыскании предметов или выполнении задуманных действий.

При опытах с незнакомыми людьми и вещами установлению связи с ними способствует предварительное прикосновение к ним.

От вышеописанных опытов один только шаг до настоящего чтения и передачи мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.021 с.)