ТОП 10:

Ясновидение и яснослышание в полусонном состоянии



 

В 5-й лекции мы уже говорили, что гипнагогическое состояние часто сопровождается видением различного рода вещей, а иногда и звуковыми и другими впечатлениями. Мы говорили также, что путем направления внимания Бессознательного на интересующие нас вещи можно вызвать видения, относящиеся к ним.

Предполагая, что упражнения внимания научили читателя направлять его с достаточной силой на избранную мысль и удерживать его на ней, мы хотим теперь указать способ продлить по произволу полусонное состояние, т. е. помешать наступлению сна, который прервал бы видения.

Способ этот очень прост: нужно дремать лежа или сидя в неудобной позе (например, отчасти на весу). При этих условиях, если вы окончательно заснете, мускулы тела ослабнут, часть тела, бывшая на весу, сделает резкое движение (например, голова упадет назад), и вы проснетесь.

Можно взять в руку небольшую тяжесть (гвоздь), которая, когда рука выпустит ее во сне, могла упасть на что-либо (например медный таз) и шумом прервет сон.

 

Сновидения и их сущность

 

Одним из наиболее интересных явлений во сне являются сновидения.

Многое, невозможное на яву, является возможным во сне (например летание). Во сне в несколько секунд можно пережить сцены, которые в жизни заняли бы несколько дней. Доказано, что во сне мы слышим столь слабые звуки, которые не улавливаем на яву, хотя и не просыпаемся от них.

Факты эти доказывают, что способность восприятия и мысль во сне работают на совершенно других началах, чем в бодрственном состоянии. Быстрота мышления и повышенная восприимчивость чувств указывают, что работает Высшее Сознание, так как мозг к такой работе не способен.

Мы разделим сновидения на три класса.

 

Легкий сон

 

При легком сне высшие начала человека еще связаны с физическим телом. Органы чувств отчасти работают. Например, свет, звуки и прочее доходят до сознания. Одновременно работает Бессознательный элемент вообще. Высшее сознание только начинает работать.

Работа органов чувств, т. е. сознания, видна из того, что, если спящего человека, например, осветить, он может повернуть голову, не просыпаясь; если его слегка ущипнуть за руку, он отдернет ее и т. д. Из того же, что спящий не просыпается, видна бессознательная деятельность, ибо при работе сознания он проснулся бы.

Сновидения, видимые при этой степени сна, зависят главным образом, от доходящих до сознания внешних и внутренних впечатлений и ответа на них Бессознательного. Пример: человек, на голову которого упала подушка, может увидеть во сне, что его душат; спящий с переполненным желудком увидит дурной сон.

Характерная особенность этого класса снов — желание спящего так или иначе мгновенно картинно и наглядно объяснить всякое внешнее и внутреннее впечатление.

Например, ощущение недостатка воздуха при придавливании подушкой объяснить сценой удушения, которую спящий немедленно видит во сне.

Замечательно, что возникающие этим путем сны протекают мгновенно, хотя содержание их порою касается целого дня жизни или более, что указывает на деятельность Высшего Сознания.

Замечательно также, что в этого рода снах вызвавшее впечатление является не начальным, но конечным актом переживаемой драмы. Начало же ее и все предшествующие развязке события, несмотря на их большую продолжительность, являются уже после. Мы сами создаем их своим воображением и переставляем таким образом факты из начала в конец, не замечая этого.

Интересный пример этого рода сновидений это сон, описанный известным французским ученым Мори. На шею Мори во сне упал какой-то предмет и ученый во сне в несколько секунд пережил сцену из эпохи французской революции, длившуюся целый день, и в заключении увидел, как его повезли в карете на площадь и гильотинировали.

 

Средний по глубине сон

 

При этой степени сна органы чувств и обыденное низшее мозговое сознание работают, но слабо. Бессознательная деятельность, вообще, начинает преобладать. Высшее же Сознание начинает работать сильнее, но еще не преобладает над обыденным.

Связь между высшими и низшими принципами слабеет.

Восприимчивость органов чувств сама по себе даже обострена: спящий, например, слышит отдельные звуки, которые не слышал бы в бодрственном состоянии, но доходят они до него в значительной мере через Сверхсознание, как доходили, впрочем, и на яву, но на яву они не сознавались (непосредственное восприятие в 4-й лекции); во сне же происходит более легкий переход впечатлений из Высшего Сознания в обыденное.

Сновидения, видимые при этой степени сна, зависят от начинающих доходить до нас впечатлений высших планов и не прекратившихся еще обыденных впечатлений, а равно и от смешения обыденного мышления с Бессознательным и с Сверхсознательным.

Характерная особенность этого класса снов — нелепость, нелогичность и быстрая смена видимых картин, происходящая от вышеупомянутого смешения.

 

Глубокий сон

 

При глубоком сне мозговое сознание и органы чувств не работают, мышление совершается и внешние впечатления доходят до человека не путем обыденного сознания, но лишь путем Сверхсознания.

Связь между физическим и Духовным началами человека почти прерывается. Духовное Начало по мере углубления сна может погружаться на высшие планы природы, где иногда может сноситься с другими существами. Облеченное астральным телом Духовное Начало может переноситься на расстояние, покидая физическое тело.

Сновидения при этой степени сна зависят от впечатлений, доходящих до Сверхсознания из высших планов и от мыслей Сверхсознания. Они весьма редки. Сновидения эти отличаются необычайной легкостью, живостью, интересом и носят, в исключительных случаях, пророческий характер (вещие сны). В виду отсутствия в глубоком сне связи между повседневным и Высшим сознаниями, они, к сожалению, обыкновенно не удерживаются в памяти.

Характерная особенность этих сновидений — их драматичность, т. е. стремление воплощаться в сцены, действия и лица. Они имеют обыкновенно символическое (иносказательное) значение. Все то, что на яву мы только думали бы, во сне мы видим. Мало того: наши мысли принимают образный характер, мы присутствуем при спектакле собственных мыслей. Это — так называемое «драматическое», т. е. воплощающееся в лицо и действие, раздвоение мыслей.

Во сне работа мысли совершается по тому пути, по которому она идет у поэта, постоянно пускающего в ход свое воображение, благодаря чему его речь становится картинной; по ассоциации идей поэт постоянно переходит от отвлеченного к конкретному, картинному (слова в переносном смысле, метафора, сравнение). Поэтическая иносказательность (аллегория), особенно, с олицетворением (например, разговоры между собой неодушевленных предметов или животных в фантастических произведениях) по характеру своего составления уже совсем близка ко сну. Творчество художников еще ближе ко сну.

Картинное, образное мышление постоянно наблюдается и в обыденной жизни. Вот, например, самые вульгарные обыденные выражения: «черт побери»; «блестящая победа»; «упрям, как осел».

Образность, картинность и иносказательность мыслей — характерная особенность деятельности Сверхсознания и астрального плана. Так, например, думая во сне: «черт побери» — можно увидеть черта; думая: «блестящая победа» — блестящую фигуру; думая: «упрям, как осел» — увидеть осла и т. п.

Легко понять, что при таком способе мышления во сне мысли будут постоянно перескакивать с предмета на предмет и видимые картины будут быстро меняться и казаться не имеющие связи.

В примере с лицом, «упрям, как осел», увидев во сне осла мы, очевидно, легко можем забыть об этом лице и по ассоциации идей создадим новую цепь картин, начиная с осла. Например: Пиринейские горы, где ездят на ослах; падение с горы, перелом ноги, лечение в больнице и т. п.

Размышляя во сне о том, следует ли или не следует совершить данный поступок, мы сами, приводя доводы за и против, можем вложить каждый из них в уста определенного лица, при споре и даже борьбе которых мы будем присутствовать.

Мы можем, например, увидеть целую сцену, изображающую, как злой демон давал нам дурные советы, как добрый гений возражал ему, запрещая слушать демона; как на помощь к тому и другому явились целые войска, как затем произошло сражение и прочее.

Мы можем приписывать пришедшие нам в голову идеи беседе с различного рода существами, умершими людьми или даже с самим Богом. Однако, большей частью, они просто принадлежат нашим различным скрытым бессознательным личностям (конец 5-й лекции). Следует заметить, однако, что и случаи действительного общения с иными мирами во сне возможны, хотя, однако, весьма редки.

Более часты видения низших ступеней астрального плана и обитающих в них существ, а также видения своих и чужих мыслей, имеющих символическую форму (например идеи смерти в виде скелета и т. п.).

Случающийся иногда во сне испуг и внезапное вздрагивание и пробуждение с наступающим после него необъяснимым страхом может быть причинен такими видениями. Такое пробуждение является самозащитой от влияния астрального плана путем быстрого перехода в физический: мы прячемся в свое тело, как улитка в раковину.

 

Вещие сны

 

Как известно, астральный план является средой, в которой появляются предвестники будущих событий, задолго до их осуществления в физическом плане. С другой стороны, астрал выполняет назначение как бы архива природы, в котором сохраняются отжившие формы прошедшего. Настоящее равным образом отражается в астрале.

В состоянии экстаза и глубокого сна Высшее Сознание иногда может улавливать и астральное клише будущего, прошедшего и настоящего. Тени прошедшего отличаются своей бледностью, отсутствием в них жизненности; настоящие события носят живой, яркий характер, тогда, как клише будущего отличаются тем, что они еще не вполне оформились, но вполне отчетливы.

Как было уже объяснено, картины, видимые в астрале, имеют обыкновенно иносказательный (символический) характер, смысл которого неминуемо меняется в зависимости от психики того, кто их видит.

Так например, картина борьбы между каким-либо северным и южным народами у одного человека может принять форму борьбы между белым медведем и огненным драконом, а у другого, например, форму борьбы света и тени.

Иногда, однако, подобные картины теряют свой аллегорический характер и представляют просто точную копию событий, к которым относятся.

ИСКУССТВО ТОЛКОВАНИЯ СНОВ довольно трудно.

Как на образец толкования, мы укажем на общеизвестный библейский пример Иосифа, толковавшего сны египетского фараона.

Все дело тут в умении схватывать многосказательный смысл сна, не одинаковый у разных лиц в силу различного характера, ассоциации идей и чувств, чего никогда не следует упускать из виду: отсюда видна нелепость так называемых сонников, где один и тот же сон всегда имеет одно и то же значение.

Сон — это род ребуса, но ребуса, составленного сообразно индивидуальности данного лица. Для того, чтобы открыть значение того или другого символа, надо исходить из основательного знания свей психики данного субъекта, его обычной ассоциации идей и чувств, привычек, вкусов, мыслей, воспоминаний детства и особенно направления мыслей и событий, случившихся с ним незадолго перед сном.

Уместен тут также метод, упомянутый в 9-й лекции при психоанализе: погрузив субъекта в пассивное состояние следует заставить его думать об его сне и рассказывать обо всем, что ему при этом приходит в голову по ассоциации идей. Способ этот можно применять и к самому себе.

Не надо забывать, что, конечно, не всякий может иметь вещие сны и что очень немногие сны оказываются вещими: следует помнить, что обыкновенным людям доступен лишь низший астрал, обманчивый, ложный и что ориентироваться в нем весьма трудно.

Кроме того, большей частью во сне мы имеем лишь продолжение наших, перескакивающих с предмета на предмет мыслей при засыпании и исполнении наших желаний в символической форме. Часто сны относятся к прошедшему, особенно к воспоминаниям детства.

Таким образом, толкование сновидений надо понимать главным образом в смысле психоанализа, т. е. разбора душевного состояния данного лица, особенно больного, и лишь в очень редких случаях, как предсказание будущего. Обычное мнение о том, что каждый сон непременно предвещает что-нибудь — вредное суеверие.

Способность видеть пророческие сны может быть отчасти развита путем упражнения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.02 с.)