Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование стандартизации. Правовое регулирование подтверждения соответствия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Российское предпринимательское право. Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М., Проспект, 2014. – 808 с. ISB№ 978-5-392-11595-2.
Стандартизация Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Согласно ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06. 2015 г. № 162-ФЗ стандартизация – это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации. Федеральным законом «О стандартизации в РФ» определены цели и задачи стандартизации. Стандартизация направлена на достижение следующих целей: 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны; 4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач: 1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики; 2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; 3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию; 4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов; 6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение; 7) обеспечение рационального использования ресурсов; 8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Основным документом в сфере стандартизации является стандарт, понятие которого закреплено актами ВТО, ЕврАзЭС, ТС, а также российским законодательством. Анализ определений стандартов позволяет говорить об их тождественности по основополагающим вопросам. Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ устанавливает "ГОСТ Р 1.0-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", утверждённый Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1146-ст. Термин «стандарт» происходит от англ. standard – установленный образец, норма. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 Закона о техническом регулировании). В РФ предусмотрено использование нескольких видов документов в области стандартизации, в том числе: 1) национальные стандарты – стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г.; 2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; 3) применяемые в установленном порядке классификации, обще российские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 4) стандарты организаций; 5) своды правил; 6) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; 7) надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом РФ по стандартизации; 8) предварительные национальные стандарты. Таким образом, российским законодательством о техническом регулировании введена множественная система документов в области стандартизации, тогда как акты ЕврАзЭС, ТС и, главным образом, ВТО говорят о едином документе стандартизации – стандарты. В Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р (далее – Концепция) в качестве одной из стратегических целей развития национальной системы стандартизации определено совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по ТБТ и соглашениям в рамках ТС в сфере технического регулирования. При этом предусмотрено, что совершенствование законодательства в сфере стандартизации РФ предполагает, в частности, приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации; уточнение видов документов в области стандартизации. Среди определенных Кодексом добросовестной практики ВТО применительно к разработке, утверждению и применению стандартов, актами ЕврАзЭС, ТС и ранее действовавшей ст. 12 Законом о техническом регулировании важнейших положений разработки, согласовании, применения стандартов назовем принципы: 1) добровольности применения стандартов; 2) не дискриминации и национального режима; 3) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения законодательно установленных целей стандартизации; 4) транспарентности; 5) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 6) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; 7) обеспечения условий для единообразного применения стандартов. 8) гармонизации национальных стандартов с соответствующими международными стандартами. Так, в ст. 12 Закона о техническом регулировании было закреплено общее правило применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта и перечислены возможные исключения. Согласно ФЗ «О стандартизации в РФ» стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах: 1) добровольность применения документов по стандартизации; 2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации; 3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа. В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24 000 стандартов. В Концепции указано, что за период с 2006 по 2010 гг. в РФ принято и введено в действие более 3 000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами на сентябрь 2012 г. составляет 70% (по состоянию на декабрь 2011 г. уровень гармонизации действующих национальных стандартов международным стандартам составлял около 47%). Работа по дальнейшей гармонизации национальных стандартов с международными будет продолжаться и в последующие годы. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): 1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации; 2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации; 3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения; 4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации; 5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере; 6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации; 7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах; 8) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации; 9) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов; 10) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; 11) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов; 12) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ; 13) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации; 14) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств; 15) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств; 16) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Важно, что в силу ст. 161 Закона о техническом регулировании, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации вменено в обязанность не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу технического регламента утвердить, опубликовать в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и разместить в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В такой перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Предусмотрено, что применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов и серьезным образом влияет на процесс подтверждения соответствия. Аналогичная норма действует и в ТС (ч. 2 ст. 6 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.), прекратившего действие с 01.01.2015 на основании международного договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014.
Подтверждение соответствия Соглашениями ВТО, ЕврАзЭС, ТС, а также Законом о техническом регулировании определены понятие, цели, принципы, процедура подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (ст. 2 Закона о техническом регулировании).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.012 с.) |