Понятие о стандартизации. Основные цели, задачи и функции стандартизации. Объекты стандартизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о стандартизации. Основные цели, задачи и функции стандартизации. Объекты стандартизации.



Стандартизация(С)- деят-ть по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократ­ного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обраще­ния продукции и повышения конкурентоспособности продукции работ и услуг. Объект С – продукция, процесс, работа, услуги, подлежащие или подверг­шиеся С. Цель С – выявление наиболее правильного и экономичного варианта решения задач (возникаю­щих в процессе трудовой деят специалиста). Общей целью С явл защита интересов потребителей и гос-ва по вопросам качества прод, раб и усл. Частные цели: повышение уровня безопасн жизни и здоровья граж­дан, имущества физ и юрид лиц; повышение уровня безоп объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и техногенного характера;обеспечение научно технич прогресса; повышение конкуренто­спос прод раб и усл; рац исп ресурсов; технической и информационной совместимости;сопоставимость рез-в исследований; взаимозаменяемость продукции. Функции С: упорядочение (сводится к упрощению и ограничению);охранная или социальная (обеспече­ние безопасности потребителей продукции, произво­дителей и гос-ва); ресурсосберегающая (заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов); коммуникативная (направ­лена на преодоление барьеров в торговле, на содей­ствие научно-техническому и экономическому со­трудн); цивилизующая (направл на повышение кач-ва продукции и услуг как составляющ кач жизни); информационная; нормотворчества; доказательная (стандарты используются в кач доказат базы для принимаемых техн реглам). Задачи:установление метр норм, правил, положений и требований; обес­печ взаимопонимания между разработчиками, изго­товителями, продавцами и потреб; установл требова­ний к технологич проц; нормативное обеспеч межгос и гос соц-экон и научно-техн программ; содействие реализации законодательства РФ методами и средст­вами С.

 

31. Правовые основы технического регулиро­вания в РФ. Принципы технического регули­рования.

Тех регулирование – правовое регулирование отно­шений в области установления, применения, испол­нения обязат требований к продукции, проц произ­водства, хранения, перевозки, правовое регул отнош в обл оценки соотв. Принципы тех рег-я: независи­мость органов по сертиф, орг аккредитации от изго­товителей, исполнителей и приобретателей; недопус­тимость совмещения полномочий орг гос контроля и орг по серт; недоп-ть совм одним орг полномочий на серт и аккр; недопустимость внебюджетного финан­сирования гос контр за соблюдением тех регл-в; применение единых правил установления требова­ний к продукции, проц произв, эксплуатации, хран, перевозки, выполн-ю раб или оказан усл; единая сист и правила аккр; единство правил и методов исследо­ваний и измерений при проведении процедур обяз оценки соответствия; единство применения тех регл независимо от видов или особенности сделок; соот­ветствие тех регулирования уровню разв нац эконо­мики, уровню научно-техн развития. Законодатель­ство о тех регул в РФ состоит из Фед закона от 27.12.02 №184-ФЗ «О тех регулировании» и прини­маемых в соотв с ним фед законов и иных норматив­ных правовых актов РФ.

Основные положения и понятия Закона РФ «О техническом регулировании».

В фед законе о тех регулировании от27 дек2002 года изложены осн понятия и положения отношениях в обл тех регулирования, стандартизации и сертиф-ии. Общие положения: сфера применения (закон регули­рует отношения, возникающие при разработке, при­нятии, применении, исполнении обязат требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; закон также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Действие этого закона не распростр на гос образовательные стандарты, поло­жения о бухучете и правила аудиторской деятельно­сти); принципы тех регулирования; особенности тех регулир в отношении оборонной продукции. Основ­ные понятия: заявитель- физ или юрид лицо, осуще­ствляющее обязательное подтверждение соответст­вия; знак соответствия- обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта серт-ии требованиям системы серт-ии или нац стандарту; стандарт- документ, в котором в це­лях добр многокр использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и хар-ки процессов производства, эксплуатации, хранения, выполнения работ или оказания услуг. Ст-т также может содержать требования к терминоло­гии, символике, упаковке.

 

33. Технические регламенты: цели принятия технических регламентов; содержание и приме­нение технических регламентов; виды техниче­ских регламентов.

Тех регламенты(ТР) принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физ и юрид лиц, гос или муниц имущества; охраны окр среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреж­дения действий, вводящих в заблуждение приобрета­телей. В фед законе о тех регул предусмотр 2 вида регл: общие ТР; специальные ТР. ТР должен содер­жать: 1) обл примен регл и объекты тех регул (в ТР важно обозначить те объекты, на котор он не рас­простр) 2)основные понятия(использовать стандар­тизованные термины и их определения) 3)общие положения для размещения на рынке РФ(здесь уста­навливаются условия ввоза на тер-ю РФ продукции, подл обязат подтверждению соответствия) 4)требования к продукции 5)применение стандартов, презумпция соответствия 6)подтверждение соответ­ствия 7)гос контроль 8)назначение фед органа ис­полн власти ответственного за реализацию тех регл 9)переходные положения(предусматривает сроки, в теч кот производители могли подготовиться к вы­полнению требований ТР). ТР применяются одинак образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, видов и особенно­стей сделок и тд. Для информирования приобрета­теля продукции о соотв требованиям ТР использу­ется знак обращения на рынке.

34. Осн полож и принципы системы станд-ции в РФ. Классификация и обознач нацстандартов. Хар-ка, содержание и построение основопола­гающ стандартов системы станд-ции в РФ.

Стандартизация(С) как наука и как вид деят-ти бази­руется на определенных исходных положениях-принципах: 1)добровольное примен стандартов, при­чем добр-ть имеет место при выборе решения при­нимать или не приним требования стандарта. Если принято решение принимать тр станд то выполнение их обязательно 2)принцип max учета при разраб станд законных интересов всех заинтересованных сторон 3)применение междунар ст-в как основы разработки нац станд-в 4)динамичность и опере­жающий хар-р стандартов 5)системность(рассмотр каждого объекта как части более сложн сист) 6)эффективность(экономич или соц) 7)принц гармо­низации(обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту С) 8)четкость формулировок положений стандарта 9)объективность проверки требований. Нац ст-т – станд, утвержденный органом РФ по С. Виды нац станд: ст-ы основополагающие; на продукцию; на услуги; на процессы(работу); на методы контроля; на термины и определ. Обозначение нац ст-в сост из индекса ГОСТ Р, регистрац номера и отделенных от него 4х цифр года принятия ст-а. Если нац ст-т вхо­дит в сист общетехнич или орг-методич ст-в то его обозн доп-но включает 1, 2х разрядный код сист ст-в, отделенный от цифровой части обозначения точкой. Нац ст-т идентичный междунар ст-у ИСО 9001:2000, обозначают ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

 

Национальный орган РФ по стандартизации. Основные функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Органы по стандартизации- это орг, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартиз. Ру­ков-во рос нац станд-ей осуществл нац орган по ст-ии – агентство Ростехрегулирование (имеет право­представлять интересы страны в обл станд-ии в соот­ветствующей междунар или региональной организа­ции по стандартизации). Ростехрегулирование осу­ществляет: принятие программы разработки нац ст-в; утверждение нац ст-в; учет нац ст-в, правил станд-ии, норм и рекомендаций в этой области и обеспече­ние их доступности заинтересованным лицам; введе­ние в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и соц информации. Ростех­регул осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегион территориальные управления, а также российские службы стандартизации.

 

36. Головные и базовые Федерального агентства по технич регулир и метрологии. Территориаль­ные органы Ростехрегулирования. Службы станд-ции предприятий (организ). Ростехрегул осуществляет свои функции непосред­ственно и через свои межрегион территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации. В структуру Ростехрегул входят: Центральное МТУ(Москва); Сев-Западное (Спб); Южное (Ростов-на-Дону); Приволжское (Ниж Новг); Уральское(Екатер); Сибирское (Новосиб); Дальнево­сточное (Хабар). Рос службы стандартизации: НИИ Госстандарта России (23 научно-иссл организации. Например НИИ стандартизации- головной институт в обл нац сист станд-ии); тех комитеты по стандарти­зации (создаются на базе орг-й, специализирую­щихся по опр видам продукции и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техн потенциал. В 2004 был зарег 351 тех комитет). Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по станд-ии на этих предпр. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, бюро, лабораторию), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и др работы по С.

 

37. Виды стандартов. Стандарты основополагаю­щие. Порядок разработки, согласования и утвер­ждения национальных стандартов.

Виды нац станд: ст-ы основополагающие; на про­дукцию; на услуги; на процессы(работу); на методы контроля; на термины и определения. Основопола­гающий ст-т – имеющий широкую область распро­странения и/или содержащий общие положения для определенной области. Основопол ст-т в широком смысле включает следующие объекты межотрасле­вого значения: единицы измерения, систему «Стан­дартизация в РФ» и др. В узком смысле- системооб­разующий ст-т, определяющий общие положения в цепочке ст-в конкретной системы. Существуют 2 подвида стандартов: 1) Основополагающие органи­зационно-методические ст-ты устанавливают общие орг-техн положения по проведению работ в определ области 2)основопол общетехнические ст-ы устанав­ливают общетехнические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; ус­ловные обозначения разл объектов ст-ии(коды, метки, символы); требования по обеспечению един­ства измерений и пр. Порядок разработки и утвер­ждения ст-в осуществл по след схеме: 1)нац орган по стандартиз разраб и утверждает программу разра­ботки НС 2)обсуждение проекта в открытой печати не менее 2 мес 3)Тех комитет по ст-ии проводит экспертизу проекта и дает рекомендацию утвердить либо доработать 4) нац орган по ст-ии принимает данный проект 5)публикация ст-а в печатном изд и в электронном варианте в течение 30 дней 6)включение информации в перечень нац ст-в.

 

38. Стандарты на продукцию (услуги). Стандарт на процессы. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Ст-т на продукцию – станд устанавливающий требо­вания, кот должна удовл продукция или гр однородн прод, с тем чтобы обеспечить ее соот-е своему на­значению. Основные подвиды ст-в, устанавливаемых на продукцию: ст-т общих ТУ(содержит общие тре­бования к группам однородн продукции); ст-т ТУ(содерж требов к конкретн продукции). Ст-т на процессы устанавливают требования к выполн разл рода работ на отд этапах жизн цикла продукции. Ст-ы на проц должны содержать требования безопасн для жизни и здоровья населения и охраны о/с при проведении технологич операций. Ст-ы на методы контроля должны в 1ю очередь обеспечивать всесто­роннюю проверку всех обязат требований к качеству продукции. Для каждого метода устанавливают: средства испытаний и вспомогат устр-ва; порядок подготовки к проведению испытаний; порядок про­ведения испытаний; правила обработки рез-в испыт; правила оформл рез исп; допустимую погрешность. В связи с широким распростр фальсиф товаров на рынке актуально введение в действие ст-в, позво­ляющих проводить идентификацию продукции. Ст-ы могут быть узкого назначения- проверка одного показателя кач-ва и широкого- проверка комплекса показателей. Ст-т на услугу устанавл требов, кот должна удовл гр однор усл или конкр усл с тем, чтобы обеспеч соотв усл ее назначению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.013 с.)