Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.



В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит специальный правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону должны быть образованы специальные органы власти. В настоящее время в основном полномочия распределены между Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов и ФАС России.

Федеральная служба по тарифам формирует и ведет Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется путем применения специальных методов, перечень которых определен ст. 6 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:

1) определение (установление) фиксированных тарифов или их предельного уровня (тарифное регулирование). Тарифы на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, в соответствии с законодательством, обеспечивающим функционирование единого экономического пространства, устанавливаются национальными органами государств;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

Государственный контроль в сферах естественной монополии, согласно ст. 7 Закона, осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Государственный контроль в этом случае проводится антимонопольным органом и состоит в предварительном согласовании сделок или последующем уведомлении об их совершении.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:

1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

2) инвестициями субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода;

4) установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее - регулируемые сферы деятельности);

5) соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Статьей 8 Закона установлены обязанности субъектов естественных монополий:

1) заключение договоров с потребителями на оказание услуг в сферах естественной монополии;

2) представление текущих отчетов о своей деятельности и проектов инвестиционных программ в регулирующие органы;

3) предоставление доступа на естественно-монопольные рынки на недискриминационных условиях;

4) ведение раздельного учета доходов и расходов по естественно-монопольным и иным видам деятельности;

5) обеспечение свободного доступа к информации о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации.

Кроме того, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет ряд требований к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, среди которых и субъекты естественных монополий. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регламентирует закупочную деятельность субъектов естественных монополий и их дочерних обществ. Государственный контроль (надзор) осуществляется на предмет соблюдения субъектами естественных монополий установленных обязанностей.

В случаях нарушения требований Закона о естественных монополиях субъектами естественных монополий органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции рассматривают дела о таких нарушениях и принимают по ним решения. Решения и выданные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно законодательству РФ субъекты естественных монополий могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности.

 

 

191. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). Правовой анализ.

 

Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 992 с.

 

Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

В дореволюционной России конкурсному праву уделялось достаточное внимание. Первое упоминание о несостоятельности обнаруживается в древнейшем памятнике российского правоведения – Русской Правде, где содержатся ясные и подробные постановления отдельных вопросов несостоятельности и конкурсного процесса. Так, например, должника, не сумевшего заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Однако должники, ставшие несостоятельными из-за несчастных обстоятельств и имевшие одного кредитора, не подлежали продаже. В этом случае давалась отсрочка на погашение долгов, и имущество между кредиторами не делилось. Здесь же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным.

В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельно­сти, который действовал до 1917 г.

После Октябрьской революции единым собственником имущества большинства хозяйствующих субъектов являлось государство. Расширились торговые обороты страны, и случаи несостоятельности стали распространенным явлением. В отличие от дореволюционной России вопросы неоплатности долгов решались не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государством, так как защищались законные интересы не кредиторов, а общий хозяйственный результат. В результате в течение многих лет убыточные предприятия существовали за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

До начала 90-х гг. в России существовало огромное количество убыточных предприятий, отсутствовала конкурентоспособная продукция, возникали злоупотребления со стороны руководителей предприятий, связанные в том числе и с неосуществлением оплаты по договору.

Начиная с 1992 года, политика правительства России была направлена на переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так предприятий.

Большинство предприятий в условиях рыночной экономики действуют на принципах состязательности. Обычно конкуренция поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Менее эффективные предприятия не выдерживают конкуренции и уходят с рынка.

Как показывает практика, банкротство – неизбежное явление рыночной экономики, являющееся инструментом оздоровления экономики, способом согласования интересов всех участников товарообмена.

В связи с изменением конституционного строя, переходом к новым политическим, социальным и экономическим отношениям институт несостоятельности (банкротства) снова появился в российском гражданском праве.

Была предпринята попытка возродить институт банкротства Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», действовавшим до принятия Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., когда стало возможным реальное проведение процедур банкротства.

На современном этапе развития рынка, рыночных отношений институт несостоятельности (банкротства) является одним из реальных рыночных механизмов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Современная юридическая наука также исходит из понимания того, что несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

Специфику института банкротства можно определить тем, что его реализация возможна лишь в рамках функционирования рыночной экономики, достигшей высокого уровня развития.

С помощью процедуры банкротства происходит устранение неэффективных участников хозяйственной деятельности. По этой причине во время существования административно-командной экономики данный институт не был востребован. Это было связано с тем, что любое обанкротившееся предприятие всегда могло рассчитывать на поддержку государства и осуществление мероприятий по его восстановлению. Институт банкротства был возрожден именно при переходе к рынку.

Значение института банкротства связано со следующими фактами:

1) освобождение экономического оборота от негативных последствий деятельности неэффективных предприятий;

2) возможность сохранения и возрождения предприятий.

Поскольку предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, нужно в обоих случаях предотвратить обращение имущества на удовлетворение требований кредиторов. Вместе с этим требуется защита интересов самого должника.

Если происходит ликвидация безнадежно неплатежеспособного должника, то это вынужденная мера, которая может вывести неэффективные компании из числа действующих. Вместе с этим признание должника несостоятельным несет и свои минусы, так как затрагивает имущественные интересы предприятия, а также права и интересы большого круга связанных с ним лиц. По этой причине законодательством предложено несколько мер для того, что бы восстановить платежеспособность банкрота и предотвратить массовые банкротства.

Стоит отметить, что процедура несостоятельности чаще всего является положительной мерой, поскольку дает возможность должнику погасить задолженность и восстановить свою платежеспособность.

Сравнивая механизмы банкротства и исполнительного производства, можно отметить, что в отличие от исполнительного производства механизм банкротства физических лиц имеет ряд преимуществ, в частности, связанных с предоставлением льгот гражданину, с возможностью урегулирования его долгов.

Банкротство имеет огромное значение в функционировании экономики любого развитого государства. Институту несостоятельности в нашей стране присущ большой набор правовых средств, направленных своим действием на вывод из кризиса и оздоровление экономики.

В целом, значение института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что он дает возможность исключения неплатежеспособных предприятий из экономического оборота, что способствует оздоровлению рынка. С другой стороны, институт банкротства позволяет ответственным компаниям и предпринимателям провести реорганизацию своей деятельности и снова достичь финансовой независимости и стабильности.

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характере.

Вопрос о том, чьим интересам должно отвечать законодательство о несостоятельности (банкротстве) — кредиторов или должника, является предметом острых дискуссий на протяжении длительного времени. Реабилитационный или ликвидационный характер законодательства о банкротстве существенно различается применительно к законодательству разных стран мира. Различия национальных моделей института несостоятельности (банкротства) настолько значительны, что это позволило сделать вывод о существовании нескольких систем законодательства о несостоятельности, а именно: радикально прокредиторское, умеренно прокредиторское, нейтральное, умеренно продолжниковское, радикально продолжниковское. JdiK, радикально прокредиторское законодательство ставит задачу удовлетворения требований кредитора как основную, при этом интересы остальных участников процесса не являются приоритетными (Англия, Ирландия, Израиль, Пакистан и др.). Умеренно прокредиторское законодательство отличается от первого типа тем, что кроме интересов кредиторов в большей мере учитывает интересы и других участников процесса (Германия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша). Нейтральное законодательство ставит задачу учесть интересы и должника, и кредиторов; представляет собой правовую систему «золотой середины» (Дания, Италия, Чехия, Словакия, США). Умеренно продолжниковское законодательство преимущественно защищает интересы должника; государство старается создать для них все необходимые условия для освобождения от долгов (Испания, Португалия, Греция). В наибольшей степени интересы должников защищаются радикально продолжниковской системой (Франция).

Правовой институт несостоятельности (банкротства) в комплексе включает в себя нормы следующих отраслей права:

1) гражданское право;

2) трудовое право;

3) административное право;

4) уголовное право;

5) гражданский процесс;

6) и арбитражный процесс.

Нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) должника, составляют в совокупности систему законодательства, которую целесообразно именовать законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы:

1) нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

2) нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), — ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия за доведение должника до банкротства) и др.;

3) нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т. д.).

Первым полноценным правовым актом, регулирующим процедуру банкротства в Российской Федерации, был Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятии» от 19 ноября 1992 г. Данный Закон определил условия и порядок объявления (несостоятельным) банкротом коммерческих юридических лиц и граждан-предпринимателей. Несостоятельность физических лиц осталась за сферой его действия.

Применение данного Закона выявило многочисленные пробелы в правовом регулировании, с целью устранения которых был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г.

Следующим этапом развития правового регулирования несостоятельности является введение в действие с 1 марта 1998 г. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Он был основан на идеологии отказа от принципа неоплатности долга в пользу принципа неплатежеспособности. В указанном Законе отсутствовала ранее существовавшая норма, по которой организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, не подлежали банкротству. Иначе были определены признаки банкротства.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. существенно изменил систему процедур банкротства. В нем был учтен опыт применения Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а также зарубежный опыт законодательного регулирования процедур банкротства.

Указанный Закон закрепил наряду с предпринимательским банкротством также и непредпринимательское банкротство. Введение в силу положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. о банкротстве граждан-непредпринимателей было отложено до внесения соответствующих изменений в гражданское законодательство.

Гражданин мог быть признан банкротом при наличии следующих оснований: наличие неспособности гражданина в течение 3 месяцев с наступления даты исполнения исполнить денежное обязательство; это обязательство должно было составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда без учета штрафов (пени) и иных санкций и превышать стоимость принадлежащего ему имущества (критерий неоплатности).

Третий этап связан с действующим Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный закон можно охарактеризовать как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 г. В данном законе детализируются и конкретизируются основные положения о банкротстве, изменяется правовое регулирование отдельных процедур.

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ.

Российское законодательство о банкротстве активно развивается. Разработаны уже более 90-а редакций Закона о банкротстве (последняя редакция, от 29 мая 2019 г). В редакциях уточнены спорные положения и устранены некоторые пробелы в правовом регулировании банкротства. До конца декабря 2014 г. действовал Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [12]. Большое значение имеют Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и указания федеральных ведомств (Министерства финансов, Министерства экономического развития, Федеральной налоговой службы), указания высших судов (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации), а также обширная арбитражная практика.

Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права [14, с. 15–19].

Банкротство – комплексный правовой институт, включающий нормы материального и процессуального права. Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Такие дела не могут быть переданы на рассмотрение в третейский суд. Что касается подсудности, подобные дела рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица или по месту жительства гражданина.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота).

Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г. Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.

Согласно положениям Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).

Российский законодатель использует понятия «несостоятельность» и «банкротство» как синонимы. В зарубежном законодательстве преобладает термин «несостоятельность», категория «банкротство» означает уголовно-правовой аспект несостоятельности. В США лицо во время производства по делу о банкротстве считается несостоятельным, а после вынесения судом решения – банкротом.

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, что лежит в основании несостоятельности должника, иными словами, каковы критерии несостоятельности (банкротства).

Данный вопрос имеет свою историю. Так, в дореволюционном законодательстве России имелось два варианта ответа на него, в частности, по словам г. Ф. Шершеневича, для наличия несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества или платежную неспособность. Следует признать, что выдающийся цивилист отдавал предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам. Заметим, что Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3922-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности и под несостоятельностью (банкротством) понимал неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; в отношении граждан применяется достаточно сложная критериальная система, основывающаяся на соотношении критериев неплатежеспособности гражданина (п. 3 ст. 213.6) и неоплатности гражданина (абз. 5 п. 3 ст. 213.6). В результате правовую конструкцию несостоятельности гражданина следует применять вариативно, в зависимости от различных обстоятельств, а именно: во-первых, несостоятельность гражданина сводится к его неплатежеспособности в ситуациях, когда гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом (п. 1 ст. 213.4); во-вторых, несостоятельность гражданина сводится к альтернативной конструкции его неплатежеспособности и (или) неоплатности в ситуациях, когда гражданин имеет право подать в суд заявление о признании его банкротом (п. 2 ст. 213.4). При этом следует учитывать:

1) презумпцию неплатежеспособности гражданина (абз. 2 п. 3 ст. 213.6): гражданин считается неплатежеспособным, если не докажет обратного;

2) правовую конструкцию исключения неплатежеспособности гражданина (абз. 7 п. 3 ст. 213.6), согласно которой должник не может быть признан неплатежеспособным, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от его деятельности и погашения задолженности перед ним, он в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил'.

Механизм банкротства граждан был введен в Российской Федерации с 1 октября 2015 г. В современной России не был накоплен опыт реализации института потребительского банкротства, отсутствовала и практика его правоприменения, а также практика выявления влияния указанного правового института на правовую, социальную и экономическую сферы. Именно поэтому в настоящий момент возникает потребность в теоретическом изучении экономико-правовых последствий применения указанного института. Заметим, что многие ученые уже высказывались о необходимости регулирования отношений несостоятельности (банкротства) с участием граждане

Одной из основных целей института банкротства гражданина является освобождение лица, попавшего в тяжелое финансовое положение, от долговой зависимости и обязательств перед его денежными кредиторами. Наличие указанного обстоятельства вытекает из того, что процедуры, применяемые при банкротстве граждан — реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина — являются реабилитационными процедурами, а изначальным предназначением института банкротства граждан является оказание помощи гражданину-должнику, что лежит в основе концепции нового старта (fresh start) для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию. Общая конструкция механизма освобождения гражданина от обязательств, заложенная в российском законодательстве, состоит в следующем: после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина Однако указанное правило само по себе не содержит всех элементов правовой конструкции механизма освобождения гражданина-должника от долговой зависимости в процессе банкротства, так как оно должно применяться системно, во взаимосвязи с иными положениями законодательства о банкротстве. Комплексный анализ норм законодательства о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемая правовая конструкция состоит из следующих элементов:

1) условий применения механизма освобождения гражданина от обязательств;

2) правил об исключениях в механизме освобождении гражданина от обязательств;

3) признаков недобросовестности гражданина.

Данные элементы имеют сложный самостоятельный состав и выполняют четко определенные взаимозависимые функции.

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства). Необходимо отметить, что Закон в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее 500 тыс. руб. Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторов означает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.

Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта банкротом.

При определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т. е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. Предметной особенностью денежного обязательства является уплата кредитору должником денежной суммы. Основания возникновения денежных обязательств могут быть отнесены либо к договорным, либо к внедоговорным. Наиболее распространенным из них является договор, в силу которого обязанностям одной из сторон по передаче товаров, выполнению работ и оказанию услуг противостоит обязанность другой стороны по уплате определенной денежной суммы. Структурно именно таким образом выглядят практически все договоры, применяемые в гражданском обороте: купли-продажи, перевозки, подряда и т. д.

Однако денежное обязательство может возникнуть и по иным (внедоговорным) основаниям, а именно вследствие неосновательного обогащения, вследствие причинения вреда.

Следует обратить внимание, что при определении наличия признаков банкротства должника не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Законодатель устанавливает особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров: если обязательство возникло из договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренным положениями законодательства о рынке ценных бумаг, правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга, то такое обязательство прекращается. В результате возникает нетто-обязательство — денежное обязательство, которое является следствием такого прекращения. Нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пени).

Следует учесть, что в соответствии с положениями Закона о банкротстве ряд платежей может возникнуть после принятия заявления о признании должника банкротом {текущие платежи). Требования кредиторов по таким платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Закон о банкротстве не ограничивается лишь гражданско-правовым обязательством должника, поскольку при определении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично-правовая обязанность соответствующего лица, т. е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, страховые и иные взносы и платежи).

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве). Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, поскольку данное количество признается пропорциональным сумме требований кредиторов к должнику (ст. 12). При этом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом или арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Однако, если должник по каким-либо причинам оспаривает требования кредиторов, данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

Российский институт несостоятельности не может развиваться в отрыве от международных тенденций. Отмечая значительные различия современных национальных моделей конкурсного права, можно сделать вывод о существовании нескольких систем несостоятельности:

1) радикально прокредиторское законодательство ставит задачу удовлетворения требований кредитора как основную (Англия, Ирландия, Израиль, И



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.078 с.)