Общая характеристика антимонопольного законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика антимонопольного законодательства



Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. В России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Понятие конкуренции определено в ч.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие развитой конкурентной среды является одним из основных факторов развития экономики. Высокий уровень конкуренции в экономике является залогом эффективного использования компаниями ресурсов, снижения себестоимости продукции с одновременным улучшением ее качества (благодаря внедрению новых технологий), а, следовательно, формирования оптимальных (не монопольно высоких и не монопольно низких) рыночных цен.

Цели антимонопольного законодательства:

1) обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации;

2) защита конкуренции;

3) определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (данная цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству);

4) обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств. Обозначенная цель имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства;

5) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О естественных монополиях», Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, иных федеральных законов.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основано на Конституции РФ (ст. 8, 34, 55, 74), ГК РФ (ст. 1, 10) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения по защите конкуренции. Установление правовых основ единого рынка, согласно ст. 71 Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации, что обусловливает федеральный уровень актов антимонопольного законодательства.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10). В соответствие с ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ "О защите конкуренции", можно назвать следующие:

· Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Закон действует на территории РФ, действие распространяется и в отношении соглашений или действий, совершаемых за пределами РФ, но оказывающих влияние на состояние конкуренции в России. Нормы Закона непосредственно адресованы хозяйствующим субъектам (группам лиц), органам власти всех уровней и другим лицам.

Федеральный закон «О естественных монополиях» содержит понятие естественной монополии, субъекта естественной монополии, определяет естественно - монопольные сферы деятельности, правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и особенности их правового статуса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Данные кодифицированные акты содержат нормы об административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Значительное число иных законов содержат нормы антимонопольной направленности, например Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Особенностью российского законодательства является отсутствие специального федерального закона о защите от недобросовестной конкуренции, хотя подобная ситуация характерна не только для России, но и для ряда зарубежных стран (Великобритания, США). Нормы, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции, содержатся в ГК РФ (ч. IV), Законе о защите конкуренции, иных законах.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, могут регулироваться и нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы). В частности, постановлениями Правительства РФ определены особенности регулирования деятельности финансовых организаций.

В соответствии с Законом о конкуренции государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти -- федеральный антимонопольный орган.

Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.

Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

На обеспечение единообразия в применении антимонопольного законодательства направлены акты ВАС РФ, в частности постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 30).

При характеристике антимонопольного законодательства следует учитывать, что международные акты являются составной частью правовой системы России. Так, РФ является участницей Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Интеграционными процессами, проходящими в рамках Таможенного союза, продиктовано подписание Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.), которое направлено на обеспечение конкуренции на трансграничных рынках. Данное соглашение прекратило действие с 1 января 2015 года на основании международного договора от 29 мая 2014 года. Также в числе международных договоров в сфере конкурентного права можно упомянуть соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами - участниками СНГ 12 марта 1993 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.007 с.)