Система правового обеспечения качества продукции. Законодательство о техническом регулировании. Технические регламенты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система правового обеспечения качества продукции. Законодательство о техническом регулировании. Технические регламенты.



 

Понятие и сущность качества товаров (работ, услуг)

На современном этапе развития рыночной экономики качество товаров является одним из важнейших факторов успешной деятельности любого предприятия. Высокое качество товаров может обеспечить интенсивный выход из кризиса.

В научной литературе и нормативных актах можно встретить различные определения понятия качества: философское, экономическое, юридическое и др.

В философском понимании качество продукции - это совокупность свойств изделия, характеризующая его существенную определенность, в силу которой оно является данным, а не иным изделием.

Международный стандарт ИСО 8402 определяет качество как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».

В ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» дана следующая формулировка понятия качества продукции: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Юридическое понятие качества продукции не всегда совпадает с технико-экономическим. Если качество продукции в техническом отношении не может быть статичным в процессе развития производства, науки и техники, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям. Иными словами, правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном документе.

Соответствие или же несоответствие указанным требованиям является признаком доброкачественности или недоброкачественности продукции.

Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы, ее устойчивое по­ложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособ­ность связана с двумя показателями - уровнем цены и уров­нем качества продукции.

Качество продукции - важнейший показатель деятель­ности предприятия. Повышение качества продукции в значи­тельной мере определяет выживаемость предприятия в ус­ловиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресур­сов, используемых на предприятии. Рост качества продук­ции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Качество выпускаемой продук­ции - основной фактор конкуренции между фирмами.

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных зако­ном - обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества является постоянной заботой государства. Решение данной задачи достигается: путем улучшения качества сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствования технологического процесса производства и производственного контроля за качеством и безопасностью продукции.

Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения качества и безопасности продукции через установление порядка нормирования государственных требований к качеству и безопасности продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением государственных требований, введение эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.

Качество как фактор конкурентоспособности распростра­няется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

С понятием качества тесно связано и понятие техничес­кого уровня продукции - относительной характеристики ка­чества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оце­ниваемой продукции, с соответствующими значениями базо­вых показателей.

Качество продукции не ограничивается только одним свой­ством, это совокупность свойств. Свойства продукции коли­чественно выражаются в показателях качества.

Общеприз­нанна классификация на 10 групп свойств и соответствен­но показателей.

Показатели, формирующие ка­чество продукции:

1) показатели назначения;

2) показатели надежности;

3) показатели технологичности;

4) показатели стандартизации и унификации;

5) эргономические показатели;

6) эстетические показатели;

7) показатели транспортабельности;

8) патентно-правовые показатели;

9) экологические показатели;

10) показатели безопасности.

Совокупность перечисленных показателей формирует ка­чество продукции. Изделие должно быть надежным, отве­чать эстетическим требованиям, хорошо выполнять свои фун­кции, т. е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Кроме всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопостав­ляет, оправдывает ли набор свойств изделия его цену. По­мимо цены важны и эксплуатационные характеристики из­делия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуата­ции и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосхо­дят продажную цену изделия.

 

Особенности правового регулирования качества товаров (работ, услуг)

 

Правовое обеспечение качества – совокупность методов и средств правового регулирования отношений между разработчиком, изготовителем и заказчиком (потребителем) по поводу качества продукции, возникающих в процессе ее проектирования, изготовления, реализации и эксплуатации.

Правовое обеспечение качества продукции осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ,Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. № 184-ФЗи другими нормативными актами федерального, регионального и муниципального уровня.

Правовое регулирование качества - это правовое регули­рование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продав­цов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соб­людением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Отношения по поводу определения требований к качеству регули­руются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются дого­вором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установ­ленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст.422 ГК).

Например, так, в соот­ветствии с п. 1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом по­рядке предусмотрены обязательные требования к качеству продавае­мого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установ­ленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обяза­тельными для сторон требованиями.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений;

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

1) применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

2) проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

3) проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);

4) применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает:

· порядок разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

· порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных требований к указанным объектам, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

· систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются соответствующие требования к регулируемым объектам;

· порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;

· порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;

· порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;

· порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

Учитывая существенную новизну Закона, до 1 июля 2010 г. был предусмотрен переходный период до полного принятия всех технических регламентов. До вступления в силу соответствующего технического регламента к объектам, которые он регулирует, применялись обязательные требования, установленные ранее законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184 «О техническом регулировании», вступивший в действие в июле 2002 г., предусматривает радикальное изменение существующих технических требований безопасности путем постепенного создания и введения в действие новой системы технического регулирования в России. Техническое регулирование определено в указанном Законе как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В качестве основных источников требований безопасности (в т.ч. экологической) к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации являются технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов либо в форме международных договоров, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании» до принятия соответствующих федеральных законов допускалось принятие технических регламентов в форме указов Президента РФ или постановлений Правительства РФ.

Абзац 2 п. 1 ст. 1 Закона является емким по своему содержанию и определяет круг регулируемых отношений, связанных с объектами, на которые устанавливаются обязательные требования.

Такими объектами являются:

1) продукция как таковая, в том числе здания и сооружения;

2) процессы проектирования (включая изыскания);

3) процессы производства продукции (т.е. технологические требования ее изготовления);

4) процессы строительства продукции;

5) процессы монтажа продукции;

6) процессы наладки продукции;

7) правила эксплуатации (применения, потребления) продукции;

8) правила хранения продукции;

9) правила перевозки продукции;

10) правила реализации продукции;

11) правила утилизации продукции.

Данный Закон регулирует порядок установления обязательных требований как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим все стадии ее жизненного цикла от изготовления до утилизации.

Понятия, используемые в законе:

· безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

· контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки

· продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

· впервые выпускаемая в обращение продукция – продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены.

· риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

· сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

· сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

· система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

· технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

· стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

· региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

· свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;

· региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 полностью заменил Законы РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.1993 г. № 5151-1 и "О стандартизации" от 10.06.1993 г. № 5154-1, которые утратили силу со дня введения его в действие. Впоследствии был принят новый Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06. 2015 г. № 162-ФЗ.

Требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных За­коном РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», является право на получение товаров, результатов работ и услуг (продукции) надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 данного Закона. Четкое определение этого понятия имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за про­дукцию ненадлежащего качества (с недостатками).

Под качеством необходимо понимать совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с ее назначением. Ка­чество - понятие, близкое к потребительской сто­имости. Если потребительская стоимость какой-либо продукции (услуги) есть способность удов­летворить определенные потребности человека и общества, то качество - это степень удовлет­ворения.

Для определенного вида продукции существу­ют свои показатели качества. Так, технический уровень станка характеризуется: производи­тельностью, надежностью, долговечностью, автоматизацией управления. Изделия химической промышленности характеризуются уровнем ка­чества, процентным содержанием полезного ве­щества в единице продукции, рецептурой, содер­жанием вредных примесей.

В промышленности оценка технического уровня и качества продук­ции основывается, как правило, на принципах и методах особой отрасли знаний, называемой квалиметрией. Квалиметрия разрабатывает методы количественной оценки качества, учитывая спе­цифику конкретного изделия.

Качество продукции (работ, услуг) является одним из важней­ших факторов успешной деятельности любой организации. От ка­чества товаров зависит многое в экономической и социальной жиз­ни страны и каждого отдельного потребителя. Переход к новой эко­номической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что только качественные товары гарантируют производителю конкурентоспособность.

Сегодня во всех странах качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках, превратилось в источник роста национального богатства.

В России разработана государственная программа управления качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересован­ность товаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и качества, отвечающей задачам социально-эконо­мического развития России. Государство, устанавливая требования к качеству, не вмешивается в практическую деятельность организа­ций. Решение проблемы качества связано с установлением и соблю­дением определенных норм качества, обязательных для лиц, от дей­ствий которых зависит качество продукции.

 

Российское предпринимательское право. Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М., Проспект, 2014. – 808 с. ISB№ 978-5-392-11595-2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.251.99 (0.053 с.)