Понятие и правовые основы саморегулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовые основы саморегулирования



Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения стандартизация и контроль – основные составляющие саморегулирования.

Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно использовавшегося способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию. Е. П. Сухов справедливо отмечает, что саморегулирование призвано «устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти».

Важно отметить, что Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах. По принятому в международной практике определению, саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) – организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности.

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктовалась введением в законодательные акты требования обязательного членства в саморегулируемых организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечает Н. Г. Семилютина, «налицо значительное число организаций, на деле облегчающих ведение предпринимательской деятельности путем разработки стандартов, индикативных показателей, осуществляющих действия, способствующие защите интересов потребителей и повышению качества оказываемых услуг, которые не зарегистрированы в качестве СРО и не стремятся к приобретению формального статуса СРО». Примером тому могут служить торгово-промышленные палаты, Ассоциация российских банков, РСПП, «ОПОРА РОССИИ» и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим, как представляется, можно говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле слова. Создание саморегулируемых организаций, подчиняемых требованиям Закона о СРО, или саморегулирование в его узком значении, определяемом названным законом, должно осуществляться тогда, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее – СРО). Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Как указал Конституционный Суд РФ, «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам».

Указанная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах Конституционного Суда РФ: «Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций… Это однако не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично­правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации – правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 2; ст. 129 ч. 5 Конституции РФ»).

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Так, обязательное членство предусмотрено в СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования.

Конституционность установленного законами обязательного членства в СРО подтверждена Конституционным Судом РФ: «В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично­правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов».

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ впоследствии получила подтверждение применительно к СРО оценщиков, аудиторов и др.

В теории выделяют 3 модели саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Как представляется, применяемая модель саморегулирования во многом зависит от того, является ли членство в СРО для субъекта профессиональной или предпринимательской деятельности добровольным либо обязательным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.007 с.)