Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в регулировании предпринимательских отношений

Поиск

 

Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 992 с.

Ряд авторов в качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматривают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, установленные в ст. 71 — 73 Конституции РФ. С этих позиций различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения Российской Федерации, законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также акты субъектов РФ. Например, к федеральному законодательству относятся: регулирование федеральной государственной собственности; установление основ федеральной политики в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и установление основ ценовой политики; регулирование федеральных энергетических систем, федерального транспорта и путей сообщения, информации и связи, внешнеэкономических отношений РФ; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное законодательство и т. д.

В систему источников предпринимательского права входят нормативные правовые акты субъектов РФ, прежде всего законы субъектов РФ. Они не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Нормотворческие полномочия органов государственной власти субъекта РФ определяются на основе Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится, в частности, принятие актов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Например, можно отметить Закон г Москвы от 26 ноября 2008 г № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Проекты нормативных правовых актов субъектов РФ подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия на предмет выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или влекущих для них необоснованные расходы. Кроме того, нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.

Разграничение полномочий. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основании ст. 71-73 Конституции Российской Федерации. К федеральному ведению отнесено – установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, налоговое законодательство, правовое регулирование: бухгалтерского учета, банкротства, защиты конкуренции,технического регулирования, электроэнергетики и т.д. В настоящее время именно предпринимательская деятельность регулируется именно на федеральном уровне.

Регулирование некоторых вопросов может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации). В том случае если предмет регулирования лежит вне «пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ).Более того разграничение компетенции осуществляется не только на основе Федеральных законов (например: Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), но и на основании договоров о разграничении полномочий и соглашения, в тексте которых обязательно должны определяться полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливаться права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.п.

Принятие субъектами Федерации нормативных актов по вопросам, относящимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. В качестве примера нормативных актов субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности можно привести:

· постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы»;

· постановление Кабинета Министров № 352 от 26 мая 2014 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги «Бизнесинкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий»;

· постановление Кабинета Министров № 239 от 12 апреля 2014 «О перечислении части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет Республики Татарстан по итогам 2013 года» и др.

Акты СНГ и Таможенного союза о предпринимательской деятельности.

В связи с распадом СССР 8 декабря 1991 г. было образовано Содружество независимых государств (далее по тексту – СНГ). СНГ представляет собой международную организацию, функционирующей на добровольной основе, которая призвана регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. С точки зрения предпринимательского права основными целями Соглашения о создании СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, а также всестороннее развитие государств-участников в рамкахобщего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции.

Соответственно с целью формирования благоприятных условий для стабильного и эффективного развития экономик стран участниц СНГ в целом, а также обеспечения свободы перемещения товаров, услуг через границы государств - участников были приняты следующие нормативные правовые акты:

· Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

· Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей;

· Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств;

· Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ;

· Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ и др.

Большое значение имеет «Договор о зоне свободной торговли», подписанный большинством стран-участниц СНГ в 2011 г., который закрепил новый порядок установления пошлин, в частности, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены, а также необходимость сокращения исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Необходимо отметить, что по вопросам социально-экономического сотрудничества основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение соглашений, является Экономический совет. При Экономическом Совете учреждена Комиссия по экономическим вопросам, котораяобеспечивает рассмотрение проектов документов, подготовляемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. Высшим же органом управления является Совет глав государств.

В 2009 - 2011 гг. Россия переживала серьезнейшие процессы, протекавших в ее внешнеэкономической деятельности, внешней торговле. Это связано с тенденциями интеграции экономики страны, в широком ее смысле, с мировой экономикой. Это нашло выражение в создании Таможенного союза, присоединении России к ВТО, многочисленных соглашениях, заключенных на саммите АТЭС 2012 г., а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Данные процессы требуют серьезного научного осмысления и совершенствования нормативной базы всех уровней иерархии.

 

Особое место среди международных источников предпринимательского права занимают соглашения, заключенные в рамках ВТО. С 1 января 1995 г для всех членов ВТО действуют ГАТТ-1994 и другие многосторонние соглашения по торговле товарами и связанные с ними документы юридического характера, составляющие неотъемлемую часть Соглашения о создании ВТО. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы, поэтому в целом право ВТО относят к международному торговому праву.

В связи с созданием ЕАЭ к источникам предпринимательского права следует относить:

1) Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), включающий в качестве приложений протоколы по различным направлениям регулирования экономических отношений;

2) международные договоры, заключаемые между государствами — членами ЕАЭС по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза;

3) международные договоры Союза с третьими сторонами;

4) а также нормативные решения Высшего Евразийского экономического совета. Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий.

Решения органов ЕАЭС подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Договором и протоколами установлены правила функционирования таможенного союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование), общие положения о техническом регулировании, а также нормы, регулирующие единое экономическое пространство (макроэкономическую, промышленную и валютную политику, правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах, цели и принципы регулирования финансовых рынков, нормативные принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, общие принципы и правила конкуренции, деятельность субъектов естественных монополий, общий рынок энергетических ресурсов, транспортную инфраструктуру и перевозки, обеспечение охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, государственные (муниципальные) закупки и т. д.).

К нормативным договорам могут быть отнесены договоры, применяемые для регулирования внутригосударственных отношений, например договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, закрепляющие в том числе полномочия в сфере экономического развития.

В юридической литературе обращается внимание на формирование наднационального законодательства, анализируются проблемы передачи части публичных полномочий государств на наднациональный уровень. К наднациональному законодательству относят как международные договоры, так и иные документы. Среди последних выделяются акты, принятые в качестве приложений к международным договорам (например, Таможенный кодекс Таможенного союза), а также отдельные акты, обладающие самостоятельным статусом (например, действует ранее принятое решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и др.). Подобное развитие источников предпринимательского права позволяет говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования предпринимательской деятельности: наднационального (например, законодательство Таможенного союза) и внутреннего (законодательство РФ).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.008 с.)