Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в регулировании предпринимательских отношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 992 с. Ряд авторов в качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматривают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, установленные в ст. 71 — 73 Конституции РФ. С этих позиций различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения Российской Федерации, законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также акты субъектов РФ. Например, к федеральному законодательству относятся: регулирование федеральной государственной собственности; установление основ федеральной политики в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и установление основ ценовой политики; регулирование федеральных энергетических систем, федерального транспорта и путей сообщения, информации и связи, внешнеэкономических отношений РФ; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное законодательство и т. д. В систему источников предпринимательского права входят нормативные правовые акты субъектов РФ, прежде всего законы субъектов РФ. Они не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Нормотворческие полномочия органов государственной власти субъекта РФ определяются на основе Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится, в частности, принятие актов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Например, можно отметить Закон г Москвы от 26 ноября 2008 г № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Проекты нормативных правовых актов субъектов РФ подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия на предмет выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или влекущих для них необоснованные расходы. Кроме того, нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности. Разграничение полномочий. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основании ст. 71-73 Конституции Российской Федерации. К федеральному ведению отнесено – установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, налоговое законодательство, правовое регулирование: бухгалтерского учета, банкротства, защиты конкуренции,технического регулирования, электроэнергетики и т.д. В настоящее время именно предпринимательская деятельность регулируется именно на федеральном уровне. Регулирование некоторых вопросов может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации). В том случае если предмет регулирования лежит вне «пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ).Более того разграничение компетенции осуществляется не только на основе Федеральных законов (например: Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), но и на основании договоров о разграничении полномочий и соглашения, в тексте которых обязательно должны определяться полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливаться права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.п. Принятие субъектами Федерации нормативных актов по вопросам, относящимся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. В качестве примера нормативных актов субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности можно привести: · постановление Правительства Москвы от 14 марта 2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы»; · постановление Кабинета Министров № 352 от 26 мая 2014 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги «Бизнесинкубирование субъектов малого предпринимательства в сфере информационных технологий»; · постановление Кабинета Министров № 239 от 12 апреля 2014 «О перечислении части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет Республики Татарстан по итогам 2013 года» и др. Акты СНГ и Таможенного союза о предпринимательской деятельности. В связи с распадом СССР 8 декабря 1991 г. было образовано Содружество независимых государств (далее по тексту – СНГ). СНГ представляет собой международную организацию, функционирующей на добровольной основе, которая призвана регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. С точки зрения предпринимательского права основными целями Соглашения о создании СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, а также всестороннее развитие государств-участников в рамкахобщего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции. Соответственно с целью формирования благоприятных условий для стабильного и эффективного развития экономик стран участниц СНГ в целом, а также обеспечения свободы перемещения товаров, услуг через границы государств - участников были приняты следующие нормативные правовые акты: · Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; · Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей; · Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств; · Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ; · Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ и др. Большое значение имеет «Договор о зоне свободной торговли», подписанный большинством стран-участниц СНГ в 2011 г., который закрепил новый порядок установления пошлин, в частности, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены, а также необходимость сокращения исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Необходимо отметить, что по вопросам социально-экономического сотрудничества основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение соглашений, является Экономический совет. При Экономическом Совете учреждена Комиссия по экономическим вопросам, котораяобеспечивает рассмотрение проектов документов, подготовляемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. Высшим же органом управления является Совет глав государств. В 2009 - 2011 гг. Россия переживала серьезнейшие процессы, протекавших в ее внешнеэкономической деятельности, внешней торговле. Это связано с тенденциями интеграции экономики страны, в широком ее смысле, с мировой экономикой. Это нашло выражение в создании Таможенного союза, присоединении России к ВТО, многочисленных соглашениях, заключенных на саммите АТЭС 2012 г., а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Данные процессы требуют серьезного научного осмысления и совершенствования нормативной базы всех уровней иерархии.
Особое место среди международных источников предпринимательского права занимают соглашения, заключенные в рамках ВТО. С 1 января 1995 г для всех членов ВТО действуют ГАТТ-1994 и другие многосторонние соглашения по торговле товарами и связанные с ними документы юридического характера, составляющие неотъемлемую часть Соглашения о создании ВТО. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы, поэтому в целом право ВТО относят к международному торговому праву. В связи с созданием ЕАЭ к источникам предпринимательского права следует относить: 1) Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), включающий в качестве приложений протоколы по различным направлениям регулирования экономических отношений; 2) международные договоры, заключаемые между государствами — членами ЕАЭС по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза; 3) международные договоры Союза с третьими сторонами; 4) а также нормативные решения Высшего Евразийского экономического совета. Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий. Решения органов ЕАЭС подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством. Договором и протоколами установлены правила функционирования таможенного союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование), общие положения о техническом регулировании, а также нормы, регулирующие единое экономическое пространство (макроэкономическую, промышленную и валютную политику, правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах, цели и принципы регулирования финансовых рынков, нормативные принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, общие принципы и правила конкуренции, деятельность субъектов естественных монополий, общий рынок энергетических ресурсов, транспортную инфраструктуру и перевозки, обеспечение охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, государственные (муниципальные) закупки и т. д.). К нормативным договорам могут быть отнесены договоры, применяемые для регулирования внутригосударственных отношений, например договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, закрепляющие в том числе полномочия в сфере экономического развития. В юридической литературе обращается внимание на формирование наднационального законодательства, анализируются проблемы передачи части публичных полномочий государств на наднациональный уровень. К наднациональному законодательству относят как международные договоры, так и иные документы. Среди последних выделяются акты, принятые в качестве приложений к международным договорам (например, Таможенный кодекс Таможенного союза), а также отдельные акты, обладающие самостоятельным статусом (например, действует ранее принятое решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и др.). Подобное развитие источников предпринимательского права позволяет говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования предпринимательской деятельности: наднационального (например, законодательство Таможенного союза) и внутреннего (законодательство РФ).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.008 с.) |