Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и правовая основа технического регулирования предпринимательской деятельности
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184 «О техническом регулировании», вступивший в действие в июле 2002 г., предусматривает радикальное изменение существующих технических требований безопасности путем постепенного создания и введения в действие новой системы технического регулирования в России. Техническое регулирование определено в указанном Законе как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Правовую основу технического регулирования составляют соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Таможенного союза (ТС), а также российское законодательство. Договорно-правовая основа технического регулирования ВТО представлена в первую очередь Соглашением по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) – ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. (далее – Соглашение ВТО по ТБТ). Приложением № 3 к Соглашению ВТО по ТБТ является Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (далее – Кодекс добросовестной практики ВТО), где сосредоточены основные правила стандартизации ВТО. Договорно-правовая основа технического регулирования ЕврАзЭС включает ряд соглашений: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств – членов Евразийского экономического сообщества (Астана, 24 марта 2005 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.) и др. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет (Межгоссовет), которым также утверждены документы технического регулирования, в частности Порядок разработки технических регламентов (утв. Решением Межгоссовета Евр АзЭС № 1175 от 17 августа 2008 г.) и др.
Договорно-правовая основа технического регулирования ТС представлена рядом соглашений, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.), Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.) и др. Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия) является единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и Единого экономического пространства (Договор о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2011 г.)). Ранее эти функции осуществляла Комиссия ТС (Договор о Комиссии ТС, Душанбе, 6 октября 2007 г.). Решения Комиссии входят в договорноправовую базу ТС и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях, заключивших договор государств. Так, Решением Совета Комиссии от 20 июня 2012 г. № 48 утверждено Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС. Решения Комиссии подлежат опубликованию на официальном сайте Комиссии в Интернете. Дата публикации решения Комиссии на официальном сайте Комиссии в Интернете признается датой официального опубликования данного решения. Таким образом, как отмечено в литературе, «система технического регулирования, действующая в рамках ЕврАзЭС и формирующаяся в Таможенном союзе, а также зарождающаяся в государствах СНГ, представляет собой сложный конгломерат международно-правовых актов, решений, находящихся в тесной взаимосвязи между собой». Национальное законодательство о техническом регулировании представлено федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Как указано специалистами, «данный Закон испытал большое влияние норм ВТО». Заметим также, что Закон о техническом регулировании заложил основу реформирования рассматриваемой сферы общественных отношений, в том числе и системы основных документов технического регулирования.
Большую роль в правовом обеспечении технического регулирования играют принятые во исполнение положений Закона о техническом регулировании подзаконные нормативные правовые акты, некоторые из них указаны в данной главе. Следует отметить, что соглашения ТС и ЕврАзЭС в значительной степени заменили Закон о техническом регулировании и в целом национальное правовое обеспечение технического регулирования в РФ. Однако многие положения Закона о техническом регулировании применимы, при условии, что они не противоречат соглашениям и актам ТС и ЕврАзЭС. Так, сохраняется национальное регулирование по следующим вопросам: национальные стандарты и стандарты организаций; государственный контроль и надзор в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; национальные аспекты развития и поддержания системы сертификатов оценки соответствия и деклараций соответствия; национальные аспекты развития и поддержания системы органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); добровольная оценка соответствия и др. Следовательно, многие вопросы технического регулирования в России и далее будут регулироваться на национальном уровне с учетом режимов ТС и ЕврАзЭС.
Технические регламенты Термин «регламент» происходит от фр. reglement – распорядок, правила, устав. Понятие технического регламента закреплено в актах ВТО, ЕврАзЭС, ТС и Законе о техническом регулировании. Анализ указанных определений позволяет говорить об их единой правовой природе и однотипных способах построения. Приведем некоторые определения. Технический регламент ВТО – документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства (п. 1 Приложения 1 к Соглашению ВТО по ТБТ «Термины и их определения для целей настоящего Соглашения»). Технический регламент ТС – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией ТС (ст. 1 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.)). Технический регламент по законодательству РФ – документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 2 Закона о техническом регулировании).
Следует обратить внимание на то, что работы и услуги среди объектов технического регулирования не указаны. Специалисты отмечают, что технический регламент, являясь «правовой нормой с техническим содержанием, должен… быть гибким и в каждый момент своего действия отвечать потребностям социально-экономического и научно-технического развития страны». Соглашение ВТО по ТБТ, акты ЕврАзЭС, ТС и Закона о техническом регулировании определяют порядок подготовки, принятия и применения технических регламентов. Кратко охарактеризуем данные принципиальные положения. В качестве законных целей принятия технических регламентов Соглашения ВТО по ТБТ называет требование национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защиту здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, охрану окружающей среды. Указанное положение в целом нашло закрепление во всех основополагающих актах технического регулирования ЕврАзЭС, ТС, а также в Законе о техническом регулировании. Так, ст. 6 Закона о техническом регулировании четко определяет цели принятия технических регламентов: 1) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; 4) обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов установленные ранее требования подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям. Статья 2.1 Соглашения ВТО по ТБТ закрепляет принципы недискриминации и национального режима в сфере технического регулирования, определяя, что товарам, импортируемым с территории любого члена, должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны. Данной норме корреспондирует правило п. 6 ст. 7 Закона о техническом регулировании.
Технические регламенты, согласно ст. 2.2 Соглашения ВТО по ТБТ, не должны создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле, т. е. создавать барьеры в торговле. Согласно ст. 7 Закона о техническом регулировании основное содержание технических регламентов связано с установлением минимально необходимых требований, обеспечивающих безопасность (биологическую, механическую, пожарную, безопасность продукции и др.); электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; правила и формы оценки соответствия, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения и др. Принцип гармонизации технических регламентов с соответствующими международными стандартами закреплен в ст. 2.2.4 Соглашения ВТО по ТБТ. Данный принцип отражен в российском национальном законодательстве о техническом регулировании, а также актах ЕврАзЭС и ТС. В силу п. 8 ст. 7 Закона о техническом регулировании, международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения целей принятия технических регламентов, в том числе вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей. Отметим, что РФ принимает активное участие в ИСО, МЭК и иных международных организациях по техническому регулированию. Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) – крупнейший в мире разработчик международных стандартов. Официально начала свою деятельность в 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов. РФ стала членом ИСО как правопреемник СССР. По состоянию на 2011 г. в ИСО входили организации из 164 стран. Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC) – ведущая в мире организация по подготовке и публикации международных стандартов для всех электрических, электронных и смежных технологий. Основана в 1906 г. В IEC насчитывается действительных членов 60, ассоциированных – 22.
Наличие климатических и географических особенностей допускает установление в техническом регламенте специальных требований, применяемых в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований приведет к недостижению целей принятия технических регламентов (п. 9 ст. 7 Закона о техническом регулировании). Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Принцип транспарентности при разработке технических регламентов раскрыт в ст. 2.9 Соглашения ВТО по ТБТ, российском законодательстве, актах ЕврАзЭС и ТС (Порядок разработки технических регламентов, утвержденный Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 1175 от 17 августа 2008 г.; Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС, утвержденное Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. № 48). Принцип доступности технических регламентов закреплен в ст. 2.11 Соглашения ВТО по ТБТ, в актах ЕврАзЭС, ТС, а также национальном законодательстве о техническом регулировании. Так, в силу п. 20 Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС Решение Совета Комиссии о принятии технического регламента, решение Коллегии Совета Комиссии об одобрении проекта технического регламента и о порядке введения в действие технического регламента размещаются на официальном сайте Комиссии. Принцип установления разумного периода времени между опубликованием технических регламентов и их вступлением в силу закреплен ст. 2.12 Соглашения ВТО по ТБТ, ст. 4 Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств – членов Евразийского экономического сообщества (Астана, 24 марта 2005 г.), п. 2. ст. 5 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (СанктПетербург, 18 ноября 2010 г.). В соответствии с п. 10 ст. 7 Закона о техническом регулировании технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (далее – Единый перечень), утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. № 526 (согласно редакции от 23 ноября 2012 г. в перечне 66 наименований). Технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень (если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС). Технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС. Следует отметить, что по мере вступления в силу технических регламентов ТС перестают применяться соответствующие акты, принятые в РФ. Решением Комиссии ТС от 20 сентября 2010 г. № 384 «О приостановлении вступления в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС» Сторонам рекомендовано приостановить вступление в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и (или) технических регламентов ТС. В настоящее время в РФ приняты и действуют: 1) технические регламенты ТС, принятые Комиссией ТС (технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «Безопасность лифтов» и др.), Советом Евразийской экономической комиссии («Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию» и др.); 2) национальные технические регламенты, принятые Федеральными законами («Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «Технический регламент на табачную продукцию» и др.) и постановлениями Правительства РФ («Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», «Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и др.). Кроме того, обязательными являются отдельные пункты технических регламентов Республики Казахстан.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.032 с.) |