ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ



К категории обязательных требований ФЗ относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства. Из иных качественных показателей критерий обязательности имеют только показатели подлинности и достоверности состава продукции как способ пресечения действий, вводящих в заблуждение приобретателя. Что касается иных качеств товара – государство не несет ответственности за их содержанием.

П.С. в законе используется термин «приобретатель» , а не «потребитель»

Элементы контроля:

1. Лицензирование отд видов деятельности

2. Установление обязательных требований безопасности

3. Метрология

4. Процедура оценки и подтверждения соответствия объекта обязательным требованиям

 

ФЗ «О техническом регулировании» регулирует три группы отношений:

1. разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам (проектирование, утилизация – весь жизненный цикл продукции)

2. разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам, выполнению работ или оказанию услуг.

К работам и услугам устанавливаются только требования, применяемые на добровольной основе.

3. оценка соответствия

1+2+3= техническое регулирование.

 

Законом предусмотрено создание двухуровневой системы регулирования:

1. технический регламент

2. документы в области стандартизации: стандартизация и сертификация, в основе которых лежит принцип добровольности;

 

Технический регламент: документ, который принят международным договором РФ или межправительственным соглашением, ФЗ, Указом Президента или Постановлением Правительства, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны ОС, жизнь и здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение приобретателя. Т.е. вкл только те требования, которые преследует данные цели. Все остальное регулируется документами в области стандартизации.

Технические регламенты должны устанавливать минимально-необходимые требования, обеспечивающие некоторые виды безопасности (радиационная, радиоактивная), чтобы не стать препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности. «Минимальное» = требования не должны быть завышенными.

В регламенте обычно перечисляются объекты, на которые он распространяется, обязательные требования к этим объектам и правила их идентификации. Все эти требования имеют прямое действие на территории РФ и могут быть изменены только в том же порядке, что и принятие акта такого вида, в котором принят технический регламент.

м/н стандарты должны лежат в основе, за исключением случаев, когда это неэффективно или не походит к действительности РФ.

Правительство должно утвердить правила и методы исследования, испытания для проверки и применения регламентов и оценки их соответствия.

Главное звено – возможность разработки регламента любым лицом!

До 1.01.2010 дб быть приняты первоочередные технические регламенты. Сейчас действуют регламенты на табачную продукцию, молочную, масложировую, соковую из фруктов продукцию.

Статья 36 ФЗ: до принятия соотв. техн регламентов прежние нормативные акты подлежат обязательному исполнению только в части соотв. цели принятия техн. регламентов. Обязательные требования раньше содержались в ГОСТах, но ГОСТы исполняются лишь в части, обеспечивающие лишь безопасность

Статья 46 – переходные положения: переход от обязательной сертификации к декларированию продукции, выпускаемой в оборот. В 2011 году было два перечня, ряд товаров выводилось из сертификации (косметика) и попадало под более легкую процедуру «декларации».

 

Переход от обязательной сертификации к декларированию.

1й уровень — тех регламенты с требованиями обеспечения безопасности

2й -уровень — стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик с целью многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентно способности работ и услуг. Цели: повышение уровня безопасности жизни, здоровья. Обеспечивают качество продукции, работ и услуг, с целями обеспечения единства измерений, технической совместимости, взаимозаменяемости тех средств и др целей. Соблюдается ряд принципов добровольного применения документов в области стандартизации. Международные стандарты — основы для разработки национальных стандартов. Требования стандартов не должны быть чрезмерно завышены и противоречить техническим регламентом.

Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико — экономической информации, своды правил, стандарты организаций, зарегистрированные международные региональные стандарты, своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов. В законе есть порядок разработки национальных стандартов, утверждается национальным органом по стандартизации. Функции органа выполняет ФА по тех регулированию и метрологии.

Идентифицируется продукт с помощью оценки соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту: аккредитация, приемка и ввод в эксплуатацию объекта, в тех регулировании — подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции процессов жизненного цикла продукции, работ услуг, требованием технических регламентов, положением стандартов, сводом правил или условием договоров. Добровольное подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации, обязательное в 2х формах — обязательная сертификация и принятие декларации о соответствии.

В случае добровольной сертификации осуществляется установление соответствия национальны стандартом, сводом правил, условием договоров, если продукция соответствует требованиям стандарта орган выдает сертификат соответствия.

Обязательно подтверждение соответствия в соответствии с тех регламентами.

В тех регламенте определяется круг заявителей, схемы подтв соответствия. Декларация и сертификат имеют равную ю.с и действуют на всей территории РФ в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ во время действия декларации или сертификата в течении срока годности или службы продукции. Декларация отличается от сертификата. Если продукция соответствует то получают сертификат на основе результатов исследований. Производитель в декларации сам заяляет о безопасности продукции при её использовании в соответствии с целевым назначением и приняты все меры по обеспечению соответствия продукции требованиям регламента. Схемы: 1я — заявитель сам формирует доказательственные материалы, 2я - +доказательства полученные от органов сертификации.

Оформленная декларация вносится в реестр декларации через органы сертификации, декларации у заявителя хранятся 3 года после истечения срока действия.

Аккредитация — официальное признание органом компетенции лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Каждый орган ведет свой реестр и информирует гос орган о выданных сертификатах и тех чьё действие приостановлено или прекращено.

Государственный контроль

Должностные лица в порядке установленном законодательством осуществляют контроль и надзор за соблюдением технических регламентов. Государственный контроль и надзор совокупность мероприятий по выяснению соблюдает ли субъект обязательные требования, причин несоблюдения, принятия мер ответственности. Такие права предусмотрены: требовать документы подтверждающие соответствие продукции требованиям регламента, выдавать предписания об устранении нарушений в установленный срок, направлять информацию о прекращении действия сертификата соответствия в выдавший орган по сертификации его, выдавать предписания, привлекать к ответственности. При осуществлении контроля, надзора применяется закон о защите прав ю.л при проведении гос контроля. Черты контроля в сфере тех регулирования — сохраняется множественность органов осуществляющих контроль и надзор, объекты контроля сократились (нет работ и услуг), контроль осуществляется по требованиям технических регламентов, контроль на стадии обращения продукции. Закон расширил полномочия органов в части принятия мер, основание — решение суда, невыполнение предписания о разработке программных мероприятий о предотвращении причинения веда.

Ст 36 ФЗ носит отсылочный характер закрепляет 4 основания ответственности — нарушение требований тех регламентов, неисполнение предписаний решений органов, причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуеству, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в следствии не соответствия продукции требованиям тех регламентов или их нарушение при осуществлении процессов(проектирование, хранение св с жизненным циклом продукции), угроза причинения вреда всем перечисленным объектам.

Ответственность несут изготовитель исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

Административная ответственность ха оказание услуг не надлежащего качества предусмотрена ст 14.4, 19.19 устанавливает АО за нарушение требований технических регламентов, правил обязательной сертификации.

Действующее законодательство устанавливает обязанность изготовителя, исполнителя, продавца, если продукция не соответствует требованиям тех регламентов произвести мероприятия по предупреждению причинения вреда, приостановить производство или реализацию продукции, принять меры к снятию продукции с производства по изъятию её из оборота и отзыву от приобретателей. Есть обязанность возместить вред, что не может указываться в договоре и обязанность по приятию мер по предотвращению дальнейшего причинения вреда.

Закон предусматривает ответственность для должностных лиц органов гос контроля и надзора, которые несут ответственность за соблюдение требований технических регламентов. Большую роль играют органы по сертификации, фз о тех регулировании для них предусмотрена ответственность за необъективность исследований 19.19.

Правовые основы ценообразования и ценового регулирования

Ценообразование — процесс образования цен на товары, работы, услуги, который характеризуется определенными методами образования цен — рыночное и государственное ценообразование. Государственное регулирование цен. Как элемент регулирования экономики осуществляется в отношении монополии и социально значимых товаров, услуг к мерам косвенного регулирования относятся меры по определению себестоимости прдукции6 кредитование, дотации, компенсации затрат. Гос-во может влиять на ценообразование 2мя способами — назначать цены, замораживать и определить правила в соответствии с которыми предприниматели назначают регулируемые цены и регулировать деятельность на рынках. Хоз субъект выбирая стратегию ценообразования руководствуется разными факторами, зависит от уровня спроса на товар, зависит от уровня цен на аналогичный товар конкурентов.

Цена — денежное выражение стоимости товара, эквивалент обмена товара на деньги, оценивается как экономическая и как правовая категория — прибыль.

Цена по ГК — исполнение договора оплачивается по цене установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены , тарифы, ставки, устанавливаемые уполномоченными государственными органами. Ст 40 НК — для целей налогообложения применяется цена указанная сторонами сделки и пока не доказано обратное предполагается что цена соответствует уровню рыночных цен. Цена выступает как база для НДС, снабженьческо сбытовых, торговых добавок.

В процессе ценообразования хоз субъекты устанавливают правила для образования различных видов цен.

Рыночные цены — складываются на рынке определенного товара без прямого воздействия на процесс ценообразования, продавец сам формирует цену. Регулируемая цена — складывается на рынке при государственном воздействии на процесс ценообразования. Правильность применения регулирования цен контролируется уполномоченными органами. Рыночная цена может контролироваться в отношении специальных субъектов, либо в определённых целях. Контролируются цены между взаимозависимыми сторонами, по обменом товаром, при совершении внешнеторговых сделок, при колебании цены более чем на 20 % в любую сторону от уровня цен применяемых налогоплательщиком.

Субъектом занимающий доминирующее положение запрещается поддерживать монопольно высокие или низкие цены. Нет Фз рег установление цен тарифов (общие вопросы), есть указ президента о мерах по упорядочению гос регулирования цен тарифов — определяет ценовую политику на дальнейшую либерализацию цен тарифов при сохранении цен тарифов на естественные монополии. В компетенцию правительства входит утверждение перечней товаро, работ, услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат гос регулированию, цены должны применяться всеми одинаково. Принято одноименное постановление правительства № 239. Уст перечень товаров, цены на которые регулируются на федеральном уровне. Продукция ядерно-топливного цикла, др камни, жд перевозки и т. д — федерация. Субъект — перевозки пассажиров, размеры надбавок к лекарственным препаратам, соц услуги. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торг орг по которым ОГВС предоставляется право вводить тарифы и надбавки.

Много законов, где регулируется подходы гос регулирования на конкретные товары.

Могут устанавливаться фиксированные цены или тарифы (общ транспорт), могут устанавливаться предельные цены.

Может устанавливаться базовая цена и предельные коэффициенты изменения среды.

Федеральная служба по тарифам от 9 апреля 2004 года № 204 — ФоиВ по регулированию естественных монополий, осуществляющем государственное регулирование цен тарифов в электроэнергетике на ж/д и другом транспорте, на иные виды товаров, работ , услуг в соответствии с законодательством РФ. Функции — определение цен тарифов, осуществление контроля по применению цен тарифов, перечисляются цены, занимается рассмотрением разногласий органами исполнительной власти субъектов организациями и потребителями в области гос регулирования тарифов. Ответственность установлена ст 14.6.

Указом президента предусматривалась санкция взыскания полученной выручки в бюджет субъекта.

Предпринимательские договоры

Основной правовой формой является договор — выступает в качестве регуляторов отношений контрагентов, устанавливает режим связи между партнерами.

Понятие торговой сделки, критерий выделения, особенности торговых обязательств. Критерий отнесения сделок к торговым: спекулятивный характер сделки с целью получения прибыли, субъективный - по промыслу, совершение вспомогательных сделок для создания условий его основной деятельности. К числу торговых сделок между коммерсантами (во франции и с потребителями).

В СССР были хозяйственные договоры. В ГК есть обязательства связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Объективной предпосылкой являются опосредованные ГП отношения по осуществлению предпринимательской деятельности. Законодатель предусматривает необходимость участия ком орг в публ договорах, доверительного упр имуществом, коммерческой концессии. Нормы ГК определяют цели передаваемого имущества.

Предпринимательский договор — не вид гр-пр договора, а правовая категория, которая имеет общие и специальные признаки договора. Выделить предпринимательские договоры с помощью критериев — связь с предпринимательской деятельностью, применение договора для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе осуществления деятельности, субъективный состав — все предприниматели, предпринимательская цель использования, передаваемого по договору имущества, часто встречается ограничение принципа свободы договора(огр инициатива лица при заключении договора в обязательном порядке, ограничивается условия — закл договора на торгах). Установление повышенных тр к предпринимателю вызвано публичностью, напр на извлечение прибыли. Дополняются наибольшей степенью свободы если обе стороны предприниматели. Ст 310 ГК предусматривает для предпр договоров возможность предусмотреть односторонний отказ или изменение условий договора в сл предусмотренных законом и если стороны предусмотрели её в договоре. По др решен вопрос в др договорах, только в случаях предусмотренных законом. Обязательство не связанное с предпринимательской деятельностью должник в праве исправит досрочно, ест презумпция запрета без согласия кредитора. Для предпринимательства безвозмездные договоры не имеют значения. Предпринимательский договор — соглашение лиц направленное на прекращение, установление, изменение предпринимательских прав и обязанностей. Белых определяет предпринимательский договор как 2х или одностороннее соглашение субъектов, направленное на осуществление целей в сфере предпринимательской деятельности.

Особенности заключения : в прдприн отн договору предш преддоговорный процесс — формируется основа будущих отношений есть возможность обсудить условия договора. Этапы:

- структурирование договорных отношение — обязательная стадия(может быть простой и сложной когда раз структура будущих отношений) могут принимать участие все стороны или 1 сторона, которая будет выдвигать оферту,

- юридическая документальная проверка контрагента или актива

- процедура заключения договора

Преддоговорная ответственность — может возникнуть если договор признан недействительным, так и в случае если договор не был заключён вообще.

С рзвитием коммерческого оборота класс стр не актуальна, применяются переговоры. Спец способы нацелены на заключение предпринимательских договоров.

Публ договор — особый состав. Стороной обязанной заключить договор является коммерческая организация. Коммерческими орг является естественная монополии потребителями являются гр-не и предпринимателями. коммерческая организация не в праве отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить товары, услуги.. выполнить работы в случае отказа заинтересованное лицо в праве обратиться с понуждением в заключении договора. Коммерческая организация не в праве оказывать предпочтение, кроме случаев предусмотренных законом. Условия публичного договора должны быть обязательными для всех потребителей.

Договор присоединение — по способу заключения, В ст 428 сказано, что таким договором является договор условия которого содержаться в формулярах.

Единственная защита — иск об изм или раст договора. Для потреб наличие условий обычно предоставляемых прав. С требованием о расторжении не может обращаться предприниматель.

Если данный договор нарушает права, которые предоставляются.

Механизм вхождения в договор широко применяется на практике

Клейм считает, что навязывание такого договора является злоупотреблением правом и должно влечь административную ответственность.

Договор присоединения.

Стороне надо доказать, что она не пошла бы на заключение такого договора, разумно понимая её интересы, и что договор лишает её прав, либо содержит обременительные условия, которые она бы в другой ситуации не приняла бы

П3 ст 428 – исключается в Проекте.

Механизм вхождения к уже готовому договору широко применяется на практике, к которому потребитель обязан присоединиться и никто не будет изменять договор под Вас. (напр., покупка мебели).

Субъекты естественных монополий, как правило, и используют договоры присоединения.

Точка зрения: что такие договоры нарушают свободу договоров, нельзя использовать такую форму, а если использовать, то это приведет к злоупотреблению, и должно влечь ответственность.

Предварительный договор.

Одним из оснований – обязательство сторон заключить последующий договор на условиях предусмотренных предварительным договором (п 1 ст 423 ГК).

Признак предварительного договора:

Необходимо, чтобы в договоре были условия, позволяющие установить предмет, а также иные существенные условия основного договора.

Предварительный договор заключается в форме установленной для основного договора, а если такой формы нет, то значит письменная форма. Иначе договор будет ничтожным.

Для хозяйствующих субъектов заключение ПП – это согласование условий будущего договора, уверенность в сбыте своей продукции, планирование будущей деятельности.

Если сторона уклоняется от исполнения ПП, т.е. заключения основного договора, через суд такую сторону можно понудить к заключению основного договора.

О включении в основной договор условий, не обусловленных ПП, решается судом.

В ГК – 446.1 – оспаривание заключенного договора (Проект). Суть: суд может определить условия нового договора с учетом баланса интересов каждой стороны на основе справедливости. А не только его признать недействительным.

В проекте предлагается включить статью о рамочном договоре – договор с открытыми условиями.

Опционный договор – применяется на рынке ценных бумаг – когда одна сторона безотзывной офертой предоставляет другой стороне безусловное право заключить договор на условиях, предусмотренной опционом.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.02 с.)