Понятие предпринимательского права.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие предпринимательского права.



Предпринимательство – одна из форм человеческой деятельности, определенное поведение.

В числе конституционных прав и свобод человека закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. =>

Предпринимательская деятельность – разновидность экономической деятельности.

Экономическая деятельность – процесс воспроизводства, обмена и потребления материальных благ, т.е. обеспечение жизнедеятельности человека. Легального определения не существует.

Хозяйственная деятельность может рассматриваться в широком смысле и в узком.

В широком смысле – в рамках плановой экономики. По сути, равнозначно понятию экономической деятельности.

В узком смысле – деятельность хозяйствующих субъектов. Но оно шире, чем предпринимательская деятельность: биржа – не предпринимательская деятельность, но хозяйственная д-ть.

Торговая (коммерческая) деятельность – только обмен. Предпринимательская – на любой стадии: производство, обслуживание и т.д.

 

Предпринимательство – вид экономической деятельность, осн. цель которой – производство, предложение такого товара, на который имеется спрос, который несет прибыль предпринимателю.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки:

1) деятельность.Под деятельностью, как правило, понимается совокупность постоянно или систематически осуществляемых действий, их неразрывность, согласованность, охваченность единой целью и протяженные по времени. Деятельность направлена на выполнение работ, оказание услуг. Направления предпринимательской деятельности закреплены в законе: в рез-те использования имущества, выполнения работ, оказания услуг.

2) самостоятельный характер. Относительная независимость предпринимателя от иных лиц, в т.ч. гос-ва. Т.е. какая деятельность, каким образом и т.д. Т.н. организационная самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя имущественной базы для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественная самостоятельность зависит от вещного права.

Но в рамках действующего законодательства

3) рисковый характер. Риск – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата, равно как и возможность получения отрицательных последствий тех или иных действий, в чем бы они не состояли. Предпринимательский риск в ГК определен для целей страхования. Статья 929 ГК – риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов.

4) цель предпринимательской деятельности. ГК – систематическое извлечение прибыли. В налоговым законодательстве термин «прибыль» раскрывается как разница между полученным доходом и произведёнными расходами. + прибыль д.б. систематической, не единоразовый доход. Вообще надо предусмотреть в ГК, что прибыль=доход.

5) легализованный характер, который заключается в том, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

 

Формы и виды предпринимательской деятельности:

1) индивидуальное предпринимательство физического лица

2) предпринимательство юридического лица

3) совместное предпринимательство физических и (или) юридических лиц. Имеется в виду семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей собственности крестьянского фермерского хоз-ва, совместное предпринимательство супругов (хотя в России не придается значения), предпринимательские объединения – не обладают статусом юр.лица, а основывают свою деят-ть на основе договора простого товарищества (картели, синдикаты и т.д.), холдинги,

 

Виды:

1) по размеру

- Микро

- Малое

- Среднее

- Крупное

2) область

- промышленное

- финансовая сфера

- с/х

 

В рамках предмета ПП выделяются следующие группы отношений

a) предпринимательские горизонтальные отношения (отношения товарно-денежного характера, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность; регулируются нормами гражданского права). В т.ч. отношения, тесно связанные с ними (например, по созданию и прекращению предприятия, по получению лицензии)

b) вертикальные (складываются между хозяйствующими субъектами и различными управленческими органами, которые осуществляют регулирование и контроль предпринимательской деятельности)

c) корпоративные (отношения между ЮЛ и его участниками, учредителями; отношения, складывающиеся внутри ЮЛ между структурными подразделениями; отношения, которые складываются внутри предпринимательских объединений).

ПП имеет комплексный предмет правового регулирования, включающий в себя особый круг общественных отношений, складывающиеся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по реализации товаров, выполнения услуг с целью привлечения прибыли, корпоративные отношения, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

 

Подходы к пониманию предпринимательского права:

1) Предпринимательское право не является самостоятельной отраслью права, но может быть признано отраслью законодательства и самостоятельной научной и учебной дисциплиной (позиция высказывается цивилистами)

2) Как подотрасль гражданского права (Папандополо «Коммерческое право»), это подотрасль гражданское право

3) Как самостоятельная отрасль, имеет свой предмет правового регулирования, принципиального единства отношений по управлению экономикой и осуществлению экономической деятельности.

Предпринимательское право – это совокупность норм, регулирующих предпринимательские имущественные (горизонтальные) отношения, предпринимательские управленческие отношения по государственному регулированию экономики (вертикальные отношения) и корпоративные (внутрифирменные) отношения.

4) ПП – это комплексная отрасль второго уровня, сочетает нормы базовых отраслей, публично правовые и частноправовые начала.

Методы и принципы ПП:

Поскольку ПП носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на поведение субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Нормы ПП входят одновременно в состав иных отраслей.

Принципы предпринимательской деятельности:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции)

2) принцип свободы договора (ст. 35 Конституции, ст. 1, 421 ГК РФ)

3) принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности (ст. 8 Конституции). Ограничения могут вводиться для защиты государственного строя, общества и др.

4) признание многообразия форм собственности и равно их защита

5) принцип поддержания конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.

7) принцип законности

Источники

Предпринимательское законодательство –совокупность нормативных актов различной юридической силы, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

 

В основе – материальные акты федерального уровня. Конституция (основное значение имеют разграничение компетенции между РФ и субъектами), ФКЗ, ФЗ (НК БК ГК, законы, устанавливающие правовое положение субъектов ПП). Законы, регламентирующие тот или иной вид предпринимательской деятельности (о страховой банковской деятельности о рекламе). Законы о государственном регулировании предпринимательской деятельности (о регистрации и о лицензировании). Акты ФОИВ

 

1. Акты федерального уровня, обеспечивающие централизованное управление экономикой.

Конституция

- основа ценовой политики

- основы рынка

- федеральные экономические службы

- гражданско и арбитражно – процессуальное законодательство.

Решение этих вопросов на уровне Рф – единое правовое регулирование экономической деятельности.

 

Сложность применения источников – множество актов ФОИВ, сложность в согласованности их между собой.

 

Классификация:

- законы, регулирующие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ООО, АО, МУПы, «О развитии малого и среднего предпринимательства»)

- законы, устанавливающие правовой режим для тех или иных видов предпринимательства (Об аудиторской деятельности, о клиринговой деятельности, об организации страхового дела, о реклама, об инвестиционной деятельности)

- законы, обеспечивающие государственное регулирование предпринимательской деятельности «О лицензировании», «о регистрации ЮЛ и ИП», «О техн регулировании», «о естественной монополии»

 

Законы субъектов: «Развитие малого и среднего бизнеса в СО»

 

  1. Обычаи делового оборота. Статья 5 ГК - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности.
  2. Нормы м/н права

 

Значение роли судебной практики.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.)