Антимонопольное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное регулирование



Анализ ФЗ «О защите конкуренции»

Цель: создание условий для эффективного функционирования рынка.

В ФЗ запреты на различные анти - конкурентные действия, к которым могут относиться и методы ведения бизнеса или акты и действия органов власти, направленные на ограничение, ущемление конкуренции.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенны е антимонопольным законодательством, а также иные действия, а равно бездействие, признанные в соответствии с законом монополистической деятельностью.

Группу лиц можно определить как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате закрепленных в статье 9 ФЗ способах контроля и влияния друг на друга рассматриваются в определенных случаях как единый субъект рынка.

Доминирующее положение на рынке – доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта, группы лиц либо нескольких хозяйствующих субъектов, групп лиц, на рынке определенного товара, дающие возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и/или устранять с этого рынка других участников, и/или затруднять доступ другим участникам. (Качественный критерий)

!Само по себе доминирующее положение не является правонарушением! Нарушением является ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ!

Количественные критерии:

1. презюмируется доминирующее положение, если доля рынка более 50% (при этом может быть доказано, что доминирующее положение отсутствует, т.к. отсутствуют качественные составляющие доминирующего положение – доказывает субъект);

2. может быть установлено доминирующее положение, если доля рынка от 35% от 50% (доказывает ФАС);

3. если доля менее 35% - доминирующее положение установлено/ признано быть не может (по общему правилу).

Исключение: снижен порог для финансовых организаций: у них порог 25% (примерно), для организаций электроэнергетики (примерно 25%)

 

Всегда признается доминирующим положение хозяйственного субъекта, который относится к субъектам естественной монополии / на рынке, находящегося в состоянии естественной монополии

 

ФАС ведет реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке более 35%, который носит статус: информационного ресурса. Сам факт включения в этот реестр может оспариваться в суде.

ФЗ «О защите конкуренции» (Статья 10) устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Субъекту, занимающего доминирующее положение на рынке, запрещается действие, бездействие, результатом которых мб ограничение и устранение конкуренции, а также ущемлении результатов других лиц. Злоупотребление может проявляться в виде действий либо бездействия, результатом которых является или может являться недопущение ограничения или устранения конкуренции (ущемление интересов других лиц). В ФЗ перечень действий и бездействий – незакрытый.

Установлен перечень злоупотреблений, направленных на ограничение либо устранение конкуренции. При этом к части злоупотреблений может быть применено правило «разумности», и они могут быть разрешены ФАС. Однако существуют категории, которые находятся под абсолютным запретом.

Недопустимо! (запрещены действия):

- установление и поддержание монопольной низкой цены

- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия повлекло повышение цены товара (искусственный дефицит)

- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены фин. услуги

- нарушение установленного НПА порядка ценообразования.

Ну так-то их можно признать

Статья 12: Допустимые действия. Статья устанавливает критерии допустимости.

 

Статья 11 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, в т.ч. на раздел товарного рынка. При этом также возможны варианты допустимости соглашений (например, договор коммерческой концессии).

 

Помимо доминирующего положения на рынке возможна форма монополизации рынка в виде соглашений между хозяйствующими субъектами.

Соглашение – предварительная договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе либо нескольких документах, а также устная договоренность.

Можно выделить:

1. Вертикальные соглашения – соглашения между хозяйствующими субъектами, которые между собой не конкурируют, а являются потенциальными продавцами, покупателями.

Критерии допустимости:

· если договор концессии,

· (и) или доля конкурентов на рынке составляет не более 20%

2. Горизонтальные (более опасные) / картельные соглашения. Опасны, т.к. туда вступают конкуренты, т.е. они должны между собой бороться, а они за глаза договариваются

П.: Соглашения, направленные на раздел товарного рынка (по ассортименту, напр), навязывание невыгодных условий конкуренту.(в ст 11 девять подпунктов таких горизонтальных запрещенных соглашений)

 

Помимо соглашений ФЗ выделяет согласованные действия (статья 8).

Для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными, необходимо доказать, что (критерии согласованных действий):

ü результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

ü действия каждого изхозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, объективно существующих на данном рынке и влияющих на всех участников данного рынка (нет предварительной договоренности).

Наблюдается переход от конкурентной борьбы к сознательной, но неоговоренной кооперации

П.: цены на тарифы, сырье.

Основной формой предотвращения злоупотребления является институт контроля за экономической концентрацией хозяйствующего субъекта, кроме того существуют механизмы пресечения антимонопольных нарушений.

Задачи анти - экон. концентрации – недопущение возникновения или усиление доминирующего положения субъекта, а равно группы лиц на рынке, если это может привести к ограничению или устранению конкуренции.

Процедура контроля заключается в согласовании с ФАС ряда сделок и действий по главе 7 ФЗ, при этом контроль мб предварительным и последующим.

Предварительный: рассмотрение ходатайств о даче согласия на рассмотрение сделок (для наиболее опасных сделок)

Последующий: уведомление ФАС об уже совершенных сделках.

В уведомительном порядке согласовываются сделки и действия, совершаемые внутри одной группе лиц, а также сделки и действия, что предусмотрены НПА Президента и правительства. Т.е. эти сделки не считаются опасными. Они всего лишь совершают мелкие сделки, а совокупная доля при этом не меняется.

 

1 группа критериев: сделки и действия: (когда необходимо согласование)

- слияние коммерческих организаций

- приобретение голосующих акций

- приобретений долей в ООО

- получение в собственность осн. средств и нематериальных активов другого хоз.субъекта

2. совокупность экономических показателей лиц участвующих в сделке

Экономические показатели:

ü опр. суммарная стоимость активов субъекта

ü Определенная в законе выручка от реализации товаров

ü Факт нахождения хотя бы одного из участвующих лиц в Реестр

По общему правилу, соответствие показателей участников действий, сделок хотя бы по одному из 3 вышеуказанных критериев экон. показателей – основание для согласования с ФАС указанных действий и сделок.

3 группа критериев: установлена для некоторых видов сделок, когда в ФАС обращаться нужно только в опр. случаях:

А.- приобретение голосующих акций, когда доля становится больше чем 25% ()

- более 50% (контрольный пакет)

- более 75% («квалифицированный» пакет)

Б. Доли в капитале ООО:

-более 1/3

- 50%

- Более 2/3

В. Имущество организации должно быть более 20% балансовой стоимости активов.

 

Т.о: предварительный и последующий контроль зависит от показателей экономических: стоимость 3.000 000 – предварительный контроль, если стоимость активов – 3 млрд – последующий контроль, а если 500 000 – то в ФАС обращаться не нужно!

 

Статья 24 ФЗ устанавливает последствия нарушения порядка получения предварительного согласия ФАС или осуществление последующего уведомления.

Если организации созданы, произошла реорганизация без согласования, то орган может обратиться в суд о ликвидации всей организации или вновь созданных. Это все оспоримые сделки. Орган должен доказывать, что через усиление доминирования создалась конкуренция.

Статья 19.8 – КоАП – ответственность за неподачу информации в антимонопольный орган.

Есть механизм: принудительная реорганизация за систематическое осуществление монополистической деятельности

ЕСЛИ БОЛЕЕ 2 РАЗ – это систематическая деятельность.

Принудительное разделение и выделение организаций по ст. 38 ФЗ (на практике практически не применяется).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.35.111 (0.032 с.)