Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие коптской христианской церкви

Поиск

Согласно церковному преданию, первым в Египте проповедовал христианство евангелист Марк, а это значит, что в Египет христианство проникло уже в I в. К началу IV в. значительная часть коренного населения Египта уже исповедовала христианство.

Потомков древних египтян, в первые века нашей эры принявших христианство принято называть коптами.

В 1-й четверти IV в. в Египте существовало 72 епархии, однако неизвестно, сколько из них было организовано в III в., а сколько после прекращения гонений. В 357 г. свт. Афанасий I Великий упоминает о существовании ок. 100 епархий. Послание Сардикийского Собора подтверждает существование 94 епархий, подчиненных александрийскому Патриарху, включая те, которые находились в Ливии и Пентаполе. Это говорит о том, что к середине IV в. в Египте была развитая епархиальная структура, которая с незначительными изменениями оставалась стабильной до конца византийского периода.

Характерной чертой церковной организации Египта было отсутствие митрополий. Эта черта особенно бросалась в глаза в Киренаике, которая находилась в подчинении Александрийского Патриарха, но где тем не менее существовали митрополии. Такие различия могут объясняться социально-историческими причинами: население Киренаики было грекоязычным и имело прочные традиции полисного самоуправления, тогда как столицы номов получили муниципальный статус только в начале III в. по Р. Х. и, не имея традиций городской автономии, легко подчинялись правлению из Александрии.

Архиерейские Соборы в Египте играли незначительную роль, обычно они лишь подтверждали решения, принятые ранее Патриархом. Нет свидетельств о том, что на Соборах имели место дискуссии, равно как и то, что на них принимались какие-либо дисциплинарные каноны.

Характерной чертой было то, что все египетские епископы рукопологались лично Патриархом. Этот принцип соблюдался строго даже тогда, когда верность ему становилась опасной.

Для людей, которые готовились исполнять священнические и диаконские обязанности, не существовало обязательной системы образования. Новые члены клира должны были учить наизусть все, что относилось к литургическим чтениям, и богослужебные книги, наблюдая за клириками во время службы.

Вероятнее всего, основным доходом церквей на протяжении всего ранневизантийского периода были пожертвования, приносимые верующими в дни совершения церковных служб. Некоторые церкви имели землю, ремесленные мастерские, дома. Крупные собственники назначали субсидии на содержание церквей и часовен, расположенных в их владениях.

Компактность населения Египта, сосредоточенного в основном в городах и селениях, способствовала возникновению церковной структуры, которую с определенными оговорками можно назвать «приходской». Духовное лицо, ответственное за епископальную церковь определенного поселка, не было там главой всего клира, а жители не обязаны были являться на службу в καθολική. В деревнях епископальная церковь имела клир, который постоянно и систематически совершал богослужения, в др. церквах службы совершались нерегулярно. Совершение таинства Крещения на протяжении всего периода поздней античности часто было привилегией епископа. Чтобы креститься, дети и взрослые приходили на епископскую кафедру, реже случалось, что епископ приезжал в деревню и крестил народ в местном баптистерии.

На протяжении всего византийского периода Церковь являлась ареной столкновений и расколов, которые были сопряжены с созданием параллельной иерархии. Сначала ей приходилось бороться с арианством и мелитианством, затем с монофизитством. Если арианство в Египте, лишившись государственной поддержки, быстро сошло на нет, то мелитианство продержалось несколько дольше, главным образом, в монашеской среде. Лишь сторонникам монофизитства (антихалкидонитам) удалось найти в Египте значительную социальную базу и создать прочную церковную структуру, а их доктрина стала основой вероучения Коптской Церкви. Ранее было распространено мнение о том, что этот церковный раскол в Египте с самого начала носил ярко выраженный этно-культурный характер: большинство сторонников Православия были греками, а монофизитства — коптами. Собор 451 г. разделил египетских христиан на греков-мельхитов и коптов-иаковитов, сделав последних предметом ненависти и притеснений со стороны правительства. В 536 г. разделение окончательно завершилось непризнанием православного патриарха и избранием особого «коптского». Египет делается театром ожесточенной религиозной вражды; притеснения византийских префектов не раз выводили народ из терпения; при Фоке дело дошло до смут, усмиренных императором и его наместником Воносием с такой жестокостью, что император был отождествлен с антихристом. Понятно, что после опустошительного персидского нашествия (619—629) Копты спокойно встречают 640 г., отдавший Египет мусульманам, владычество которых они предпочли греческому. Однако, уже в самое первое время, несмотря на веротерпимость Амру и его благодарность содействовавшему победе населению, последнее было обременено податями и поощрялись переходы в ислам.

Египетское монашество

Спасаясь от экономического гнета и религиозных преследований, многие египтяне в конце III — начале IV в. уходили в пустыню, где поселялись в пещерах как отшельники. Вначале это были одиночки, но с увеличением числа отшельников (часто около прославившегося подвижничеством аскета селилось множество пришедших к нему в пустыню учеников) они организовывались нередко в общины. В начале IV в. начали

строиться первые в мире монастыри, которые становились центрами коптской культуры в противовес греческой.

С появлением первых монастырей в Верхнем Египте, где монахи получали образование, учились читать и писать, где возникла и развивалась оригинальная коптская литература, жители окрестных деревень не могли не испытывать их культурного влияния. Помимо торгового обмена, между монастырями и окрестным населением постоянно поддерживалось общение. Многие крестьянские семьи были связаны с монахами родственными узами, а также отдавали в услужение или продавали в монастырь детей. Старцы-монахи регулярно посещали деревни и произносили там проповеди. К монахам обращались за помощью и советами в житейских делах. Во время набегов кочевников за мощными, настоящими крепостными стенами монастырей укрывались окрестные жители, которых монахи кормили, поили и лечили, и даже выкупали на свои средства попавших в плен.

Монастыри Фиваиды — пустынной области на юге Египта, невдалеке от древней столицы Фив, — стали целью паломничества для пришельцев издалека, спешивших на месте познакомиться с новым образом жизни.

В научной литературе обычно различают 2 (анахоресис, киновия) или 3 (анахоресис, киновия, лавра) типа монашеской организации в Египте, однако на начальных этапах становления монашества эти формы были разнообразней. Наряду с полным уединением (классическим отшельничеством), примеров которого в источниках немного, существовали небольшие общины, состоявшие, как правило, из старца и его учеников, колонии отшельников. Отдельно следует выделить так называемые. sarabaitae/remnuoth, упомянутые латинскими авторами блж. Иеронимом и св. Иоанном Кассианом Римлянином: эти отшельники жили небольшими общинами в городах и селениях, но не признавали над собой власть старцев. Упомянутые церковные писатели называют их «худшим родом монахов».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.012 с.)