Несториане в Тюркском каганате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несториане в Тюркском каганате



В середине VI века на территории от Тихого океана и до Чёрного моря была создана новая кочевая империя Тюркский каганат. В Великой степи воцарились определённый порядок и стабильность. Ожили торговые пути, караваны с шёлком, фарфором, пряностями, нефритом и лазуритом и прочими товарами устремились на запад, навстречу им шли верблюды гружёные пушниной, льняными и парчовыми тканями, китовым усом и иными экзотическими товарами. С торговыми караванами шли несторианские миссионеры, их успех был очевиден. Даже когда после смерти Тюркского кагана (императора) Тобо в 581 году империя Тюрков распалась на два государства – восточное и западное, то и в одном и в другом продолжали работать несторианские метрополии.

В западном каганате, столицей, как и в дальнейшем большинства кочевых государств западной части Средней Азии, была прежняя земля саков и усуней, то есть Семиречье, это в Чуйской долине всего чуть более ста километров от озера Иссык-Куль. Что же касается непосредственно территории Иссык-Кульской области, то самые ранние свидетельства обитания в регионе христианских племён карлуков и части чигилей относятся к концу седьмого века от рождества Христова. Влияние несториан было устойчивым вплоть до конца четырнадцатого века. На Иссык-Куле, по свидетельству Каталанской карты, на южном берегу даже был монастырь.

После падения Тюркского каганата тюркские народы Семиречья никем более не были завоёваны, ни китайцами, ни арабами, для несториан наступило благодатное время. Свидетельством тому документы их архивов, сообщающие через тысячелетие, что в эти годы было уже двенадцать епископств. В 841-847 годах потерпел сокрушительное поражение уйгурский каганат в котором господствующей религией было манихейство. Большая часть кочевников уйгуров принимает крещение и становится христианами-несторианами. Уйгуры перенимают у несториан письменность, на основе которой впоследствии образовались монгольские и манджурские письмена положившие начало литературе и образованию этих народов. Появилась переводная христианская литература на тюркском, уйгурском языке: Евангельские тексты, жития святых, молитвы. Известные европейские путешественники миссионеры, монахи Плано Карпини и Вильгельм Рубрук пишут об уйгурах как о несторианах.

Христианство в Индии

В Индии насаждение христианства, которое принесли сирийцы, засвидетельствовано авторитетными памятниками III—IV вв. В этом отношении выдающийся интерес представляют сведения о проникновении сирийцев на Западное Малабарское побережье Индии. Уже к середине IV в. в Южной Индии имелось многочисленное христианское население. Последователей всех индийских церквей, восходящих к сирийской традиции, называют христианами святого Фомы.

Апокрифические «Деяния апостола Фомы» являются одним из древнейших памятников сирийской литературы, возникшим не позднее III в. н. э. В нем рассказывается, что Фома был продан индийскому купцу, прибывшему на ярмарку и искавшему раба-строителя. С этим купцом Фома морем попал в Индию, где строил дворец царя и успешно проповедовал христианство. Памятник изобилует деталями, представляющими живой интерес: в нем описан рынок, продажа раба, оплата, специальность, которую имеет раб, — все это яркое отражение жизни того времени. Ранняя связь с Индией осуществлялась сирийцами благодаря интенсивным торговым сношениям, встречам купцов, которые проходили на ярмарках, в частности в Батнане. Следует обратить внимание на то, что наиболее древние сведения об Индии говорят о передвижении туда по суше. Однако и морской путь использовался в столь же раннее время.

В Индии до настоящего времени насчитывается около десяти миллионов христиан, стоят храмы и отправляется культ. В настоящее время число последователей этой церкви – около 1,7 миллиона человек. Подавляющая их часть проживает в южноиндийском штате Керала. Древняя традиция связывает их с именем апостола Фомы; их литургия — сирийская (лишь позднее, с приходом португальцев, изменяется ее вид), а иерархи получают посвящение «из Персиды». Христианская церковь в Индии называется Маланкарская Православная Сирийская церковь. На юге Индии имеются еще несколько христианских церквей, ведущих свое происхождение от древнеиндийского христианства.

Несториане в Китае

Из текста гранитной стелы, найденной в 1625 году около города Сиань, известно, что в 635 г. из Персии в столицу Китая город Чанан прибыл небольшая группа несторианских миссионеров, которую возглавлял епископ Алобэнь (Alopen, в другой транскрипци - Olopan). Удостоившис аудиенци император Тай-цзун (627 - 649), Алобэнь сообщил, что приехал из земли Да-цинь, и изложил суть своего вероучения. Произведенное христианствов благоприятное впечатление побудило император в двенадцатый год правления Чжэн-гуан (638 г.) издать следующий эдикт: «Н имеется дао с постоянны именем, не имеется мудрец с постоянным телом - обликом. Учение устанавливается в соответствии с местом, чтобы спасти все живущее. Прибывший из страны Да-цин и обладающий великой добродетелью Алобэнь принес издалека в столицу (Чанань) канон и образы. В деталях его религия таинственная, сокровенная и (проповедует) недеяние. Ее изначальные принципы основывают как главное порождение и завершение. Их речи немногословны, и принципы не требую иного. Она благоприятна для вещей и людей, (этом учению) должно быть позволено действовать в Поднебесной».

В этот ж год по повелению Тай-цзуня на средства императорской казны в столице был построен несторианский монастырь Дациньсы. В знак своего благоволения император собственноручно сделал надпись на стене монастыря. Следует отметить, что причиной успешной деятельности несторианских миссионеров в Китае стала религиозная политика императора Тай-цзуня, который создавал благоприятные условия для конфуцианства, буддизма, даосизма и чужеземных религий, а также покровительствовал науке и искусствам. Несторианские тексты переводились на китайский язык, пополняя императорскую библиотеку. При императоре Гао-цзуне (649 - 683) Алобэнь был удостоен высоких титулов - «Хранитель царства» и «Властитель Великого Закона». Несторианство нашло много последователей в Китае, согласно источникам, в каждой области были построены церкви, и их общее число достигало 358. Хотя эта цифра преувеличена, считается, что в Китае было не менее 11 церквей.

Несторианство обозначалось словом «цзинцзяо», что буквально обозначает «сияющая религия», по всей видимости, содержа транскрипцию имени Иисуса Христа.

С 698 г. в правление императрицы У-хо (690-705), являвшейся ярой последовательницей буддизма, несторианская церковь попала в немилость. Однако после восшествия на престол Сюань-цзуня (712-756) гонения прекратились, а император даже отдал поручение проследить за восстановлением алтаря в главной церкви столицы. В период с 712 по 781 несторианская община в Китае достигла небывалого расцвета. Из письма несторианского католикоса Тимофея I (778-820) известно о существовании митрополии в Чанани. Считается она была учреждена католикосм Салибой-Закхой между 712 и 728 гг.

В VIII - первой половине ΙΧ вв. нестрорианство продолжало развиваться и укрепляться в Китае, впитывая в себя многие буддийские и даосские черты. Однако в 843 г. император У-дзун (840-846), являвшийся ревностным даосом, издал указ о запрещении и преследовании манихейства, а в 845 г. – всех других религий кроме даосизма. Христианские церкви были снесены, священникам запретили проповедовать учение, а монахов насильно обращали в мирян. Жестокие гонения были непродолжительными и уже преемник императора восстановил все права буддистов. Буддизм моментально вернул все утраченные позиции, а несторианство и зороатсризм – нет. Численность несториан быстро сокращалась. В 878 г. во время подавления восстания «желтых повязок» в г. Ханчжоу было перебито около 120 000 мусульман, иудеев, несториан и зороастрийцев. В источниках засвидетельствовано, что уже к 987 г. несторианские церкви в Китае были разрушенными и опустевшими, а христианская община вымерла. 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. С чем связано распространение несторианской религии на Восток?

2. Какую роль играли сирийцы в распространении христианской культуры?

3. Какие центры христианской культуры существовали в Средней Азии?

4. Каково было положение христиан-сирийцев в Тюркском каганате?

5. Какие народы Средней Азии были христианизированы?

6. Какими путями христианство проникало в Индию?

7. Какие особенности существования несторианства в Китае?

Задания для самостоятельной работы

1. Определите по карте пути распространения несторианской религии на Востоке. Выделите основные центры.

2. Укажите, при каких династиях восточных правителей несторианство особенно процветало.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.93.126 (0.009 с.)