Искусство сирийского региона в средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство сирийского региона в средние века



Исключительно большое значение для сложения ранневизантийского искусства имело искусство Ближнего Востока. Сирия, Месопотамия и Палестина (до завоевания их арабами в VII в.) также сыграли существеннейшую роль. Здесь формировалось искусство, проникнутое суровым, подчас мистическим духом. Оно рождалось в сложной социальной и культурной обстановке. Большие цветущие позднеантичные города соседствовали с селениями, в которых господствовала культура, сохранявшая древневосточные черты. Христианство утверждалось здесь в среде, испытавшей социальный и национальный гнет со стороны иноземцев, принесших на Ближний Восток античную культуру. Христианская религия на Востоке приобрела поэтому особенную аскетичность, фанатизм и мистичность, которых мы не найдем, например, в Риме. Нетерпимое отношение к античному язычеству породило сильные иконоборческие тенденции.

Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с первой половины IV в. Значительную группу в архитектуре IV и V вв. составляют церкви, либо перестроенные из античных храмов, либо сооружавшиеся в позднеантичных традициях. Но основной наиболее сильной тенденцией было истолкование обычных типов базиликальных и центрических зданий соответственно местным религиозно-художественным идеалам. Архитектурные памятники этого направления отличаются большим разнообразием вариантов, но всем им уже свойственно средневековое понимание храма как олицетворения земной и небесной церкви, как сооружения, содержание которого решительно не допускает никаких черт светской парадности. В связи с этим базилика приобретала особый характер. В типичной для архитектуры Ближнего Востока базилике Кальб-Лузе (Северная Сирия, V в.) средний неф обрамлен приземистыми мощными столбами, соединенными тяжеловесными арками с большими пролетами, благодаря которым пространство боковых нефов как бы перетекает в пространство среднего нефа. В ряде базилик, сооружавшихся в Южной Сирии и в Месопотамии, мы встречаемся с немыслимой для базилик Запада системой перекрытия нефов не продольными, а поперечными арками.

На Ближнем Востоке в IV—V вв. начали формироваться и новые архитектурные типы. Были предприняты попытки соединить базилику и купол (подобные искания имели место и в западных странах). Своеобразным памятником, сочетающим центрическую систему плана с базиликальным, является церковь Симеона Столпника (Калат-Семан, около Антиохии, V в.): вокруг центрального восьмигранного открытого двора (есть предположение, что этот двор был перекрыт сводом) по странам света расположены четыре трехнефные базилики. Это здание говорит о поисках крестообразного плана храма, который впоследствии стал характерным для архитектуры Византии. Одновременно в городах Сирии были созданы и значительные светские здания. В Эль Бара, Дейр Санбиле, Рувейхе сохранились остатки больших двухэтажных жилых домов, фасады которых украшены колоннадами.

В Сирии был выполнен также ряд рукописей с миниатюрами и многие произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сирийская миниатюра долго оказывала влияние на живопись Византии в целом. Для сирийской школы живописи (в том виде, в каком ее можно реконструировать) были характерны экспрессия и драматизм образов.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какие народы населяли византийскую Сирию?

2. Какое значение имела христианская церковь в Сирии?

3. В чем особенности сирийской культуры?

4. Какое влияние оказал эллинизм на развитие сирийской культуры?

5. Какое течение христианства доминировало в Сирии?

6. Какие города Сирии были центрами образования и науки?

7. Какие особенности имеет сирийское искусство?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте сводную хронологическую таблицу позднеантичных и византийских историков, выходцев из сирийского региона.

2. Охарактеризуйте творчество какого-либо литературного деятеля Сирии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.112 с.)