Абхазские земли в средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абхазские земли в средние века



В IV—VI веках на территории Абхазии утверждается власть Византии. В первой половине VI века христианство становится официальной религией; строятся христианские храмы, появляется Абазгийская архиепископия в составе Константинопольской патриархии, имевшая кафедру в Себастополисе. В результате византийско-персидских столкновений середины VI века Абхазия оказалась под прямым византийским управлением. В конце VII — начале VIII веков абхазское побережье подвергалось арабским набегам. При Леоне II в конце VIII века Абхазия добилась независимости от Византии. Возникло Абхазское царство. Его территория включала Абхазию и Западную Грузию. Основное население составляли абхазы, а также рачинцы, гурийцы, имеретинцы, мегрелы, сваны и другие грузинские племена. Было много армян. После Халифата на территории Эгриси и на юге Апсилии проживали арабы. В Абхазском царстве существовали многочисленные города, крепости и храмы. Население вело торговлю с соседними государствами, странами Ближнего Востока и Средиземноморья. Столица первоначально находилась в Анакопии (Новый Афон), а в 806 году переместилась в Кутаиси. В VIII веке происходит постепенная консолидация абхазской народности, во второй половине столетия начала формироваться самостоятельная Абхазская церковь. После пресечения в 975 году местной династии Аносидов власть перешла к грузинским Багратионам, и до XV века Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств. В этот период византийское культурное влияние сменяется грузинским, что особенно отчётливо проявилось в храмовом строительстве (храмы в Бедиа, Илори, Келасури и др.). Помимо храмов, о средневековой Абхазии напоминают и другие значительные памятники культуры — цитадель Баграта в Цхуми (Сухуме), Анакопийская крепость, языческое святилище на горе Напре. В Средневековье формируется характерный тип абхазских поселений с храмом и разбросанными близ него усадьбами. В XIII веке впервые упомянут Абхазский католикосат, просуществовавший до 1814 года. В XIV—XV веках в Себастополисе, вероятно, существовала колония генуэских купцов.

 

В XIII—XV веках произошёл распад единой Грузии, что привело к выделению самостоятельного Абхазского княжества. Черты феодализма времён позднего Средневековья были тесно переплетены с традиционными общинными нормами. Центробежным устремлениям феодальных кланов эффективно противостояли влиятельные князья Чачба-Шервашидзе.

Культура Грузии в раннесредневековый период

Христианизация восточногрузинских земель

В царствование Мириана (IV в.) в Картли христианство проповедовала явившаяся из Каппадокии (Малая Азия) дева — Нино. Первыми приняли христианство царь и царское семейство; их примеру последовали прочие представители господствующего класса. Вслед за обращением царя были крещены и жителя Мцхета. Принятие христианства в качестве государственной религии Картли имело место в 30 — 40-х гг. IV века. При поддержке царской власти проповедники повсеместно, начиная от Мцхета, создали организационно тесно связанные одна с другой христианские общины (экклесии). Словом «екклесия» (церковь) называли и все объединение христиан Грузии и помещения, в которых справлялось богослужение.

Идеологически грузинская церковь составляла часть мировой («вселенской») христианской церкви. На первой ступени христианской иерархической лестницы находились священники и дьяконы; над ними стояли главы церковных округов — епископы; высшую церковную власть осуществлял кормчий картлийской церкви — архиепископ (в дальнейшем — католикос). В организации христианской церкви картлийскому царю оказал существенную помощь константинопольский император. Из греческого языка грузинская церковь усвоила ряд церковных терминов — экклесия, евангелие, дьякон, епископ, католикос.

Для распространения христианской религии были использованы, как это имело место в христианском мире, библия и ее части — псалтырь и евангелие. Эти книги переводились, главным образом, с греческого языка. В этот период сформировался грузинский алфавит, вытеснивший армазские письмена. Получила развитие церковная архитектура. Первая церковь, воздвигнутая во Мцхета, позднее была заменена большим храмом Свехицховели.

Принятию христианства особенно сопротивлялись горцы. Проповедников христианства сопровождали эриставы, которые помогали им, с оружием в руках вынуждали народ принять крещение. Так, например, проповедницу Нино, направившуюся в ущелья рек Арагви и Иори, сопровождал царский отряд во главе с эриставом. Горцы были принуждены принять крещение, причем изображения древнихбогов подвергались уничтожению. Уже в середине V века в Картли насчитывалось около тридцати епископств. Проповедуя христианство, церковь одновременно способствовала распространению культуры и литературного грузинского языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.006 с.)