Наука и письменность средневековой Алании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука и письменность средневековой Алании



Принятие христианства включило Аланию в сферу влияния восточ-нохристианской (византийской) цивилизации вместе с Абхазией, Страной адыгов, Грузией, Русью и более отдаленными странами. Уважение к христианской религии и ее символам было в Алании очень велико. По словам венгерского монаха Юлиана, побывавшего у алан в период анархии и междоусобиц, «достаточно укрепить изображение креста на конце шеста с хоругвию и, подняв его, нести; это позволяет им во всякое время идти в полной безопасности». Христианские монастыри и храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли продолжать образование в Византии. В XI в. известна аланская царевна Ирина, с юности жившая в Константинополе. Сама отличаясь высокой образованностью, она покровительствовала поэтам и ученым.

Аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. В V-VI вв. сведения об аланской письменности появляются в трудах сирийских ученых. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ (в монашестве Кирилл) называет алан среди народов, «имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке». Эти слова означают, что церковная служба проходила на аланском языке и делались переводы христианской богослужебной литературы. Константин был выдающимся греческим ученым и перед созданием славянского алфавита долго изучал системы письма, существовавшие в его время. В XIII в. французский монах Гильом де Рубрук нашел у алан «греческие письмена».
До наших дней дошел единственный памятник средневековой осетинской письменности, чтение которого не вызывает сомнений. Это так называемая Зеленчукская надпись — каменная надгробная плита XI в. из ущелья Большого Зеленчука, притока Кубани. Надпись сделана на аланском-осетинском языке греческими буквами.
Утрата памятников письменности и самой письменной традиции была одним из следствий катастрофы, пережитой народом в XIII-XIV вв.

Вершиной народной культуры скифской древности и апанского средневековья является известный всему миру Нартовский эпос, истоки которого восходят к эпохе арийской общности. Сказания о героях Нартах в художественной образной форме отразили огромный период в жизни народа — от родового строя и военной демократии до катастрофы XIII-XIV вв. Нарты — поэтический псевдоним самих создателей эпоса, запечатлевших в героических.сказаниях мифологию, общественные отношения и мировоззрение народа на разных этапах его истории.

Аланское искусство

Монументальными памятниками аланской культуры являются храмы X-XIV вв. В X в. воздвигнуты знаменитые Зеленчукские храмы (Северный, Средний и Южный) в Нижнем Архызе, Шоанинский — у селения Коста-Хетагурово на Кубани, Сентинский — у селения Нижняя Теберда (все на территории нынешней Карачаево-Черкессии). К началу XI в. относят строительство Зругского, Тлийского и Нарского храмов (в высокогорной Центральной Осетии). Позже сооружены многочисленные аланские церкви в горных ущельях и на равнинных городищах Алании. Церкви XIII-XIV вв. известны в Галиате, Фараскате, Донифарсе, Нузале, некоторых селениях нынешней Балкарии.

После принятия христианства в Аланию приезжали для строительства храмов византийские мастера, но вскоре появились и собственные зодчие. Они использовали как сложившиеся в христианских странах правила сооружения храмов, так и аланские традиции каменного строительства. Например, знаменитая Нузальская часовня, одновременно являвшаяся мавзолеем Багатара, повторяет архитектурные особенности осетинских склепов. Самой ранней церковью, построенной местным мастером, считается Южный Зеленчукский храм X в.

Светская архитектура X-XIV вв. представлена замками аланских ал-даров. Остатки величественных замков, позволяющие восстановить их первоначальный облик, лучше всего сохранились в горах Балкарии. Это замки Зылги, Ускур и Болат-кала. Для них выбирали труднодоступные места на крутых горных склонах. Трехэтажные замки имели подвалы для хранения припасов на случай долгой осады. Толщина их стен доходила до 80 сантиметров. Узкие оконные проемы служили бойницами для стрельбы из лука. Замечательным образцом феодального замка является крепость Зылды-масыг у селения Едыс в верховьях Большой Лиахвы. Предполагается, что она была первоначальной резиденцией ал-даров Бибылта, предков ксанских эриставов.

Художественное ремесло Алании выросло из наследия кобанской и скифской культуры. В VIII-IX вв. особенное распространение получили металлические амулеты — маленькие скульптурки мужчин, всадников, коней, оленей, птиц. Шедевром аланского искусства является конский начельник с фигурой женского божества — он был найден при раскопках могильника у станицы Змейской. Изображения животных и птиц, геометрический и растительный орнамент помещали на золотых и серебряных пластинках, украшавших оружие и конское снаряжение.

Царская гробница с Кяфарского некрополя (в Карачаево-Черкессии) сложена из каменных плит с резным рельефом. Аланский мастер изобразил сложные сцены религиозно-мифологического содержания, связанные с земной и загробной жизнью погребенного царя. Есть предположение, что этим царем был Дорголел Великий.

Стены и своды аланских храмов были покрыты фресковой росписью. Лучше других сохранились фрагменты фресок Сентинской, Зругс-кой и Нузальской церквей. Их успели скопировать и описать в XIX в., а частью даже реставрировать в наше время. Живопись Сентинского храма представляет сцены въезда Иисуса Христа в Иерусалим, воскрешения Лазаря, суда над Христом и его воскрешения, образы Богоматери и святых. На зругских фресках помещены сцена распятия Христа, фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов, некоторые сюжеты священной истории.

Автором фресок Нузальской часовни был осетинский художник XIV в. Вола Тлиаг. Прозвище «Тлиаг» означает в переводе «Тлийский», «выходец из Тли». Селений с таким названием в Осетии три— два на южном и одно на северном склоне осетинских гор. Вола Тлиаг создал в Нузале образы Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, святых воинов Георгия и Евстафия, а также портреты высших осетинских священнослужителей и знатных покровителей церкви. Выдающийся художник работал в драматический период осетинской истории — в начале XIV в., когда окруженная неприятелями горная Алания героически боролась за свое будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.005 с.)