Развитие христианских нубийских царств в средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие христианских нубийских царств в средние века



В период вторжения арабских племёни и распространения ислама нубийские правители вместе со своими союзниками блеммиями (современные беджа) оказывали сопротивление арабо-исламскому наступлению. Заняв Египет, арабы летом 640/641 и 641/642 совершали набеги на северные районы Нубии, но были отбиты. В 651/652 арабский наместник Египта Абдаллах ибн Сад с большим войском осадил Донголу, но был разгромлен благодаря искусству нубийских лучников, прозванных за меткость «стрелками по зрачкам».

В это время был подписан единственный в средневековой истории арабов договор о ненападении, торговле и дипломатических отношениях, предусматривавший, в частности, поставки Нубией невольников (бакт) в обмен на пшеницу, чечевицу, вино и ткани. Но цари Нубии нарушали договор, а в случаях ослабления центральной власти в халифате и волнений в Египте совершали рейды на территории Верхнего Египта и в оазисы, стараясь закрепить их за собой или обложить данью. Чтобы наладить уплату бакта, аббасидский халиф аль-Махди (775-785) согласился на получение раз в 3 года одногодичной нормы в размере 360 рабов и одной жирафы. Халиф аль-Мутасим в 836 принял в Багдаде нубийскую дипломатическую миссию во главе с наследным принцем Георгием. Став царём, Георгий воевал с арабами в 852-853.

В 969 фатимидский халиф отправил посольство в Донголу, и мирные отношения и выплата бакта были налажены почти на сто лет.

В конце 12 в. в Нубии поселились арабоязычные бени кануз (основу бени кануз составили кушиты беджа-хадариб и арабы рабиа из Северной Аравии). С середины 10 века бени кануз начали контролировать практически весь Верхний Египет и Восточную пустыню.

В 1006 г. вождь бени кануз помог фатимидскому халифу в борьбе за престол и получил за это титул «канз ад-давла» - сокровище державы (от этого титула происходит и этноним – «бени кануз»), и должность наследственного правителя Асуана.

После падения халифата Фатимидов в 1171 нубийцы, воспользовавшись сменой династий, снова организовали поход в Египет. В 1172 Салах ад-Дин (новый правитель Египта, заложивший династию Айюбидов) послал против нубийцев своё войско, которое дошло до Донголы и, возвращаясь, увёл огромное количество пленников, проданных затем в рабство.

В 1174 Айюбиды («могильщики» фатимидского халифата) назначили в Асуан собственного губернатора, но он был убит бени кануз. В ответ войско Сапах ад-Дина разгромило их войско и заставило покинуть Асуан. Часть бени кануз вернулась в места первоначального кочевания (Восточная пустыня), другая (оседлая) переселилась к югу от Асуана (северная Нубия), где смешалась с нубийцами, приняла их язык и культуру, сохранив мусульманство.

Через браки с нубийскими царевнами канз ад-давла при существовавшей в Нубии системы престолонаследования вошли в число претендентов на престол. В системе Нубийского царства правитель бени кануз сохранил титул «канз ад-давла» и был значительной фигурой в нубийской иерархии.

В 1323 «канз ад-давла» бени кануз стал царём Нубии. Около 1365 один из его преемников был свергнут своим племянником при поддержке арабов бени джаад, поселившихся в районе Донголы Старой. Следующий царь перебил вождей арабов и бежал на север к бени кануз. Побеждённый правитель Донголы обратился за помощью к мамлюкам Египта. Египетское войско у Гебель-Ады разбило бени кануз и их союзников. После этого мамлюкские владения в Верхнем Египте стали объектом постоянных набегов бени кануз. В период между 1365 и 1403 они 4 раза брали и грабили Асуан.

Верхний Египет и прилегающая часть Нижней Нубии находились под контролем бени кануз вплоть до взятия власти в Египте турками (1517).

Потомки бени кануз - это в настоящее время нубийцы кануз (нубийцы включают и другие этно-лингвистические группы различного происхождения - данагла, махас, фадиджа и др.), проживающие в Верхнем Египте.

Политические отношения Нубии с мусульманским миром оставались сравнительно ровными пока в Халифате правили Аббасиды (VIII-X века), Фатимиды (X-XII века) и Айюбиды (XII-XIII веках). Пришедшие к власти в Египте в 1250 году мамлюки стали вмешиваться в начавшиеся в Мукурре династические распри, поддерживая происламских претендентов на престол. Исламизация и арабизация Нубии приобрели особый размах с ростом арабской миграции из Египта под давлением мамлюков. В ходе междоусобицы столица Мукурры  - Донгола была разрушена, и к концу XIV века царство пало. К XIV веку пришло в упадок и царство Алва, после волны миграций арабов-бедуинов с северо-востока и племён фунджей (фунгов) с юго-запада распавшееся на «княжества». Политическим центром Нубии, видимо, стало известное с XII века царство Дотаво (между 1-м и 2-м порогами), правитель которого ещё в конце XV века носил титул «царь царей». К XVI веку основная волна арабской миграций в Нубии спала; начался период этнической и культурной ассимиляции в условиях феодальной раздробленности.

Северная часть Нубии была отторгнута Египтом вскоре после его захвата Османской империей в 1517 году; земли выше 3-го по­ро­га пе­ре­шли под власть Фунджского (или Сеннарского - по названию столицы) султаната.

Культура нубийского региона

Литература и письменность Нубии

Нубийская литература также развивалась в рамках христианских культур. Греческий коптский, арабский языки использовались наряду с местными. Языком церкви еще в X-XI вв. оставался греческий, но появились и переводы христианской религиозной литературы на нубийский язык (до нас дошли только краткие надписи) своеобразным нубийским алфавитом, в котором соседствовали греческие, коптские и мероитские буквенные знаки.

Греческий язык как литургический сохранялся, по крайней мере, до конца X в. Несмотря на изоляцию, продолжалось заимствование византийской обрядности и служебных текстов. Возможно, греческий был официальным языком королевства Меркурия (Макуры), поскольку среди его надписей часты коптско-греческие билингвы. Во всяком случае, светские власти хранили византийское наследие, в самом коптском языке сохранялись греческие названия для должностей, в т.ч. придворных.

В крипте собора в городе Ибрим были обнаружены «документам епископа Тимофея», которые не только подтвердили связи нубийской церкви с коптским Египтом, но само ее существование было продлено до конца XIV в.; в крипте была также собрана богатая коллекция фрагментов рукописей, в том числе иллюстрированных. Но на этом находки не кончились. Под подиумом, в кладовой, нашли огромный опечатанный сосуд с 9 кожаными свитками — копиями юридических документов огромной важности с датами вплоть до 1464 г., причем последний из них упоминал «папу» (митрополита) Ибрима Марка и других. Это позволяет думать, что в той или иной форме церковная и государственная структура существовали здесь до начала XVI в., а в середине XV в. были еще в «рабочем состоянии».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.22.225 (0.006 с.)