Развитие армянской художественной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие армянской художественной литературы



Венцом армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский» («Сасунские безумцы‐храбрецы»), в основу которого легла героическая освободительная борьба армянского народа против Арабского халифата в VIII – IX вв. Эпос сложился в IX – X веках в Южной Армении — Сасуне, Хуте, Тароне и Васпуракане, а затем распространился в других частях страны. Велико идейное и художественное значение эпоса. Своего любимого героя Давида Сасунского народ наделил богатырской силой и лучшими душевными качествами. Ему свойственны бескорыстие и пламенный патриотизм, человеколюбие, уважение к трудящимся, в том числе иноплеменным, оптимизм, благородство, честность, справедливость.

В X – XIV вв. высокого уровня достигла армянская художественная литература, в особенности лирическая поэзия. Крупнейшими представителями армянской поэзии X – XIV вв. являются Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Константин Ерзнкаци, Фрик и Ованнес Тлкуранци.

Григор Нарекаци (950 – 1003) получил образование в Нарекском монастыре в области Рштуник. Его перу принадлежат десятки произведений — стихи, прозаические произведения, проповеди и т. п. Вершиной творчества Нарекаци является его большая поэма «Книга скорбных песнопений» («Нарек»), созданная в 1001 – 1003 гг. В этом произведении, написанном с огромной поэтической силой, нашла отражение борьба тела и духа, жизни земной, реальной и потусторонней.

Широкое распространение получает басня. Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци (XIII в.).

Искусство средневековой Армении

Армянская архитектура

В X – XIV вв. развивается и архитектура. В этот период в Армении были построены новые города (Ани, Арцн, Лори), монастыри (Татев, Агарцин, Санаин, Ахпат, Гегард, Ахтамар и др.), крепости (Капут‐берд, Бжни, Амберд и др.), мосты, каравансараи, дворцы, гостиницы, постоялые дворы. Многие из них по своей композиции и творческому замыслу представляют ценные архитектурные памятники.

Армянские мастера издревле специализировались в обработке таких широко распространённых в стране строительных материалов, как туф, базальт, гранит. Часто мастер-каменщик сам создавал проект сооружения и сам же его воздвигал. Однако были и профессиональные архитекторы, имена и творения некоторых из них нам известны. Одним из знаменитых архитекторов X века был Манвел, живший в Васпуракане. Он автор целого

ряда сооружений, в том числе известного архитектурного комплекса на острове Ахтамар. Значительная часть архитектурных памятников периода Анийских и Ширакских Багратидов была построена по проектам зодчего Трдата, который с большим мастерством реставрировал также купол прославленного собора св. Софии в Константинополе. Упоминается и ряд других архитекторов и скульпторов: Саргис, Ваган, Ованес, Момик и другие.

Армянская скульптура

Скульптура была тесно связана с архитектурой и дополняла её. Многие дошедшие до нас архитектурные памятники украшены многообразными по содержанию высокохудожественными скульптурами, тонкость исполнения которых достигает ювелирного мастерства. Особенно прославились своими скульптурами Ахтамарский храм, церкви Нораванк, Гегард, Ахпат, Санаин, Арич, Татев и другие. Высокой степени развития достигает скульптура в XII – XIII вв., когда в стране получили широкое распространение мемориальные памятники и хачкары, украшенные тонкой резьбой.

Армянская живопись

Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X – XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных нам миниатюристов X – XIV вв. относятся Аваг, Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие — в Киликии.

Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную природу страны — растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания. Выдающимися представителями киликийской школы армянской миниатюры были Торос Рослин (XIII в.) и Саргис Пицак (XIII – XIV вв.). Их работы относятся к лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей. Начиная с XIII века миниатюристы всё чаще обращаются к светским мотивам, к изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какие внешнеполитические события способствовали образованию царства Багратидов?

2. С чем связан подъем армянских земель в эпоху Багратидов?

3. Какие особенности политической жизни были характерны для Киликийской Армении?

4. Какие науки получили развитие в армянских землях?

5. Какова роль монастырей в развитии образования?

6. Какие основные исторические концепции развивались в средневековой армянской историографии?

7. Какие жанры художественной литературы получили наибольшее развитие?

8. Какие сюжеты развивались в армянской литературе?

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите географическое расположение армянских земель в средние века и основных внешних противников армянских княжеств.

2. Охарактеризуйте деятельность одного из представителей армянской культуры.

 

 

Тема 10. Грузия. Абхазия

Цели и задачи изучения темы: изучить историческое развитие и процесс христианизации в грузинских землях, его региональные особенности и влияние христианства на развитие грузинской культуры.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат

ОК-2

З-1 знать основные этапы исторического развития цивилизаций христианского Востока
З-2 знать основные закономерности эволюции цивилизаций христианского Востока в контексте всемирной истории

ПК-3

З-1 знать способы решения задач воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
З-2 знать способы решения задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.005 с.)