Влияние восточно-сирийской культуры на арабов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние восточно-сирийской культуры на арабов



Арабские племена у границ Византии и Ирана в IV-V вв.

В IV в. арабские племена не были однородны ни по уровню общественного развития, ни по образу жизни. Одни из них жили в примитивных условиях племенной организации, где все мужское население несло военные функции и было войском. О них говорится, как о не имеющих никаких навыков оседлой жизни, вечно находящихся в движении, удовлетворяющих свои потребности примитивной пищей скотовода — молоком и мясом. Наряду с этим часть арабских племен продолжала оседать и стабилизоваться. Старые культурные центры, как Петра и Пальмира, пришли в упадок, а ведь основное население этих караванных городов по своему этническому происхождению составляли арабы. На дальних дорогах, связывавших различные государства Ближнего Востока между собой, оседая и закрепляясь в отдельных пунктах, арабы испытывали на себе влияние более высокой древней культуры соседних народов — греков и персов, в значительной мере сирийцев и арамеев. В Пéтре язык и письменность набатеев, как и памятники археологии, свидетельствуют о развитии у них ремесла и торговли. Замечательные храмы и здания Пальмиры, ее надписи и надгробия говорят об эллинизации этого центра, где писали на арамейском языке арамейским алфавитом. Эти, как и другие стоящие на караванных дорогах города были подчинены Риму и пришли в упадок, но образовывались новые центры стабилизации кочевников. Местами арабских кочевий издавна были области Сирии и Месопотамии.

Христианизация арабов

Арабов по происхождению называют «измаилитами» — по «праотцу» Исмаилу, сыну Авраама, рожденному от его рабыни Агари. Христианство не могло не оказать своего влияния на арабские племена, оказавшиеся в непосредственной близости с населением Византии, официальной идеологией которой оно было. Христианизацию арабов на основании сведений византийских источников следует отнести ко 2-й половине IV в. Арабские племена были обращемы клириками и монахами, которые жили в пустыне; с ними кочевавшие арабы приходили в близкое соприкосновение. Обращению в христианство способствовало общение с представителями монашества, проповедь миссионеров, воздействие отдельных лиц. Такие факты сообщают в первую очередь именно церковные писатели. Им известно, что арабам проповедовали христианство в IV и V вв. православные монахи Палестины и Сирии и часть кочевых племен была горячими приверженцами Симеона Столпника.

Особенно богатый материал об арабах собрал в описаниях жизни монахов и отшельников Палестины Кирилл Скифопольский. Житие св. Евфимия было написано Кириллом после 554 г., когда он переселился в новую лавру и стал жить в отдельной келии. Затем он написал житие св. Саввы, которое было вторым его сочинением, и, наконец, жития исихаста Иоанна и других монахов. В этих житиях, особенно в двух первых, Евфимия и Саввы, неоднократно упоминаются арабские племена, которые кочевали по пустыням Палестины, приходили в соприкосновение с жившими здесь монахами. Часть арабов оседала, завязывались личные дружественные и культурные связи с монастырями. Специальных миссий, насколько можно судить, к арабам не направляли, но связи, возникавшие в личном порядке, упрочивались; идеология занимала в этом случае важное место.

Иоанн Мосх, умерший около 622 г., обошел со своим учеником Софронием, будущим патриархом Иерусалимским, скиты и монастыри Палестины и Сирии; он записал благочестивые истории, которые слышал, и события, которым был свидетелем. Иоанн знает арабов, которые бродили небольшими группами или одинокие и не раз встречались с монахами. Один палестинский отшельник стал делиться своей пищей с «голодной сарацинкой», которая забрела к нему и которую он таким образом поддерживал в течение некоторого времени. Мосх сохранил свидетельство о том, что арабы-язычники приносили человеческие жертвоприношения, известные и из других источников.

Близкие арабам по языку сирийцы склоняли их к несторианству или к монофизитству. Гасаниды, занимавшие области, граничившие с провинциями Аравией, Финикией, Пальмиреной, Сирией, оказались под влиянием православия и соперничавшего с ним монофизитства. В конце V в. арабы, видимо, были склонны поддерживать официальное византийское православие, тогда как в VI в. гасаниды, особенно Харит ибн Габала, склонились к монофизитству и поддерживали его сторонников. Монофизитство было не только философским и догматическим течением, но было связано с определенным политическим направлением. В нем сказался в известной мере сепаратизм провинций, в чем не последнюю роль играло негреческое население империи, как сирийцы и копты. «Восточные», как называли себя монофизитские клирики, были выразителями интересов известных провинциальных кругов, тяготившихся официальным православием - проводником греческого влияния, греческого языка, греческой философии, византийской государственности. Те, которые оставались приверженцами православия, звались мелкитами, сторонниками императора (царь - melek). Сирийцы были ревностными проповедниками и миссионерами, близкими по языку арабам; они несли им свое учение, свои взгляды. Из приведенных выше сведений об участии Харита ибн Габалы в жизни монофизитов, о его настойчивости, проявленной в Константинополе в защите их интересов, можно заключить о политической роли, которую он брал на себя. В этой связи с ним не могли не считаться. Монофизитский клир имел опору в широких кругах населения провинций и в самой византийской столице. Арабы были в этом случае учениками сирийцев; достаточно вспомнить об их привязанности к Иакову Барадею, которого так почитал сам «царь Харит».

Сирийцы стремились распространить христианство среди арабов, они обращали их и крестили. На этой почве столкнулись интересы несториан и монофизитов. Более того, соперничество было перенесено в Йемен, где монофизиты нашли прочную опору в христианских кругах. Хотелось бы сразу же отметить, что именно монофизитское учение оказало влияние на формирование мусульманской доктрины. Источники сообщают о представителях этого направления христианства, проповедовавших свою веру и в Южной Аравии, и на «пути ароматов». Послание Симеона Бетаршамского, написанное в 524 г. в Хирте Наамановой, является одним из лучших источников для истории христианства у химьяритов.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. В чем особенность восточно-сирийской культуры по сравнению с населением византийской Сирии?

2. Какое направление сирийского христианства пользовалось большим влиянием при Персидском дворе?

3. Какие известные литературные деятели являлись монофизитами?

4. В чем особенность ассирийской церкви?

5. С чем связана христианизация арабов?

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните догматические особенности сирийцев-несториан и монофизитов.

2. Определите, с чем связан успех миссии монофизитов среди арабских племен по сравнению с несторианами и халкедонитами.

3. Составьте таблицу знаменитых культурных сирийских деятелей, принадлежавших к монофизитству с указанием сфер литературы, в которых они прославились.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.163.120 (0.007 с.)