Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды рисков во внешнеэкономической деятельности

Поиск

 

Риски во внешнеэкономической деятельности – возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб для участника ВЭД.

Важнейшими видами риска интернационализации являются:

рыночные (сбытовые), связанные со снижением спроса или цен на мировых рынках;

риски политического характера, связанные с изменением социально-политической обстановки в принимающей стране, переориентацией ее экономической политики, осложнением межгосударственных отношений и т.д.;

коммерческие, проявляющиеся в недобросовестности или неплатежеспособности покупателя;

производственные, связанные с трудностями организации производства, его отладки, подготовки кадров и т.п.;

научно-технические, вытекающие из непреодолимости трудностей достижения заданного результата при освоении новых технологий, лицензионном обмене, совместных НИОКР и т.д.;

риски финансового характера (инфляционные, валютные), связанные не только с изменением режима перевода капиталов и прибылей, но и с колебаниями курсов валют, повышением уровня процентных ставок по займам и кредитам, различиями в темпах инфляции по странам и т.д.

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

производственный, т.е. связанный с непосредственным производством торговой продукции, возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

коммерческий возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

финансовый риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

Наконец, в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;

коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;

производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:

хозяйственно-правовые риски связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;

политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;

собственно международные риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле.

3 Понятие и содержание странового риска

Сделки между резидентами разных стран подвергаются риску, который отсутствует во внутренних операциях. Этот риск связан с тем, что операции осуществляются либо в партнерстве с зарубежным контрагентом, чья деятельность предопределяется особенностями внешней среды его страны, либо непосредственно на территории зарубежного государства, где фирма попадает в чуждое для нее окружение.

В международном праве действует доктрина иммунитета суверенного государства от обычной гражданской ответственности, что не позволяет иностранным компаниям взыскать в судах своей страны убытки, вызванные политическими действиями властей другой страны.

В основе теории риска международного бизнеса риск рассматривается как неустойчивость доходности международных коммерческих операций, вызванной событиями в конкретной стране в отличие от событий, связанных с отдельным экономическим и финансовым агентом.

В операциях на зарубежных рынках риск распадается на две части:

•   во-первых, риск, вызванный особенностями и событиями в конкретной стране;

•   во-вторых, обычный коммерческий и инвестиционный риск, связанный с поведением контрагентов по операциям.

В современной теории странового риска он делится на четыре основных компонента:

1.экономический;

2.финансовый;

3.валютный;

4.политический.

Экономический, финансовый и валютный компоненты странового риска базируются на рыночных условиях и соответствуют широко известным концепциям в современной экономической и финансовой теории. Политический риск понимается шире и включает возможность или вероятность принятия на политическом уровне решений, неблагоприятных для интересов компании.

1. Страновой экономический риск представляет собой аналог операционного риска в корпоративных финансах. Он выражается в неустойчивости макроэкономического развития и часто находит свое измерение в динамике ВНП и ВВП.

Вообще говоря, неустойчивая макроэкономическая среда порождает неустойчивость в прибылях как резидентов, так и нерезидентов (фирм и финансовых организаций), соответствующим образом увеличивая их риски.

2.Страновой финансовый риск. Страновой финансовый риск аналогичен финансовому риску в корпоративных финансах. В корпоративных финансах этот риск определяется способностью фирмы удовлетворять свои финансовые обязательства по основному долгу и процентам. Платежи процентов определяются размером, в котором активы фирмы финансируются за счет долговых обязательств, а платежи по основному долгу зависят от графика погашения долгов.

Соответственно страновой финансовый риск определяется способностью национальной экономики мобилизовать необходимое количество иностранной валюты для оплаты процентов и основного долга иностранным кредиторам. Как и в корпоративных финансах, эта способность зависит от степени задолженности иностранным банкам и графика погашения долгов.

3. Валютный риск. Валютный риск представляет собой наиболее известный вид специфического странового риска. Он оп­ределяется как неустойчивость валютного курса, ведущая к падению доходов нерезидентов. Вероятность возникновения убытков от изменения обменных курсов, а следовательно, и валютный риск, появляется в процессе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в других странах, а также при получении экспортных кредитов.

Валютный риск может быть трех видов:

операционный;

трансляционный;

экономический.

 

 

Политические риски

 

 Очень часто значение термина «политический риск» понимают достаточно

широко — от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах. В общем, большинство специалистов соглашается, что политический риск означает воздействие неэкономических переменных на деловые операции, осуществляемые за рубежом.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

- глобальный политический риск относится к компании, имеющей несколько зарубежных филиалов,

- специальный политический риск, связан с конкретными инвестициями в конкретной стране.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.

Валютные риски

Валютные риски связаны с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа.

1.Риск сделок в валюте. Он тесно связан с международной торговлей и отражается как на движении денежной наличности (cash-flows), так и на прибыли, оказывая быстрое воздействие на результаты деятельности.

2.Риск валютных переводов. Появляется при инвестировании за рубежом и наличии задолженности в иностранной валюте. Риск характерен для предприятий, получающих субсидии от головного предприятия и легко прогнозируется.

3. Экономический риск в валюте. Он связан с настоящим и будущим незаключенных сделок. Экономические риски могут проявляться и в далеком будущем предприятия и легко прогнозируются.

Маркетинговые риски

Они связаны с возможностью продвижения и реализации товаров на рынках сбыта.

Маркетинговые риски – это совокупность рисков, присущих маркетинговой сфере в деятельности компании, т. е. они характеризуются вероятностью возникновения определенных событий и их последствий, которые затрудняют или делают невозможным достижение целей на отдельных этапах маркетинговой деятельности или целиком в сфере маркетинга.

причинами возникновения

маркетингового риска являются следующие:

снижение объемов реализации в результате падения спроса, вытеснение товара конкурирующими, введение ограничений на продажу;

повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

непредвиденное снижение объема закупок в сравнении с намеченными; потери товара или потери его качества в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены

 

Маркетинговый риск включает в себя риск,

связанный с: 

реализацией товара (риск невостребованной продукции);

транспортировкой товара;

платежеспособностью покупателя;

приемкой товара покупателем;

риск форс-мажорных обстоятельств.

снижения внешних маркетинговых рисков являются:

диверсификация рисков;

передача рисков;

страхование маркетинговых рисков.

 

внутренние источники снижения маркетингового риска, как:

 

проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки;

бизнес-планирование;

создание различных резервов на покрытие различных убытков,

тщательный подбор

персонала маркетингового отдела.

К основным маркетинговым рискам относятся:

1. информационный;

2. инновационный;

3. отраслевой.

Информационный риск - это риск отсутствия, неопределенности или недостоверности информации. Информация может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и (в большей части) информации о состоянии рынка товаров (услуг), которые предлагаются.

Для проведения успешной сбытовой политики на международных рынках необходимо проводить их тщательный ситуационный анализ. Его проведение требует оценки около 250 различных показателей и получения итогового результата.

Отраслевой риск

Это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степени этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период;

устойчивость деятельности фирм данной отрасли по сравнению с экономикой страны в целом;

результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, наличие значительных расхождений в результатах.

С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции.

Инновационный риск - это возможность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Инновационный риск возникает при:

внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В подобной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;

производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 2099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.008 с.)