По курсу «Управление рисками в международном бизнесе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «Управление рисками в международном бизнесе»



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу «Управление рисками в международном бизнесе»

 

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА ВО ВЭД

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ

ТЕМА 3. ИНСТРУМЕТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ

ТЕМА 4. РИСКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

ТЕМА 5. ИНСТУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЧ РИСКАМИ ВО ВЭД

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу «Управление рисками в международном бизнесе»

Тема 1. Понятие и сущность экономического риска во ВЭД

Сущность экономического риска, его основные элементы и черты.

Соотношение неопределенности и риска

Причины и факторы рисков

Особенности проявления риска на практике

Классификация экономических рисков

Влияние на риск этапов жизненного цикла предприятия.

Соотношение неопределенности и риска

 

Ситуация определенности характеризуется однозначностью наступления результатов решений или событий.

Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе не устанавливаема.

Ситуация риска - если существует возможность количественно и качественно определить степень вероятности того или иного варианта.

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна.

Например, это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта

 

Факторы неопределенности:

внешние

внутренние

Внешняя среда — это макроокружение и непосредственное окружение, в котором функционирует объект. Например, для организации среда включает

экономическую,

правовую,

технологическую,

социальную,

политическую

и другие составляющие.

 

В нее включают поставщиков, потребителей продукции и услуг организации, конкурентов, с которыми организация взаимодействует в процессе функционирования.

 

Внутреннюю среду образуют

персонал организации и ее структура,

производство,

финансовое обеспечение деятельности,

маркетинг,

организационная культура,

сложившаяся в организации система ценностей, традиции,

социально-психологическая обстановка,

стиль руководства.

 

 

В зависимости от сферы возникновения различают следующие причины и факторы рисков - внешние и внутренние

К внешним факторам экономического риска для предпри­ятия относятся факторы, обусловленные причинами, не связан­ными непосредственно с деятельностью самого предприятия, которые возникают за пределами предприятия.

Причины и факторы рисков

Внешние факторы риска можно разделить на

политические,

социально-экономические (макроэкономические),

экологические и

научно-технические.

 

Внутренними факторами риска считают факторы, появление которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия и его персонала. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе производства и реализации продукции и могут оказать свое влияние на результаты бизнеса. Наиболее значительными из них являются:

качество планирования и принятия решения,

соблюдение технологий,

организация труда и работа с персоналом,

финансовая политика предприятия,

дисциплина и многие другие.

 

Тема 2. Методы оценки экономических рисков

Кривая риска и ее характеристика

Количественная оценка риска

3.Методы определения коэффициента риска

Модель Альтмана. Z - модель

Метод экспертных оценок

Комбинированные, или структурированные модели

Количественная оценка риска

 

Количественный анализ, позволяющий вычислить размеры отдельных рисков и их влияние на стоимость предприятия, состоит не только в расчете показателей уровня риска (стандартного отклонения, коэффициента вариации, В-коэффициента, уровня чувствительности и пр.). Сопоставляя эти показатели с уровнем эффективности инвестиций, экономический субъект должен принять решение о приемлемости данного варианта инвестирования в соответствии с индивидуальной расположенностью к риску. Ориентиром для него, как правило, является уровень среднерыночной премии за риск.

Количественная оценка риска.

Для количественной оценки рисков применяются следующие методы:

1) статистические;

2) аналитические:

— метод дисконтирования,

— анализ окупаемости затрат,

— оценка размеров возможного ущерба от принятия рисковых решений,

— анализ безубыточности производства,

— анализ устойчивости,

— анализ чувствительности,

— анализ сценариев,

— метод Монте-Карло (имитационное моделирование),

— метод «дерева решений» (аналитические методы располага­ются по мере увеличения сложности вычисления);

 

3) метод анализа финансовой устойчивости и целесообразности затрат на проект;

4) метод использования аналогов.

3.Методы определения коэффициента риска

 

Абсолютные показатели оценки риска

Относительные показатели оценки риска

Абсолютные показатели оценки риска

 

При определенности рассматриваемая группа показателей включает в себя абсолютные финансовые показатели, которые отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов и дают возможность оценить риск последствий от неудовлетворительных результатов деятельности организации.

При оценке риска в качестве исходной информации используются данные бухгалтерской отчетности компании, прежде всего данные бухгалтерского баланса, которые фиксируют имущественное и финансовое положение организации за отчетный период, и отчета о прибылях и убытках.

Необходимыми видами рисков для принятия внешними и внутренними пользователями информации деловых решений являются следующие:

 

•   риски структуры активов по степени их ликвидности;

•   риски потери платежеспособности, финансовой устойчивости и независимости;

•   риски последствий снижения деловой активности и рентабельности организации.

 

Относительные показатели оценки риска

Данный вид показателей многообразен и предполагает наличие необходимой информации о среде предпринимательства.

Имеется два основных подхода к оценке рисков при использовании относительных показателей:

на основании специально разрабатываемых исследователями моделей, ориентированных на последствия рискового события

на основе использования финансовых показателей, представленных в виде коэффициентов, характеризующих ликвидность (платежеспособность), структуру капитала, деловую активность и рентабельность организации.

 

Количественная оценка риска. Методы определения коэффициента риска.

Когда для планируемой бизнес-операции удается оценить максимальное значение возможной суммы убытка, уровень риска, связанного с реализаций данной бизнес-операции, может быть рассчитан по следующей формуле:

 

Кр= Уmах/С

где Кр - коэффициент риска;

Уmах - максимально возможная сумма убытка, руб.;

С - планируемый объем собственных финансовых ресурсов, руб.

Коэффициент риска, рассчитываемый как соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов организации, иначе называется коэффициентом степени риска, ведущего к банкротству. Риск тем выше, чем ближе значение коэффициента риска к единице.

В том случае, когда по планируемой бизнес-операции удается получить данные об имевших место в других организациях отклонениях (как положительных, так и отрицательных) от расчетного или нормативного значения показателя, характеризующего результат бизнес-операции, уровень риска, связанного с реализаций планируемой бизнес-операции, может быть рассчитан по следующей формуле:

Кр=М^− / М^+

Где Кр - коэффициент риска;

М^−- максимальное значение (взятое по модулю) из отрицательной области рискованной де­ятельности, руб.;

М^+- максимальное значение из положительной области рискованной деятельности, руб.

Коэффициент риска, рассчитываемый как соотношение максимальных значений из отрицательной и положительной областей деятельности организации, может иметь значение из интервала от нуля до бесконечности. Причем, чем больше значение этого коэффициента, тем выше риск.

Коэффициент риска бизнес-операции может быть также рассчитан как отношение возможной суммы прибыли к возможной сумме убытка, а именно:  

Кр = П/У,

где Кр - коэффициент риска; П - возможная сумма прибыли, руб.; У - возможная сумма убытка, руб.

Коэффициент риска в этом случае показывает, какая сумма прибыли ожидается на 1 рубль суммы возможного убытка. При оценке таким образом риска альтернативных вариантов предпочтение отдается тому, у которого значение коэффициента будет наибольшим.

Точка безубыточности также может быть использована для оценки риска инвестиций. Она представляет собой точку критического объема производства (реализации), в которой доходы от продажи производственного количества продукции равны затратам на ее изготовление, т.е. в которой прибыль равна нулю.

Тбу = З пост / (Цед - Зпер)

где Тбу - точка безубыточности (переход через нее определяет, убыточна или нет деятельность организации, и показывает, сколько в натуральных единицах измерения должно быть выпущено продукции для ее безубыточной деятельности), шт.;

З пост - сумма постоянных издержек, руб.;

Цед - цена одной условной единицы продукции, руб.;

Зпер - переменные издержки на изготовление условной единицы продукции, руб.

Чем ниже точка безубыточности, тем менее чувствителен проект к изменению его ключевых параметров — объему производства, цены единицы продукции, затратам на производство, тем ниже риск несостоятельности проекта.

Модель Альтмана. Z - модель

 

В зарубежной практике для оценки банкротства широко используются количественные методы, такие как Z –модели, разработанные Альтманом в 1968г. Модель Альтмана представляет собой линейную функцию с различным числом переменных. В зависимости от этого различают двух -, пяти – и семифакторные модели. Параметры функции рассчитываются путем статистической выборки по обанкротившимся или избежавшим банкротства предприятиям.

В качестве переменных используют финансовые коэффициенты характеризующие деятельность предприятия. Так в двухфакторной модели переменными величинами являются коэффициент теку­щей ликвидности (или коэффициент покрытия) и коэффициент концентрации заемных средств (доля заемного капитала в общей сумме источников).

Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количественного индикатора Z.

Z = - 0,3877 - 1,0736 К1 + 0,0579 К2,

где К1 — коэффициент текущей ликвидности;

К2 — коэффициент концентрации заемных средств.

Чем выше значение Z, тем больше вероятность банкротства. При Z=0 вероятность банкротства в течение ближайших двух лет гипотетически равна 50%. При Z < О вероятность наступления банкротства меньше 50 %, при Z > 0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%.

Достоинством данной модели является простота, а недостатком - невысокая точность прогноза, так как здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние пред­приятия.

С целью устранения недостатков двухфакторной мотели Альтманом была разработана пятифакторная модель прогнозирования бан­кротства, которая в настоящее время широко применяется на практике.

Z =1,2 К1 + 1,4 К2+3,3 К3 + 0,6 К4+ 1 К5

К1 - отношение собственных оборотных средств к сумме активов,

К2- отношение нераспределенной прибыли к сумме активов,

К3- отношение балансовой прибыли (до уплаты налогов и процентов) к сумме активов,

К4-отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного),

К5- отношение выручки от реализации к сумме активов.

Согласно этой модели чем больше значение Z, тем меньше вероятность банкротства. Если Z <1,8 вероятность банкротства очень высока. При значениях Z в интервале от 1,81 до 2,7- вероятность высокая, от 2,8 до 2,9 возможная, при Z> 3 маловероятная.

Главным достоинством этой модели является высокая томность прогноза: она достигает 95% на период до одного гола и 83%— на период до двух лет. Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже.

Качественный анализ представляет собой классификацию риска (по одному или нескольким признакам), определение причин возникновения риска (выявление факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям), возможных негативных последствий и мер по минимизации ущерба.

Методика качественной оценки рисков проекта внешне представляется очень простой описательной, однако она должна привести аналитика-исследователя к количественному результату, к стоимостной оценке выявленных рисков, их негативных последствий и «стабилизационных» мероприятий.

Главные задачи качественного подхода:

1. выявить и идентифицировать возможные виды рисков, которые присущи проекту;

2. определить и описать причины и факторы, влияющие на уровень данных видов риска;

3. описать и дать оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков;

4. предложить мероприятия по минимизации и (или) компенсации последствий, рассчитав стоимостную оценку и их мероприятий.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок находит достаточно широкое применение в различных областях деятельности, и на его основании реализуются серьезные и дорогостоящие мероприятия. Одной из сфер его применения является качественный анализ и количественная оценка экономического риска.

В практической деятельности применяются как индивидуальные, так и групповые (коллективные) экспертные оценки (опросы).

Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:

1 прогнозирование хода развития событий и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем. Применительно к анализу и оценке риска это

выявление источников и причин риска

прогнозирование действий конкурентов,

 установление всех возможных рисков,

 оценка вероятности наступления рисковых событий,

 назначение коэффициентов относительной важности (значимости последствия) и ранжирование рисков,

 выявление путей снижения риска и многое другое;

 

2 анализ и обобщение результатов, представленных другими экспертами;

3 составление сценариев действий;

4 выдача заключений на работу других специалистов и организаций (рецензии, отзывы, экспертизы и т.п.).

Достоинством индивидуальной экспертизы является оперативность получения информации для принятия решений и от­носительно небольшие затраты.

В качестве недостатка следует выделить высокий уровень субъективности и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности полученных оценок.

коллективные экспертные оценки

Выделяют следующие типы групповых экспертных процедур:

* открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;

* свободное высказывание без обсуждения и голосования;

* закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса.

Уклонение от риска

3.2. Перенос (передача) риска партнерам

Методы компенсации риска

4. Методы оценки и покрытия рисков в рамках современных    международных концепций

Политические риски

Валютные риски

Маркетинговые риски

Контрактные риски

Таможенные риски

Политические риски

 

 Очень часто значение термина «политический риск» понимают достаточно

широко — от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах. В общем, большинство специалистов соглашается, что политический риск означает воздействие неэкономических переменных на деловые операции, осуществляемые за рубежом.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

- глобальный политический риск относится к компании, имеющей несколько зарубежных филиалов,

- специальный политический риск, связан с конкретными инвестициями в конкретной стране.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.

Валютные риски

Валютные риски связаны с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа.

1.Риск сделок в валюте. Он тесно связан с международной торговлей и отражается как на движении денежной наличности (cash-flows), так и на прибыли, оказывая быстрое воздействие на результаты деятельности.

2.Риск валютных переводов. Появляется при инвестировании за рубежом и наличии задолженности в иностранной валюте. Риск характерен для предприятий, получающих субсидии от головного предприятия и легко прогнозируется.

3. Экономический риск в валюте. Он связан с настоящим и будущим незаключенных сделок. Экономические риски могут проявляться и в далеком будущем предприятия и легко прогнозируются.

Маркетинговые риски

Они связаны с возможностью продвижения и реализации товаров на рынках сбыта.

Маркетинговые риски – это совокупность рисков, присущих маркетинговой сфере в деятельности компании, т. е. они характеризуются вероятностью возникновения определенных событий и их последствий, которые затрудняют или делают невозможным достижение целей на отдельных этапах маркетинговой деятельности или целиком в сфере маркетинга.

причинами возникновения

маркетингового риска являются следующие:

снижение объемов реализации в результате падения спроса, вытеснение товара конкурирующими, введение ограничений на продажу;

повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

непредвиденное снижение объема закупок в сравнении с намеченными; потери товара или потери его качества в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены

 

Маркетинговый риск включает в себя риск,

связанный с: 

реализацией товара (риск невостребованной продукции);

транспортировкой товара;

платежеспособностью покупателя;

приемкой товара покупателем;

риск форс-мажорных обстоятельств.

снижения внешних маркетинговых рисков являются:

диверсификация рисков;

передача рисков;

страхование маркетинговых рисков.

 

внутренние источники снижения маркетингового риска, как:

 

проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки;

бизнес-планирование;

создание различных резервов на покрытие различных убытков,

тщательный подбор

персонала маркетингового отдела.

К основным маркетинговым рискам относятся:

1. информационный;

2. инновационный;

3. отраслевой.

Информационный риск - это риск отсутствия, неопределенности или недостоверности информации. Информация может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и (в большей части) информации о состоянии рынка товаров (услуг), которые предлагаются.

Для проведения успешной сбытовой политики на международных рынках необходимо проводить их тщательный ситуационный анализ. Его проведение требует оценки около 250 различных показателей и получения итогового результата.

Отраслевой риск

Это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степени этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период;

устойчивость деятельности фирм данной отрасли по сравнению с экономикой страны в целом;

результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, наличие значительных расхождений в результатах.

С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции.

Инновационный риск - это возможность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Инновационный риск возникает при:

внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В подобной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;

производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

Контрактные риски

 

Для нормативного распределения рисков ВЭО между продавцами и покупателями, возникающих при передаче товара от одного к другому, сторонам международных договоров купли-продажи целесообразно пользоваться правилами

Риски, связанные с основными положениями внешнеэкономического контракта, обуславливаются различными невыгодными моментами, определяемые контрактом, а также неточностями, которые могут быть допущены при составлении контракта.

К условиям контракта, в которых может содержаться ошибка, влекущая риски потерь, относятся:

предмет контракта;

количество и качество товара (объемы выполнения работ, предоставления услуг);

базисные условия поставки товаров;

цена и общая стоимость договора;

валютные и финансовые условия платежей;

условия сдачи (приема) товаров (работ, услуг);

упаковка и маркировка;

форс-мажорные обстоятельства;

санкции и рекламации;

ответственность за нарушение контракта, арбитраж;

дополнительные условия (страхование, гарантии качества и

т.д.).

 

Предмет контракта. Предметом контракта может быть материальный объект, предоставление какой-либо вещи или услуги. Предмет контракта должен быть: определенным, объективно исполнимым, дозволенным и непротиворечащим нормам права и нормам общественной морали.

Неопределенность в данном пункте контракта часто ведет к его разрыву, выставлению претензий и рекламаций партнером. В случае разрыва контракта субъекты ВЭД терпят убытки, связанные с расходами на проведение предконтрактных переговоров. Чтобы застраховать себя от данных неприятностей, в контракте можно оговорить вопрос финансовой ответственности за разрыв контракта.

Условие количества товара. В данном разделе контракта указывается единица измерения количества, порядок его определения, система мер и весов.

Количество товара, подлежащее поставке, может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах.

По ряду товаров абсолютно точное соблюдение количества оказывается практически невозможным не только по условиям погрузки и перевозки, но и по ряду других причин, в том числе из-за конъюнктуры рынка. В этих случаях в контракт включается оговорка, называемая опционом по количеству, которая допускает возможность отступления от указанного в контракте количества в ту или иную сторону, на тех или иных условиях, в тот же или иной срок указанного периода, в течение которого одна сторона должна уведомить другую сторону о своем намерении воспользоваться своим правом.

С объемом поставки и количеством в партии товара связан также риск повышения себестоимости в случае неполной загрузки транспортного средства. Он влечет дополнительные таможенные издержки, задержку поставки по времени.

Условие качества товара. Качество товара оговаривается в контракте либо в общей форме (“высокое” или “общепринятое”), либо конкретными показателями, поддающимися проверке. Применяются различные показатели, в частности: соответствие определенному стандарту (международному, региональному или национальному), техническим характеристикам (в отношении конечного продукта или использованных материалов), образцу.

Условие качества несет в себе огромный риск. Все больше учащаются случаи, когда недобросовестные импортеры используют недостаточно точное определение условия качества в контракте как повод для фактического отказа от оплаты, в том числе в форме встречного штрафа за несоответствие качества поставленного товара. В последнее время участились случаи рисков возникновения претензий по патентной чистоте товара, что тесно связано с качеством.

Во избежание рисков потерь при несоответствии качества полученного товара желательно в контракте указать и условия возврата товара и валюты в случае брака товара, сроки, в которые могут быть представлены рекламации. Или должна присутствовать оговорка снижения цены за потерю качества продукцией. В данном случае составляется соответствующий акт снижения качества. В контракте также должно быть указано место приемки товара по количеству и качеству.

Несоответствие упаковки, защиты и маркировки товара может быть самостоятельным видом нарушения контракта, вызывающим ущерб, поэтому упаковка, защита и маркировка чаще всего являются отдельными обязательствами, по которым в контракте могут предусматриваться специальные санкции. Данное нарушение может быть основанием для требования об уплате штрафа и в том случае, когда ущерб отсутствует, но для предупреждения неблагоприятных последствий могут потребоваться специальные меры и дополнительные расходы и/или могут возникнуть непредвиденные расходы, связанные с продажей товаров с такими несоответствиями. Несоответствие упаковки и защиты часто бывает причиной повреждения, ухудшения качества и уменьшения количества товара.

Условие цены товара. Исполнение контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательством случаях цена контракта определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Большинство рисков, связанных с установлением цены товара, в контракте определяется возможностью недополучения большей прибыли по сделке из-за незнания ценовой конъюнктуры мировых рынков, неумения торговать по принятым в мире правилам.

Базисные условия поставки. Доставка товара из одной страны в другую связана с расходами, риском и осуществлением ряда технических и административных операций. Все эти вопросы торговые партнеры решают и согласовывают в контракте посредством “базисных условий”. Под базисными условиями понимается установление в контракте четких обязанностей партнеров, сводящих к минимуму последующие недоразумения и споры, в отношении следующих трех аспектов сделки:

Валютные и финансовые условия платежей.

Под валютными условиями понимается:

- валюта и способ определения цены;

- валюта платежа;

- установление курса пересчета, когда цены и - - валюта платежа не совпадают;

- различного рода защитные оговорки, предупреждающие потери в связи с изменением валютного курса или падением покупательской способности валют, используемых в расчетах.

Финансовые условия расчетов предусматривают:

виды или условия расчетов;

формы расчетов;

защитные меры, обеспечивающие надежность и своевременное осуществление платежей;

средства платежа, применяемые в расчетах.

Прекращение контракта вследствие нарушения его условий и ответственность. Возмещение убытков, неустойки и штрафы. В ряде случаев контракт прекращается в связи с невозможностью исполнения, или же по инициативе одной или согласию обеих сторон.

Риски контрактной деятельности (контрактные риски) определяются в работе как вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате этой деятельности.

Контрактные риски можно разделить на:

•   риски невыполнения контрагентом по контракту своих обязательств;

•   риски блокирования (фактической приостановки) контракта;

•   риски коммерческой неэффективности контракта.

 

Потери, связанные с рисками невыполнения контрагентом по контракту своих обязательств, обычно бывают двух видов:

а) неполучение компенсации за собственные затраты поставщика, исполнителя или арендодателя (потери для продавца);

б) неполучение заказанных и (или) оплаченных товаров и услуг (потери для потребителя).

косвенными потерями потребителя будут:

1) прибыли, не полученные вследствие того, что не поставленные потребителю вовремя ресурсы воспрепятствуют потребителю оперативно воспользоваться благоприятной конъюнктурой для собственных поставок. Это самый «мягкий» вариант потерь;

2) неустойки, которые потребителю придется платить своим заказчикам, если он, в свою очередь, сорвет им поставки, которые он уже обязался осуществить с использованием неполученных ресурсов;

3) «замораживание», выведение из оборота инвестиций, реально уже сделанных в расчете на получение сорванных поставок. Это самые значительные из вероятных потерь.

Риски невыполнения контрагентом обязательств по контракту проистекают из того, что контрагент может:

•   во-первых, оказаться фиктивным, юридически несуществующим или обладающим недостаточным капиталом и финансовой ответственностью за свои обязательства;

•   во-вторых, как реальный партнер по договору исчезнуть до наступления момента исполнения своих обязательств (срока поставки или срока оплаты);

•   в-третьих, оказаться недееспособным и неправомочным заключать рассматриваемую сделку;

•   в-четвертых, не иметь намерения добросовестно выполнять свои обязательства;

•   в-пятых, имея это намерение, быть или впоследствии стать неплатежеспособным либо даже банкротом;

•   в-шестых, разорвать контракт, неся при этом меньшие прямые потери, чем суммарные прямые и косвенные потери предприятия, рассчитывавшего на получение выгод от контракта;

•   в-седьмых, оказаться под влиянием конкурентов, что может привести к появлению некоторых из выше отмеченных обстоятельств.

Есть несколько распространенных способов уменьшить риски описанного типа. Они заключаются в:

•   нахождении и (или) проверке и информировании о сомнительных (по сути любых незнакомых) контрагентах;

•   анализе того, не является ли объем сделки слишком большим по сравнению с уставным и собственным капиталом контрагента (особенно если он одновременно имеет обязательства или сделки со многими другими контрагентами);

•   дроблении одного крупного рискованного контракта на ряд последовательных, более мелких и, значит, менее рискованных;

•   избежании в содержании контракта таких условий поставки и оплаты, которые создают «искушение» для контрагента присвоить и реализовать средства или имущество предприятия без адекватного выполнения своих обязательств;

•   предъявлении сомнительному контрагенту требования представить в свою пользу финансовые гарантии и поручительства вызывающих доверие третьих лиц (банков, предприятий);

•   предоставлении контрагентом под свои обязательства того или иного имущественного обеспечения, уже не связанного ответственностью перед другими лицами;

•   оплаченной за счет контрагента страховке его обязательств, оформленной на имя минимизирующего свои риски предприятия.

Таможенные риски

 

Под таможенным риском понимается — «вероятность наступления нежелательного события, возникающего в процессе таможенного регулирования внешней торговли и влекущего за собой потери»

Риски, связанные с процессом таможенного оформления

Одну из основных групп рисков при проведении ВЭО составляют риски, связанные с таможенным оформлением. В эту группу входят:

риски, связанные с несвоевременностью проведения сертификации товара;

риск неправильного расчета таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.д.;

несоблюдение требований по заполнению документов по

ВЭО;

неудовлетворительное информационное обеспечение сделки и связанное с ним невыполнение требований нормативных актов и указаний таможенных учреждений;

риск неправильного выбора транспортного средства, не отвечающего требованиям Таможенной конвенции МДП.

 

Временной фактор.

Убытки в данном случае определяются следующими причинами:

просрочкой поступления средств на расчетный счет таможни;

осуществлением процесса сертификации.

прохождением фито-, ветеринарного контроля;

получением лицензий, квот и разрешений государственных органов на проведение экспортно-импортных операций;

необходимостью получения экспертных заключений по коду и цене товара в Торгово-промышленной палате.

 

Другой важный фактор - информационный. Знание условий прохождения таможенных процедур, последних изменений и возможных препятствий позволяет максимально предусмотреть и предотвратить риски, связанные с ними.

Попадание компании - участника ВЭД под профили риска в рамках системы управления рисками на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков

Попадание контракта или конкретной поставки товаров по контракту под профили риска на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков

Отказ таможни от принятия контракта и (или) документов для таможенного оформления

Запрет таможней ввоза товаров в страну или вывоза товаров из страны

Задержка таможенного оформления, с дополнительными расходами на хранение товаров на СВХ, переоформление документов, разделение товарной партии на отдельные товары по их видам и (или) наименованиям и т. п.

Досмотр товаров на таможне, с дополнительными расходами на погрузку-выгрузку товаров, восстановление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.164 с.)