Управление политическими рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление политическими рисками



 

Сложность оценки страновых рисков связана с отсутствием, искаженностью или неполнотой статистики по таким рискам. Это положение вызвано рядом факторов.

До тех пор, пока события в данной стране не вызвали конкретных убытков у работающих там иностранных компаний, эти события по большей части не могут быть включены в потенциальную статистическую базу. Хотя бы потому, что они не предоставляют определенных оценок ущерба, да и просто могут остаться не замеченными исследующей стороной.

Попытка собрать подобную базу данных заведомо столкнется с проблемой, состоящей в том, что чисто теоретически можно представить себе государство, деятельность и существование которого в прошлом не наносило ущерба иностранным компаниям и гражданам, находившимся на его территории. Но это вовсе не означает, что оценка рисков такой страны равна нулю. То есть становится невозможным применение такой статистики в отношении какого-либо периода времени в будущем по отдельной стране.

Большую роль играет конфиденциальный характер информации такого рода. Так, очевидно, что страховые компании располагают достаточно большим объемом информации, касающейся событий, подпадающих в разряд страновых рисков. Но эта информация не может стать в полном объеме открытой и доступной для участников рынка.

 

Представляется практически невозможным построить точную систему количественной оценки странового риска. Следовательно, при анализе страновых рисков возможно и необходимо применение качественных оценок.

Оценивание рисков включает в себя два этапа:

1. определение возможного развития страны в общем социально-экономическом и политическом аспекте (риск макроуровня);

2. частное оценивание влияния развития страны на деятельность компаний в зависимости от характеристик экономичес­ких операций (риск микроуровня, риск проекта).

Анализ риска страны основывается на изучении определенного числа факторов, определяющих уровень стабильности данной страны.

Все методики базируются на одних и тех же критериях, различия заключаются в основном лишь в выделении приоритетных элементов анализа. В целом все параметры анализа можно объединить в четыре категории:

политические факторы,

социальные факторы,

экономические факторы и

правовые факторы.

 

К политическим факторам относятся:

природа и законность действующего в стране режима;

продолжительность и различия предыдущих правящих режимов;

популярность руководителей и доверие к ним;

отношение к власти со стороны военных, профсоюзов, политических партий, оппозиции;

вероятность гражданской или международной войны;

геополитическое положение страны;

принадлежность к различным политическим, экономическим, военным альянсам;

поддержка со стороны других государств;

состояние дипломатических отношений с разными странами.

 

Социальные факторы включают в себя:

этническую и религиозную сплоченность (в современных условиях является важным фактором стабильности);

демографическое распределение и плотность населения;

наличие противостояния между разными социальными группами;

безработицу, уровень социальной защиты, богатство населения;

уровень образования.

 

Экономические факторы могут включать:

показатели экономического роста;

международные торговый и платежный балансы;

уровень ВВП и его изменение;

стабильность денежной системы и инфляция;

качество инфраструктуры, коммуникаций и транспорта;

наличие и использование природных ресурсов;

уровень задолженности страны перед международными кредитными институтами;

уровень зависимости от экспорта, импорта или помощи третьих стран.

 

Среди правовых факторов выделяются:

уровень правового обеспечения и регулирования в отношении иностранных инвестиций;

тенденции к национализации и экспроприации в стране;

структура государственного правового аппарата и соблюдение законности;

административное и таможенное регулирование.

МЕТОДЫ И ТЕХНИКА АНАЛИЗА СТРАНОВЫХ РИСКОВ

До конца 1970-х гг. большинство международных компаний ограничивало свой анализ ситуации в зарубежных странах качественными оценками. Качественный подход позволяет оце­нить специфику каждой конкретной страны и сложившейся там ситуации.

1.Примерами качественных подход анализа можно назвать исследования странового риска с использованием методов «old hands» («старых связей») и «grand tours» («больших туров»).

Такой анализ проводится не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях или о выходе на новый рынок. Если страновой риск представлялся слишком высоким, то новые зарубежные проекты либо не реализовы­вались (принцип «go / no go»), либо к стоимости проекта до­бавлялась премия за риск для учета высокой вероятности потерь. До тех пор пока на том или ином рынке не происходило крупной катастрофы, оценка странового риска не пересматривалась.

2.Количественный подход позволяет сравнивать различные страны по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов.

При этом главным недостатком количественных методов является использование узкого определения странового риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких как политическая нестабильность, валютный контроль, экспроприация и ряд других. Полный список возможных рисков, с раз­ной степенью потенциального влияния на зарубежную деятельность, гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Выбор факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного метода.

3.В настоящее время комбинированный подход к оценке странового риска использует большинство специализированных компаний. Который объединяет в одном методе преимущества качественного и количественного анализа.

Выделяют две группы методов оценки страновых рисков:

- сравнительные методы;

- аналитические методы.

Цель сравнительных методов в анализе страновых рисков — сравнить все страны или только выборку стран (например, развивающиеся страны) в соответствии с аналитической схемой, базирующейся на наборе релевантных (значимых) параметров.

По причине сложной природы страновых рисков выбор того, что кажется релевантными параметрами, весьма широк и часто включает элементы, которые трудно измерить с какой-либо точностью. Само сравнение достигается либо с помощью простой рейтинговой системы, либо с помощью мат­рицы.

РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ В АНАЛИЗЕ РИСКОВ

Рейтинговый метод оценки странового риска осуществляется в несколько этапов:

каждая страна оценивается по параметрам, выбранным в качестве критериев;

определяется вес каждого параметра (обычно максимальный вес имеет критерий политической стабильности);

обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы;

выведение суммарного индекса.

Для иллюстрации можно описать метод, принятый одной из прогнозных фирм, Credit Risk International. Эта система содержит 100 критериев для оценки степени странового риска, объединенных в четыре группы.

Система оценки рисков различных стран с помощью индекса BERI, разработан­ного одноименной швейцарской компанией. Эта аббревиатура расшифровывается как Business Environment Risk Intelligence, т.е. информация о риске в деловой среде. Система оценки основана на придании каждому виду риска определенного весового коэффициента, отражающего его значимость для успеха в бизнесе, и шкале оценок уровня риска от 0 (предельно большой риск) до 4 (наименьший риск). Для удобства сумма коэффициентов приводится к 25 баллам, так что страна, наименее рискованная во всех отношениях, имеет шанс получить в сумме 100 баллов, а наиболее рискованная будет иметь наименьшую сум­му баллов, приближающуюся к нулю.

Структуру рейтинга Euromoney's Country Risk Index, публикуемого журналом Euromoney. В нем оценка стран определяется по 9 параметрам, каждый из которых имеет определенный вес в общем рейтинге. В целом рейтинг Euromoney характеризует экономическую возможность страны расплачиваться за полученные заемные средства. Максимальная итоговая оценка для страны — 100 баллов.

В состав кредитного рейтинга Euromoney входят следующие индикаторы:

политический риск (25% веса в общем рейтинге);

экономические перспективы (25% веса);

три финансовых индикатора (по 10% веса в общем рей­тинге на каждый);

четыре банковских индикатора (каждый по 5% веса в общем рейтинге).

 

Такие институты, как Moody's и Standart&Poor's, также делают страновые рейтинги, но в отличие от Euromoney и других институтов их система весов не является прозрачной. Они стараются оценить специфические финансовые инструменты, такие как евробонды или коммерческие евробумаги, используя шкалу, идущую от ААА до С по возрастающей платежного риска.

МАТРИЧНЫЕ СИСТЕМЫ

Подход к оценке странового риска с помощью матричных координат похож на рейтинговый в том смысле, что он использует набор релевантных (значимых) параметров в процессе оценки риска. Однако в отличие от простого ранжирования стран, аналитические результаты наносятся на матрицу из двух измерений, которая делится на четыре квадранта, разделенных двумя осями. Каждая ось представляет параметр риска. Например, одна ось может отражать политический риск, в то время как другая отражает экономический риск. После анализа полученной картины некоторые страны, попавшие в квадрант с отрицательными значениями, отбрасываются, а оставшиеся вновь подвергаются исследованию по следующим двум параметрам.

 

Современная аналитическая техника оценки страновых рисков

В то время как сравнительные подходы охватывают все страны одновременно, аналитические методы фокусируются на одной стране в определенный момент. Среди них можно выделить следующие методы:

специальный отчет,

методы оценки вероятности,

социологические методы,

экспертные системы,

эконометрические модели.

 

МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОГО ОТЧЕТА

Метод специального отчета в анализе политических рисков является наиболее описательным из аналитических методов. Он предполагает привлечение одного или нескольких экспертов, которые исследуют базовые переменные, описывающие основные характеристики определенной страны, и сообщают полученные результаты в форме специального отчета.

Структура специального отчета строится начиная с описания общих сильных и слабых сторон страны, далее делается упор на такие аспекты, как политическая жизнь в стране, ос­новные характеристики действующего режима, степень стабильности внутренней валюты, налоговая система, регулирова­ние иностранных инвестиций, социальная структура и климат, а также экономические перспективы страны.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ

Среди методов оценки вероятности наступления неблагоприятных событий наиболее известными являются следующие:

метод построения деревьев событий;

метод «события — последствия»;

метод деревьев отказов.

Метод построения деревьев событий — это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов с оценкой вероятности каждого из промежуточных событий и вычислением суммарной вероятности конечного события, приводящего к убыткам.

Метод деревьев отказов. Анализ риска может происходить и в обратную сторону — от известного последствия к возможным причинам. В этом случае мы получим одно главное событие у основания дерева и множество возможных причин (инцидентов) в его кроне. Это и будет дерево отказов.

Метод «события — последствия» (в англоязычной литература имеет название HAZOR — Hazard and Operability Research) — это тот же метод дерева событий, но без использования графического изображения цепочек событий и оценки вероятности каждого события. Основная идея этого метода — расчленение сложных систем на отдельные, более простые и легче анализируемые части. Каждая такая часть подвергается тщательному анализу с целью выявить и идентифицировать все опасности и риски.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В наиболее общем виде социологический подход к анализу политических рисков предполагает идентификацию набора переменных, которые специфичны для каждой страны, в качестве средства для определения степени стабильности этой страны.

Эти переменные могут включать как реалии государственного устройства и политической организации общества, так и демократические традиции и способность данного общества жить в мире. Каждая страна дает новый набор переменных и отличную от других стран методологию.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

Современные экспертные системы являются разработанным инструментом искусственного интеллекта. Они накапливают знания экспертов, сформулированные в виде правил. Однако применение экспертных систем в условиях риска требует, чтобы они были совместимы с неформальной логикой

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

Современные экспертные системы являются разработан­ным инструментом искусственного интеллекта. Они накапливают знания экспертов, сформулированные в виде правил. Однако применение экспертных систем в условиях риска требует, чтобы они были совместимы с неформальной логикой

Управление политическими рисками

В зависимости от вида операций и специфики той или иной страны эти риски оцениваются и страхуются различным образом. Выделяют следующие направления в управлении политическими рисками:

управление политическими рисками коммерческой деятельности на зарубежных рынках;

управление политическими рисками прямых инвестиций;

управление политическими рисками международных банковских займов.

 

Соответственно для каждой из этих сфер сложились свои методы управления рисками.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ

Во внешнеторговых сделках у экспортера и импортера возникает целая система рисков, которые они должны взять на себя. В эту систему традиционно включаются коммерческие, валютные, политические риски, связанные с поставкой товара и переводом валюты из страны в страну.

Для страхования коммерческого риска зарубежной сделки экспортер может либо прибегнуть к некоторому виду внутреннего покрытия, который он устанавливает для себя, либо может использовать внешнее покрытие от политических рисков.

1. Методы внутреннего покрытия политических рисков коммерческой деятельности

Методы внутреннего покрытия ставят целью уменьшить политический риск путем лимитирования подверженности риску либо путем увеличения операционной прибыли.

Уменьшение подверженности риску. Способ уменьшения подверженности риску заключается в ведении бизнеса исключительно с надежными странами. К сожалению, эта стратегия имеет такой существенный недостаток, как устранение из списка большого количества стран с хорошим торговым потенциалом.

2.Внешняя техника страхования политических рисков коммерческой деятельности

Если экспортер не может или не хочет предпринять внутреннее хеджирование либо когда такой способ не подходит, альтернативным решением является передача риска другому субъекту, которым обычно выступает банк, специализирован­ный финансовый посредник либо страховая компания.

Передача риска финансовому учреждению предполагает выбор такого способа платежа, при котором банк или финансовый институт берет на себя существенную долю риска.

Наиболее простым способом передачи риска финансовому институту является хорошо известный безотзывный и подтвер­жденный аккредитив.

Аккредитив предоставляет экспортеру высокую степень защиты.

Неудобством является высокая стоимость аккредитива. Кро­ме того, он не гарантирует от всех возможных рисков. Так, к неплатежу может привести техническая ошибка в документах.

Осуществляя экспортные операции на далекие и рискованные рынки, экспортер может передать политический и коммерческий риск финансовому институту путем операции, известной как факторинг. В сделке факторинга фактор покупает платежные требования компании-поставщика, тем самым снимая с последнего риск неоплаты выставленных счетов, вызываемый как коммерческими, так и политическими причинами. Использование услуг факторов позволяет придать большую устойчивость отношениям между поставщиками и покупателями.

Форфейтинг является операцией, сходной с факторингом. Он заключается в покупке финансовым институтом, обычно банком, серии векселей, подписанных импортером в пользу экспортера.

В сделке форфейтинга экспортер продает векселя с дисконтом. Форфейтор держит векселя для представления в срок, без оборота на экспортера. Это отсутствие оборота отличает форфейтинг от покупки с дисконтом торговых векселей, по которой экспортер обязан нести ответственность в случае неплатежа.

Страхование внешнеторговых сделок. Для экспортеров многих стран существует еще одна возможность передачи комплекса рисков своих зарубежных операций — обращение в страховую компанию. При этом они могут на выбор использовать схему государственного страхования, которая покрывает политический риск, либо взять страховой полис у частной компании.

3. Управление рисковой дебиторской задолженностью. Выше говорилось об уменьшении и покрытии риска. Но что делать, если риск не был застрахован и фирма ожидает дефолта по своей кредиторской задолженности? Ясно, что уже поздно перевести риск на банк, фактора или страховую компанию. Следует найти другие решения.

Заключение сделки с клиентом. Если причина дефолта кроется во внутренней политической ситуации клиента, например, отсутствие иностранной валюты, экспортер может попытаться включить другой вид соглашения. Одной из возможностей является оплата счета в местной валюте. Проблема для экспортера далее в том, чтобы найти применение этим средствам, либо покупая местные товары, либо инвестируя в страну.

Продажа требований. Продажа платежных требований третьей стороне также является возможным решением проблемы неплатежа. Для этого есть два способа.

Первый путь заключается в поиске покупателя, которому нужна валюта попавшего в трудную ситуацию контрагента. Это может быть компания, которая хочет инвестировать в страну, либо имеет текущие или будущие обязательства, номинированные в местной валюте. Для взаимного урегулирования стороны заключают четырехстороннее соглашение.

Второй путь используется, когда партнер отказывается от оплаты. Он предполагает продажу требований коллекторскому агентству. Оба пути предполагают согласие на дисконт с номи­нальной стоимости требований.

Юридические действия. Если все меры, указанные выше, нереальны, то юридические действия остаются единственным решением. Обычно это худший вариант, поскольку предпола­гает юридические расходы при небольших шансах на благопри­ятный исход в местном суде. В некоторых странах можно избе­жать расходов, имея постоянное соглашение с местным юри­дическим представителем. Но это решение тоже дорого, поскольку вознаграждение составляет значительную долю покрытой суммы.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Организации, осуществляющие инвестиции за рубежом, могут подвергаться следующим рискам:

конфискация, экспроприация, национализация;

повреждение активов вследствие военных действий, бес­порядков, саботажа и пр.;

препятствование проведению операций со стороны государственных органов власти, скрытая экспроприация;

вмешательство в деятельность компании;

запрет на конвертацию национальной валюты и денежные переводы, а также на репатриацию активов и произведенных товаров;

неисполнение судебных арбитражных решений.

 

Покрытие прямых инвестиций от политических рисков так же имеет два вида базисной техники: экспортер может прибегнуть к внутреннему покрытию либо может использовать внешние способы страхования политических рисков.

1. Внутренняя техника хеджирования политических рисков инвестирования

Внутренняя техника хеджирования предполагает использование следующих методов:

ограничение инвестирования странами, предлагающими благоприятную правовую среду;

введение лимитов на переводы средств филиалу;

введение «спящего партнера»;

учреждение совместных компаний;

организация международного разделения производства;

проведение политики «хорошего гражданина».

 

2. Техника внешнего хеджирования политических рисков инвестирования

Первый и наиболее эффективный вид внешнего хеджирования включает уменьшение возможности возникновения споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран-членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает” прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования — принимающие страны.

Другим способом является предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как: страной базирования, так и принимающей страной.

В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным компаниям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-то его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.

Договоры страхования от политических рисков заключают при осуществлении инвестиций в зарубежные страны. Этот вид страхования отличается сложностью адекватной оценки вероятности наступления страховых случаев и крайне высокими размерами возможного ущерба.

В настоящее время страхованием политических рисков занимаются три вида организаций, осуществляющих такую деятельность:

международные агентства (такие как Многостороннее агентство гарантирования инвестиций);

государственные агентства (такие как OPIC в США, COFACE во Франции, ECGD в Англии, Treuarbeit в Гер­мании и МИТИ в Японии);

негосударственные страховые компании, такие как Lloyd's в Лондоне, AIG в США, UNISTRAAT во Франции и др.).

ХЕДЖИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ЗАЙМОВ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

В целом к основным методам управления рисками относятся:

ограничения займов рискованным странам;

передача риска правительственным агентствам;

различного рода долговые свопы;

налоговые льготы;

обратный выкуп долгов.

 

Если все эти меры не помогли, то долг можно реструктурировать либо списать

 

 

Деятельность национальных и международных агентств по страхованию рисков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.067 с.)