Организация управления рисками в компаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация управления рисками в компаниях



Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса.

В основе системы управления рисками в компании лежат стратегия и программа управления риском.

Стратегия представляет собой науку и искусство управления риском, основанные на долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании, выработке обоснованной концепции и программы, адаптированной к неопределенности системы, усло­виям среды, позволяющей не допускать или уменьшать неблаго­приятное воздействие на результаты деятельности и, главное, получать высокий доход.

Стратегия предопределяет тактику, т. е. совокупность методов, приемов, используемых в конкретных условиях среды функ­ционирования предприятия (организации) для достижения по­ставленных целей, не противоречащих целям долговременным.

Основные цели риск-менеджмента:

• снижение рисков компании;

• повышение прибыльности бизнеса за счет определения возможностей и перспектив для этого. Смысл не в том, чтобы полностью избежать риска, но в том, чтобы с выгодой воспользоваться существующей неопределенностью;

• нахождение оптимального соотношения между риском и доходностью.

 

Помимо основных целей система управления риском имеет ряд вспомогательных целей. Прежде всего к ним можно отнести следующие:

•   обеспечение эффективности операций;

•   установление подходящего уровня неопределенности в отношении возникновения возможного ущерба;

•   соблюдение норм законодательства;

•   прочие цели. Состав и содержание подобных целей зависит от специфики бизнеса и мероприятий по управлению рисками.

 

Риск-менеджмент выполняет определенные функции.

Различают два типа функций риск-менеджмента:

• функции объекта управления;

• функции субъекта управления.

 

К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится организация:

• разрешения риска;

• рисковых вложений капитала;

• работы по снижению величины риска;

• процесса страхования рисков;

• экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

 

К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся:

• прогнозирование;

• организация;

• регулирование;

• координация;

• стимулирование;

• контроль.

 

Основными принципами риск-менеджмента являются.

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

4. Положительное решение принимается лишь при от-сутствии сомнения.

5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

Для создания службы риск-менеджмента в компании необходимо также определить цели, задачи и структуру такой бизнес-единицы.

Типичная и достаточно распространенная на Западе модель управления рисками в корпорации предусматривает координированное руководство на всех уровнях организации. Это прежде всего совет директоров, исполнительный комитет (executive committee), ведущие менеджеры бизнес-единиц (business unit general managers), функциональные эксперты и специалисты (functional experts and specialists), а также линейные менеджеры, так называемые ключевые наблюдатели и офис (key supervisors and staff). За оформление риск-политики и риск-стратегии в организации отвечает корпоративная группа управления рисками.

 

Руководство подразделения компании

•   Утверждение целей бизнеса и общей концепции стратегии для торговой деятельности (торговой политики) и деятельности по управлению рисками.

•   Утверждение товаров, продуктов и видов деятельности, которые используются в бизнесе.

•   Передача главному исполнительному органу компании полномочий контроля и отслеживания общего риска.

•   Утверждение бизнес-плана (внешнего и внутреннего).

 

Главный исполнительный орган торгового подразделения

•   Обеспечение управления всеми видами деятельности в соответствии с корпоративными целями и согласно торговой политике.

•   Передача полномочий контроля и отслеживания общего риска Комитету по управлению риском.

•   Передача функций управления рисками руководителям департаментов.

•   Передача торговых функций руководителю торгового департамента.

•   Контроль деятельности, сопряженной с рисками, и решений, принимаемых Комитетом по управлению рисками.

•   Утверждение исключений для лимитов рыночного риска.

•   Одобрение новых идей бизнес-планов.

 

Комитет по управлению рисками. Главная роль Комитета по отравлению рисками заключается в надзоре и контроле деятельности, сопряженной с рисками, для обеспечения соответствия подтвержденным Руководством торгового подразделения целям, а также для проверки и утверждения дополнительных лимитов риска и процедуры контроля деятельности, сопряженной с рисками. Комитет по управлению рисками наделяется полномочиями для принятия и утверждения решений, но эти решения должны быть сообщены Главному исполнительному органу.

 

Подробное описание обязанностей Комитета по управлению рисками:

 

Наблюдение

•   Наблюдение и контроль элементов риска в видах деятельности, сопряженной с рисками, и предоставление Главному исполнительному органу торгового подразделения результатов анализа и рекомендаций в отношении стратегических решений.

•   Наблюдение и контроль усилий, направленных на оценку и отслеживание рисков.

•   Наблюдение и контроль позиций по лимитам риска и результатов деятельности по управлению рисками, предоставление комментариев Руководству торгового подразделения по мере необходимости.

 

•   Наблюдение и контроль отчетов, анализ методов и правил контроля для обеспечения и соответствия стратегии и торговой политике.

•   Передача полномочий риск-менеджеру и наблюдение за его деятельностью.

 

Утверждение

•   Утверждение соответствующей методики управления рисками и методики оценки для обеспечения торговой политики.

•   Утверждение децентрализованных лимитов рыночного риска (включая лимиты по срокам в дополнение к тем, которые обозначены в торговой политике компании) и средств для ограничения нарушений.

•   Утверждение критериев кредитного риска, например, максимальные размеры лимитов, допустимые для различных категорий кредитоспособности, основанных на структуре рейтинга.

•   Утверждение новых сделок в рамках концепции, обозначенной торговой политикой.

 

Контроль

•   Контроль и обеспечение эффективного управления рисками и соблюдения правил и процедур при торговых операциях.

•   Контроль общей эффективности деловой деятельности и обеспечение соблюдения установленных торговой политикой пределов для рисков.

•   Контроль предлагаемых исключений по лимитам рыночного риска.

•   Обеспечение наличия необходимых правил контроля, моделей, систем, данных, инструментов и методов при утверждении новых продуктов, инструментов, бирж и лимитов по срокам.

•   Обеспечение эффективного осуществления целей политики по управлению рисками и соответствия им во всей компании.

•   Обеспечение информирования о рисках и разъяснения рисков и политики управления рисками Руководству компании и исполнительному органу.

•   Обеспечение привлечения Главного исполнительного органа ко всем основным вопросам по управлению рисками.

•   Отслеживание и предложение изменений в торговой политике по управлению рисками.

•   Работа в тесном сотрудничестве с Главным исполнительным органом по вопросам и решениям, которые требуют контроля и/или утверждения со стороны исполнительного органа или руководства торгового подразделения.

 

Руководитель отдела по управлению рисками (риск-менеджер). Риск-менеджер выполняет функцию независимого повседневного контроля торговой деятельности, сопряженной с рисками. С функциональной точки зрения и организационно деятельность риск-менеджера не зависит от всякого рода деятельности, сопряженной с рисками. Риск-менеджер отчитывается перед Руководителем торгового департамента и выполняет следующие обязанности:

 

Стратегия и принципы управления риском в компании излагаются во внутренних документах, основные из которых — Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.

 

Положение по управлению риском содержит результаты анализа риска и изложение ключевых моментов управленческой стратегии компании на зарубежных рынках. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных политических и коммерческих рисков, создание специальных резервных фондов или создание системы страхования.

 

Положение выражает философию компании по отношению к управлению рисками зарубежной деятельности. В нем разграничиваются полномочия между разными структурными единицами, указывается, кто отвечает за определенные аспекты управления риском.

 

Руководство по управлению риском — оперативный документ, содержит указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском.

 

Этот документ включает всю информацию, связанную с рисками, и устанавливает ответственность конкретных подразделений и служб компании и их взаимодействие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.013 с.)