Хеджирование и страхование рисков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хеджирование и страхование рисков



Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.

Хеджирование позволяет заменить будущую неопределенность надежностью нынешнего контракта.

Существуют две основные цели хеджирования:

1.Полная защита от риска — подразумевается хеджирование как позитивных, так и негативных изменений конъюнктуры рынка и цен. При планируемом спросе и контролируемых издержках компания в данном случае заранее знает свой конечный результат.

2.Защита от неблагоприятных изменений с сохранением возможности получения выгод от благоприятных изменений рынка.

В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах);

Внебиржевые инструменты:

Достоинства

в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки

Недостатки

низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками

относительно высокие накладные расходы

существенные ограничения на минимальный размер партии

сложности поиска контрагента;

в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

 

Биржевые инструменты:

Достоинства

высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент)

высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи

сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки

доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты

Недостатки

весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки

Стратегии хеджирования.

Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.
Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены "спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является

покупка на срочном рынке фьючерсного контракта,

покупка опциона типа "колл" или

продажа опциона типа "пут".

 

Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются

продажа фьючерсного контракта,

покупка опциона типа "пут" или

продажа опциона типа "колл".

 

Хеджирование, обычно, сопряжено с дополнительными издержками (в виде прямых затрат и недополучения прибыли). 

Заключая сделку, хеджер передает часть риска контрагенту; таким контрагентом может выступать другой хеджер (также снижающий свой риск) или спекулянт, целью которого является закрыть в будущем позицию по более выгодной для себя цене. Т.о., спекулянт принимает на себя дополнительный риск, за что получает компенсацию в виде реальных денежных средств (например, при продаже опциона) или возможности их получения в будущем (в случае с фьючерсным контрактом).

Вторая причина издержек на хеджирование состоит в том, что любая заключаемая сделка сопряжена с расходами в форме комиссионных платежей и разницы цен покупки и продажи.

Гарантийный депозит, взимаемый биржей для обеспечения выполнения своих обязательств участниками сделки. Величина этого депозита обычно составляет от 2% до 20% от объема хеджируемой позиции и определяется, в первую очередь, изменчивостью цены базового товара.

Вариационная маржа, рассчитываемая ежедневно по фьючерсным, а в некоторых случаях - и по опционным позициям. Вариационная маржа снимается с биржевого счета хеджера, если фьючерсная цена движется против его срочных позиций (т.е., в сторону его позиции на реальном рынке), и вносится на счет, если фьючерсная цена движется в другую сторону. Именно в виде вариационной маржи хеджер компенсирует свои возможные убытки на рынке реального товара.

Основные принципы хеджирования.

Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

 

Страхование внешнеэкономических рисков призвано обеспечить защиту отечественных и зарубежных участников международного сотрудничества.

Различают три основные отрасли страхования:

имущественное страхование, объектом которого выступают материальные ценности;

личное страхование, объектом которого выступает человек, его жизнь и здоровье;

страхование ответственности, объектом которого выступают возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба третьим лицам.

 

К имущественному страхованию относятся:

страхование экспортных и импортных грузов;

страхование транспортных средств, обеспечивающих их перевозку;

страхование экспортных кредитов,

страхование имущества иностранных компаний, имущества, находящегося за границей.

 

К видам страхования ответственности относятся:

страхование гражданской ответственности перевозчиков,

страхование профессиональной ответственности таможенных брокеров, экспедиторов, других видов предпринимательской деятельности,

страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов при полетах за рубеж,

страхование автогражданской ответственности («зеленая карта»).

 

Личное страхование в процессе внешнеэкономической деятельности связано с оказанием такого вида услуг, как международный туризм.

Страхование грузов. В соответствии с правилами Инкотермс предусматриваются обязательства по страхованию грузов.

В страховании используются два принципа формирования рисков, обеспечивающих правовую защиту:

•   страхование методом исключения;

•   страхование методом включения.

Первый метод предусматривает страхование грузов от всех рисков, за исключением некоторых (военные, пиратские действия, забастовки, конфискации, уничтожение грузов по требованию властей и т.п.).

Второй метод предусматривает страхование конкретных рисков, включенных в договор страхования. Не все грузы требуют страхования от всех рисков. Такие грузы, как руда, уголь, речной песок, вряд ли могут быть повреждены при погрузке или выгрузке. Для такой категории грузов опасность представляет лишь угроза гибели в процессе перевозки.

Страховые документы. Подтверждением заключения договора страхования является страховой полис. Он содержит подробные сведения о покрываемых рисках. Договор может быть заключен в виде разового или генерального полиса.

Разовый полис подтверждает факт заключения договора страхования по отдельной отправке или контракту.

Генеральный полис — договор, заключаемый на определенный срок, в течение которого все грузы страхователя являются застрахованными в данной страховой компании.

Страховое письмо (ковернот) оформляется страховым брокером в качестве извещения страхователю о том, что были предприняты действия по оформлению страхового полиса или сертификата. Ковернот — предварительный договор, юридическим доказательством контракта служит только страховой полис.

Страховой сертификат — документ, подписываемый страховой компанией и страховщиком в подтверждение страховки по каждой отправке груза при наличии генерального полиса. В нем указываются стоимость товара по данной отгрузке, перечень покрываемых рисков.

 

 

Страхование экспортных кредитов

Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам. Коммерческие кредиты в соответствии с условиями контракта представляются в виде товарного кредита или оказания услуг в кредит с подтверждением счетами страхователя к получению (надлежащим образом оформленными счетами-фактурами, выставленными для оплаты иностранному контрагенту).

 Возможны два варианта страхования экспортера:

На случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя.

Страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.

Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортера или задержки пла­тежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги при следующих условиях:

страховщиком на основании изучения платежеспособности контрагента установлена для него страховая сумма, т.е. предел ответственности страховщика при неплатеже;

 срок для оплаты, предоставленный страхователем контрагенту, не превышает максимального периода кредита, установленного в страховом полисе;

 страхователем выполнены все контрактные обязательства по поставке товаров и оказанию услуг и выставлены счета к оплате в установленный договором страхования срок.

Страховым случаем, в результате наступления которого страховщик обязан выплатить страховую сумму, является несостоятельность контрагента страхователя либо задержка платежа после определенного периода, так называемого периода ожидания.

Несостоятельность считается наступившей, если:

а) открыто производство по делу о банкротстве или суд отказал в его открытии ввиду недостаточного имущества или

б) достигнуто компромиссное соглашение между кредиторами
и должником с целью избежания банкротства, или

в) заключено внесудебное компромиссное соглашение или решен вопрос о частичном урегулировании долгов со всеми кредиторами, или

г) исполнение решения суда о взыскании долга, произведенное страхователем, не принесло полного удовлетворения требований к должнику.

При страховании риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности страховым случаем является отсутствие оплаты из-за финансовых затруднений покупателя после определенного периода (периода ожидания), прошедшего с даты платежа, предусмотренного контрактом.

Современное морское страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования.

Морские риски можно разделить на следующие виды:

обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

военные, которые лежат вне факта перевозки.

Среди обычных выделяют:

- риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море – риски пожара, хищения;

- прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, – аварии, поломки, пробоины и т.д.

Военные и политические риски можно разделить на риски:

забастовок;

бунтов;

гражданских волнений.

 

Морское страхование можно разделить на следующие виды:

каско – этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.

Страховая сумма зависит от страховой стоимости корабля. К основным ценообразующим факторам при определении оценки судна относятся:

- возраст, тип и грузоподъемность судна;

- классификация судна – класс, флаг, страна регистра;

- квалификация и надежность капитана, экипажа, а также район плавания.

Транспортное страхование грузов (страхование карго)

Торговый контракт и договор перевозки обычно дополняют договор страхования грузов. Перевозка груза производится на основании коносамента, то есть контракта между грузовладельцем и перевозчиком. Этот документ определяет границы страхового покрытия.

Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только вовремя его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

Факторы, которые учитываются при определении страховой ставки (из которой будет потом исчислена страховая премия) при страховании карго:

- тип груза;

- упаковка груза;

- размер, вес, стоимость груза;

- продолжительность рейса;

- время года;

- судно, на котором будет совершаться перевозка.

 

Страхование рисков, связанных с инвестициями

Существуют различные методы предотвращения возможных убытков по различным видам инвестиционной деятельности. Для страхования прямых инвестиций применяются различные виды страхования путем заключения соответствующих договоров со страховыми компаниями.

Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены на следующие группы:

- риски стихийных бедствий – ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

- другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.

В США страхованием иностранных инвестиций занимается Корпорация частных зарубежных инвестиций – ОПИК (ОРIС – Оvегseas Рrivate Investment Согрoration). Деятельность этой организации охватывает американские инвестиции в 140 странах. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам по следующим трем программам:

- страхование имущественных интересов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты, повреждением имущества и потерей прибыли в результате гражданских волнений, войн, изменения политического режима и т. п.;

- финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных займов;

- оказание консультационных услуг инвесторам по изучению политической и экономической ситуации в предполагаемой для инвестиций стране. Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

- прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства;

- права участия, акции и другие ценные бумаги;

- имущественные права, связанные с лицензионной торговлей, международным лизингом, франчайзингом и др.;

- ссуды и кредиты;

- другие виды инвестиций.

 

Страхование строительных рисков

За последнее время в мировой торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые к инжиниринговым. Они включают в себя:

- строительство;

- сооружение;

- монтаж оборудования;

- ввод в эксплуатацию различных объектов и т. д.

 

Эта важная сфера внешнеэкономической деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

В настоящее время в международной практике широко применяются два вида страхования, связанные со строительством и сооружением объектов за рубежом.

Страхование строительного предпринимателя от всех рисков – страхование САR (Соntractors Аll Risk). Можно выделить следующие факторы, которые вызвали во всем мире повышенный спрос на страхование САR:

- технический прогресс в строительстве;

- повышенный спрос на все виды строительных работ;

- постоянный рост стоимости сооружаемых объектов и связанное
с этим увеличение технических и экономических рисков строительства.

В процессе строительства объектов страхованию подлежат:

- строительный объект;

- оборудование строительной площадки;

- строительные машины;

- транспортные средства, используемые на строительной площадке (если они не допущены к эксплуатации на дорогах общего назначения);

- расходы по расчистке территории после страхового случая;

- гражданская ответственность страхователя;

- объекты, на которых или возле которых ведутся работы, объекты, доверенные застрахованному или находящиеся на хранении у него. В рамках договора страхования САR могут быть застрахованы и работы по монтажу машин, установок и стальных конструкций, если преобладают строительные работы, то есть стоимость монтажных объектов (включая расходы по монтажу) составляет менее 50% от общей страховой суммы.

Другой разновидностью страхования строительно-монтажных рисков является страхование всех монтажных рисков – страхование ЕАR (Епgeneering Аll Risk). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций.

Страхователями по данному виду страхования могут быть все стороны, для которых в связи с монтажом объектов возникает риск.
По данному виду страхования страхуются:

- монтаж и пробный пуск всех видов машин, механизмов и конструкций;

- машины, устройства и оборудование для производства монтажа (например, краны, мачты, лебедки, компрессоры);

- предметы, находящиеся на монтажной площадке и взятые на хранение застрахованным;

- расходы по очистке территории после страхового случая;

- дополнительные издержки по оплате сверхурочных работ, перевозке груза повышенной скоростью (в особых случаях – воздушным транспортом), если эти издержки непосредственно связаны с ликвидацией ущерба, подлежащего возмещению;

- гражданская ответственность застрахованного лица, то есть претензии третьих лиц, которые согласно законодательству должны быть удовлетворены за счет застрахованного лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.071 с.)