Управление таможенными рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление таможенными рисками



Под таможенным риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства

Наиболее существенные таможенные риски, возникающие у компаний

Риски переплат при таможенном оформлении товаров:

• увеличение таможней таможенной стоимости товаров;

• изменение таможней кода товара на код с большей ставкой пошлины;

• непризнание страны происхождения товаров;

• отказ таможни в предоставлении льгот и преференций

Риски доначисления таможенных платежей (включая штрафные санкции):

• ошибочное занижение базы налогообложения товаров;

• необоснованное применение льгот и преференций к товарам;

• нецелевое использование товаров, к которым применены льготы;

• неправильная классификация товаров (код товара);

• неправильное определение компанией страны происхождения товаров;

• неправильное начисление (расчет) таможенных платежей

 

Риски санкций за нарушение таможенных правил или конфискации товаров:

• выявление таможней нарушений в процессе таможенного оформления товаров;

• выявление нарушений по итогам документальной проверки компании таможней

 

Киотская Конвенция - «управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении риска-ми, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню».

Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Киотской конвенции.

К ним относятся следующие:

- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм таможенного контроля используется СУР;

- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Риск - неотъемлемая составляющая деятельности таможенных служб всех стран.

Основными источниками риска в таможенной деятельности

политико-экономическая ситуация,

санитарно-экологическое состояние окружающей среды,

качество перемещаемых товаров,

несовершенство используемых технологий,

некомпетентность сотрудников,

стихийные бедствия,

правонарушения и т.д.,

 

Были разработаны и приняты национальный стандарт по управлению рисками в таможенной службе Австралии и Новой Зеландии (AS/NZS 4360:1995; его вторая редакция - AS/NZS 4360:1999),

национальный стандарт Канады (CAN/CSA Q850-97),

требования нормативных документов Агентства охраны окружающей среды США (EPA 40CFR68), в которых как одно из непременных условий работы службы предусматривалось создание информационного центра для обработки данных.

В Европейском союзе система управления рисками выстроена несколько иначе, нежели национальные системы, что обусловлено природой ЕС как международной организации. Еще в 1991 г. в Европейском экономическом сообществе при Совете по таможенным вопросам, в который входили главы таможенных служб государств - членов ЕЭС, была создана специальная группа экспертов, сконцентрировавшая все свои усилия на разработке руководства по внедрению практики управления рисками в сфере таможенного контроля.

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Важный элемент системы управления рисками в таможенном деле - так называемый профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении

необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский (действует на всей территории РФ), региональный (действует в рамках одного регионального

таможенного управления РТУ) и зональный (действует в рамках одной таможни).

Профили рисков доводятся до таможенных органов в бумажном виде, письмами либо приказами ФТС «для служебного пользования». Сам профиль риска представляет собой таблицу, состоящую из четырех разделов:

1. Реквизиты профиля риска.

2. Область риска.

3. Прямые меры по минимизации риска.

4. Контактная информация.

Деятельность таможенных органов по оценке рисков и управлению ими заключается в выполнении следующих задач:

1) формировании информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

2) анализе и оценке рисков, включающих в себя систематическое определение:

а) объектов анализа рисков;

б) индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

в) возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработке и реализации практических мер по управлению рисками с учетом:

а) вероятности возникновения рисков и возможных последствий;

б) анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Важнейшими факторами, определяющими обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, являются полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным

источникам информации и уметь ее оценивать. Максимальная достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков достигаются путем качественного сочетания ряда факторов - это:

- системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации;

- наличие нескольких независимых источников информации;

- технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах.

2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

- таможенных операций, при проведении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

- объектов анализа;

- критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и др.);

- индикаторов риска (граничных количественных показателей, свидетельствующих о необходимости применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности

наступления этих последствий;

- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор

оптимальных, предусмотренных действующим законодательством РФ.

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений. СУР невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков на постоянной основе осуществляется контроль применения соответствующих форм таможенного

контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировка.

 

Меры по минимизации рисков, применяемые в рамках СУР, разделяются на прямые и косвенные.

Прямые меры по минимизации рисков - это комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров с применением мер по минимизации рисков отдельных форм таможенного контроля,

осуществляемых централизованно и установленных ТК ТС, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении СУР и иными нормативными правовыми актами ФТС России.

В качестве прямых мер используются:

- формы таможенного контроля;

- средства идентификации товаров и транспортных средств;

- меры по обеспечению законодательства в соответствии с процедурой таможенного транзита;

- сбор информации о лицах, ведущих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;

- иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного контроля до выпуска товаров, выгрузка на СВХ и др.).

Косвенные меры по минимизации рисков - это комплекс мероприятий, направленных на осуществление таможенных операций с товарами путем разработки и (или) модернизации таможенных и

(или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применение тарифного и нетарифного регулирования и т.д. Прямые меры по минимизации рисков могут не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении некоторых категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости.

Система анализа и управления рисками Республики Беларусь.

СУР основывается на базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенных органов:

законности;

целевой направленности;

единства;

комплексности;

автоматизации;

информационной защищенности.

инструменты СУР:

профили риска;

индикаторы риска;

категорирование участников внешнеэкономической деятельности.

 

Процесс управления рисками как на уровне Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, так и на уровне таможен состоит из следующих основных этапов:

1. сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;

2. оценка рисков, включающая в себя действия по идентификации, анализу рисков, определению вероятности их наступления и ожидаемых последствий;

3. выбор мер по минимизации рисков и определение порядка их применения;

4. реализация в программном обеспечении профилей риска;

5. непосредственное применение выбранных мер по минимизации рисков;

6. контроль за качеством и полнотой принятых мер по минимизации рисков;

7. мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков, оценка качества их реализации и достигнутой эффективности;

8. при необходимости, корректировка либо отмена сформированных профилей риска

В качестве исходных данных процесса управления рисками используются:

положения актов законодательства Республики Беларусь;

сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;

информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков;

информация, полученная от таможенных служб иностранных государств и иных государственных органов Республики Беларусь;

предварительная информация, поступившая в таможенные органы от участников внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;

информация, полученная в рамках служебной деятельности таможенных органов;

иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах.

Глобальный риск

Глобальный риск - это определенное событие или условие, которое, если оно происходит, может иметь негативное влияние на несколько стран или отраслей в течение ближайших 10 лет.

Многочисленные ученые отмечают основные деструктивные процессы и негативные последствия глобализации:

Загрязнение окружающей среды

Хищническое использование невоспроизводимых ресурсов

Рост природных и техногенных катастроф

Межгосударственное экономическое неравенство

Дисбаланс экономической эффективности и социальной справедливости, рост социальной фрагментации

Нарушение прав человека и конфиденциальности частной жизни

Бурное развитие асоциальных явлений (наркомания, агрессия, терроризм и т.д.)

Главные особенности глобальных рисков проявляются в том, что:

• сформировался тренд неуклонного роста количества рисков, вероятности возникновения и степени их влияния;

• рост взаимовлияния и взаимодействия рисков придает воздействию системный характер;

• ограничиваются возможности отдельно взятого государства или хозяйствующего субъекта в одиночку контролировать и управлять глобальными рисками;

• глобальные риски формируются и анализируются на глобальном уровне, а их влияние проявляется на уровне конкретной экономики, причем степень влияния одного и того же глобального риска на различные национальные экономики неодинакова.

Глобальные дисбалансы в широком смысле — это проявление диалектических противоречий мирового развития между целями и задачами современного общества и сложившимися инструментами и механизмами рыночной экономики

Глобальные дисбалансы охватывают такие сферы общественной жизни, как экономика, экология, геополитика, социальные и технологические процессы.

Примеры экономических глобальных дисбалансов:

• критическое экономическое неравенство

стран и регионов мира;

• дисбаланс между реальной экономикой,

международной торговлей, движением капитала и чрезмерным ростом финансовых трансакций, носящих спекулятивный характер;

• дисбаланс между инвестированием, накоплением и сбережением;

• дисбаланс ограниченности ресурсов при

их неравномерном размещении и распределении и т.п.

Дисбалансы являются источниками рисков. Риски при слабой системе управления могут перерастать в угрозы экономической безопасности. В условиях

возрастающей открытости, взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик риски приобретают системный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.047 с.)