Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками в оао «ржд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками в оао «ржд»



Реализация в ОАО «РЖД» корпоративной системы управления рисками будет осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;

стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития ОАО «РЖД», предусмотренными стратегической программой развития ОАО «РЖД», и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;

непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;

единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления ОАО «РЖД»;

внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД»;

обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления ОАО «РЖД» управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденным методикам и регламентам и отвечающего за эффективность действующей системы риск-менеджмента.

 

V. Основные этапы построения корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД»

1. Формирование реестра типовых рисков ОАО «РЖД», карт рисков (матриц рисков), паспортов рисков и документов, регламентирующих порядок и регулярность их обновления

В целях формализации процесса управления рисками в ОАО «РЖД» необходимо создание нормативной базы и построение организационной инфраструктуры риск-менеджмента. Прежде всего для обеспечения единого методологического подхода к выявлению, оценке и управлению рисками будет сформирован реестр типовых рисков ОАО «РЖД». С этой целью составляются полные перечни рисков, факторов их возникновения, степени влияния на деятельность ОАО «РЖД» и основных направлений их предотвращения и минимизации.

На основе полученной информации формируется реестр типовых рисков ОАО «РЖД», который в дальнейшем может дополняться и изменяться (в соответствии с утвержденным регламентом) и использоваться при принятии управленческих решений. Структура реестра типовых рисков ОАО «РЖД» приведена в таблице 2.

Таблица 2

Структура реестра типовых рисков ОАО «РЖД»

Код риска Наименование риска Причина возникновения Категория (в соответствии с разработанной классификацией) Описание риска
         

Продолжение табл.2

Критерии возникновения Влияние на ОАО «РЖД» (цели, ущерб) Возможность (вероятность) Ожидаемое время возникновения
       

 

 

Продолжение табл.2

Период воздействия риска Взаимосвязь с другими типовыми рисками План мониторинга
ответственный возможные мероприятия бюджет мониторинга
         

Продолжение табл.2

План предотвращения План реагирования
ответственный возможные мероприятия бюджет предотвращения ответственный возможные мероприятия бюджет реагирования
           

На основе проведенной идентификации рисков осуществляется их ранжирование по вероятности наступления и степени влияния возможных последствий на ключевые показатели деятельности ОАО «РЖД». С этой целью формируются карты рисков (матрицы рисков), являющиеся инструментом отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД». Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения корпоративной системы управления рисками, так и в конкретных функциональных областях деятельности.

Процесс составления карт рисков должен являться систематической работой, охватывающей все стороны деятельности ОАО «РЖД», позволяющей выделить, расположить по приоритетам, количественно оценить и сгруппировать риски. Карта рисков обеспечивает лучшее понимание профиля рисков ОАО «РЖД», позволяет выделить наиболее значимые риски, требующие первоочередных мер по снижению и контролю, и является основой для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

На сформированной карте рисков отмечаются центры ответственности (подразделения аппарата управления), в чьи задачи входит анализ рисков, разработка соответствующих методологических материалов, нормативных документов, контроль. Центры ответственности назначаются исходя из функций подразделений аппарата управления и практической направленности работы.

С целью максимальной детализации и учета случаев и масштабов проявления рисков будут сформированы паспорта рисков, содержащие полную информацию о соответствующем риске. Информационной основой паспорта риска являются сведения о данном риске, содержащиеся в реестре типовых рисков ОАО «РЖД». Помимо этого, паспорт риска должен содержать в хронологическом порядке информацию обо всех случаях его проявления: причинах возникновения, нанесенном ущербе, предпринятых действиях по нейтрализации риска или минимизации последствий его воздействия, а также о произведенных стратегических и управленческих изменениях в ОАО «РЖД».

Таким образом, совокупность паспортов рисков будет представлять собой структурированную информационную базу, обобщающую всю информацию о случаях возникновения рисков и содержащую основные направления реагирования на текущие, среднесрочные и долгосрочные риски.

Разработка методических документов по управлению рисками для структурных подразделений ОАО «РЖД»

Процесс управления рисками включает в себя систему методов и технологий, необходимых для использования на различных этапах и уровнях управления рисками ОАО «РЖД». С целью установления последовательности процедур по выявлению и анализу рисков, а также проведения оценки эффективности осуществленных антирисковых мероприятий в каждой функциональной области управления рисками должны быть разработаны соответствующие документы, определяющие основные подходы и методологию проведения анализа рисков. Эти документы будут являться элементами корпоративной системы управления рисками как необходимый инструмент выполнения функций соответствующего подразделения в рамках системы риск-менеджмента. Структурными подразделениями, ответственными за выявление и анализ рисков в соответствующих функциональных областях, с использованием разработанных методик будет осуществляться:

установление количественных критериев оценки рисков и допустимых уровней рисков;

оценка влияния выявленных рисков на достижение целевых стратегических ориентиров ОАО «РЖД», определенных стратегической программой развития ОАО «РЖД»;

проведение ранжирования рисков и оценка приоритетности воздействия на них;

проведение сравнительной оценки эффективности возможных методов воздействия на риски;

определение эффекта от реализации управленческих решений в области управления рисками;

регулярный мониторинг динамики уровня рисков и эффективности мероприятий по снижению рисков.

Помимо указанных основных процедур анализа и оценки рисков обязательным разделом каждой методики должны являться методические указания по оценке влияния анализируемых рисков на возникновение, снижение или увеличение уровня риска в других функциональных областях, что позволит учитывать взаимосвязь между отдельными рисками и выявлять позитивную или негативную зависимость между ними. В совокупности с регламентами взаимодействия структурных подразделений данный подход обеспечит интеграцию действий всех структурных подразделений ОАО «РЖД» в процессе анализа и управления рисками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.144 с.)