Основные этапы психологического консультирования в интегративном подходе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы психологического консультирования в интегративном подходе



Одними из наиболее важных факторов, влияющих на процесс консультирования, являются месторасположение здания и интерьер его. Нельзя размещать консультацию рядом или внутри торговых организаций, рядом с проезжей частью или другими шумными объектами, с милицией и т.п. Место, где размещается консультация должно быть тихим, с удобной транспортной схемой, внешний интерьер должен вызывать приятные ассоциации у клиентов.

Обязательно должно быть отдельное, изолированное, тихое помещение, создающее иллюзию открытого пространства. Стены его должны быть в светлых тонах (учитывать требования цветопсихологии), их могут украшать картины, освещение мягкое, удобная мебель, пол должен быть мягким, шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани и боковая подсветка. Классический вариант – в распоряжении консультанта находятся две комнаты: одна – для диагностики, ведения документации; другая – для консультативной беседы.

Расстояние между консультантом и клиентом от 60 – 70 см до 100 – 110см, размещаться желательно в креслах, под углом, между ними может находиться журнальный столик.

В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы в стороне от клиента, посторонних, отвлекающих предметов не должно быть.

Такой вариант оформления консультационного кабинета является идеальным, но если таких условий нет, то можно проводить консультацию и в отдельной комнате.

4.2. Специфика подготовки консультанта к консультации

Консультант имеет возможность подготовиться к встрече с клиентом заранее. Подготовка состоит из нескольких этапов:

1. Получение предварительных сведений о клиенте для того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультированию. Получить их консультант может из регистрационного журнала, впечатлений о клиенте сотрудника, производившего запись на прием. В регистрационный журнал могут быть внесены такие графы: дата, Ф.И.О. клиента, образование, проблема (со слов клиента), время психологической консультации, Ф.И.О. психолога, дополнительные сведения.

На каждого клиента заполняется индивидуальная карточка, в ней следующие графы:

- Ф.И.О. клиента;

- год рождения;

- пол клиента;

- образование;

- кто и когда проводил последнюю консультацию;

- проблема в интерпретации клиента;

- заключение консультанта;

- алгоритм разрешения проблемы;

- дополнительные рекомендации;

- примечания.

2. После сбора информации психолог может систематизировать знания по имеющейся проблеме.

3. Этап разработки плана проведения консультации. План должен быть гибким.

4. Подбор психодиагностических средств, которые могут быть необходимы в ходе консультирования.

4.3. Этапы консультирования

Консультативный процесс представляет собой упорядоченно сменяющие друг друга этапы.

Р.С. Немов предлагает пять этапов:

1. Подготовительный этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбирает литературу по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.

2. Настроечный этап – 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление контакта.

3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.

4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40 – 60 минут.

5. Контрольный этап – 20 – 30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.

Ю.Е. Алешина выделяет четыре этапа консультирования:

1. Знакомство с клиентом.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

3. Коррекционное воздействие.

4. Завершение беседы.

Эклектическая модель состоит из четырех этапов:

Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.

Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

Каждому этапу соответствуют свои техники и процедуры.

Интервью – основной метод психологического консультирования

Интервью является одним из специальных методов анализа ситуации с целью создания для другого человека альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, то есть для создания большей мобильности его психической реальности. Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интервью отличается от других методов тем, что оно индивидуализировано, предполагает построение предмета взаимодействия психолога и клиента. Предметом взаимодействия профессионального психолога и клиента может и должна стать психическая реальность. Процесс интервью направлен на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение клиента к разным свойствам его психической реальности. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное.

Консультант должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы. Интервью предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы – основной способ воздействия консультанта в ходе интервью.

Обычно описывается пятишаговая модель интервью. Первый шаг – это структурирование, достижение взаимопонимания. Второй шаг начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Третья стадия интервью предполагает использование специальных протоколов для фиксации процесса интервью. Формулировка проблемы для интервьюируемого позволяет получать возможность обозначать желаемые изменения клиента, решить вопрос о том, каким клиент хочет быть. Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Пятая стадия интервью – обобщение предыдущих стадий, переход от обучения к действию. Заканчивать интервью лучше всего домашним заданием.

Интервью является основным методом психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента.

5.2. Первая встреча клиента

Первая встреча с клиентом представляет собой важнейший этап, так как на этой стадии консультант и клиент должны принять ряд важных решений: установление целей психологического консультирования; заключение динамического контакта; выявление и анализ ожиданий от предстоящей встречи; осуществление консультирования или отказ от него.

Первая процедура на этом этапе – встреча клиента с консультантом. Техники для решения этой задачи следующие: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Вторая процедура первого этапа состоит в том, что происходит установление положительного эмоционального настроя клиента. Техники: установление раппорта. В психологическом консультировании раппорт понимается как завязывание теплых отношений консультанта с клиентом и создание атмосферы взаимного доверия, которое служит основой всех дальнейших терапевтических воздействий консультанта и изменений клиента. Он устанавливается в течение первых 30 секунд.

Третья процедура – снятие психологических барьеров. Техники: дать клиенту возможность побыть некоторое время одному, мягкая, спокойная музыка, можно дать клиенту в руки предмет для снятия напряжения. Для снятия психологических барьеров психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет уверенность, вызывает доверие к себе.

На первой встрече консультант должен снять страх клиента, создать ощущение безопасности, быть активным, выяснить мотивацию клиента, поддержать клиента, внимательно выслушать клиента, подвести клиента к принятию ответственности.

5.3. Второй этап консультирования (диагностический)

На втором этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента.

На этом этапе применяются три процедуры. Первая процедура состоит в диагностике личности клиента. Техники: беседа, наблюдение, тесты. Как специфический метод беседы выделяется интервью.

Наблюдение – эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. С его помощью можно собрать значительную информацию о клиенте. Применяется на всех этапах консультирования.

Психологические тесты - стандартизированный метод для измерения уровня развития или состояния какого-либо психологического качества или свойства клиента.

Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. Основные техники: диалог, слушание. Диалог – это речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами.

Слушание предполагает активное «слышание» клиента. Существует два вида слушания: вербальный и невербальный.

Процедура третья – активизация памяти клиента. Техники: помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний, психологическая поддержка клиента, насыщение пауз, провоцирование клиента.

Для оказания клиенту помощи в определении истинных чувств и их вербализации используют приемы активного слушания.

Психологическая поддержка применяется на всем протяжении консультирования и состоит в выражении эмпатии консультанта клиенту на вербальном и невербальном уровнях.

Паузы можно заполнять несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».

Провоцирование клиента состоит в том, что его слова ставятся под сомнение.

Задача консультирования на этом этапе заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь в определенных им самим жизненных проблемах. В этой ситуации консультант выступает в роли советника, проводника, сопровождающего.

5.4. Третий этап консультирования (стратегический)

На третьем этапе консультирования могут использоваться три процедуры. Первая процедура – определение возможных решений. Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.

Информация клиенту будет предоставляться индивидуально: доступная, конкретная, объективная.

Совет – это мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение. Целесообразно избегать прямого предложения советов.

Убеждение – логически безупречное доказательство правильности сказанного. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции.

Разъяснение подразумевает развернутое конкретное, эмоциональное изложение, объяснение клиенту мыслей, которые в связи с проблемой возникают у клиента.

Вторая процедура называется согласование плана действий. Ее техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата.

Для выработки конкретного плана по разрешению проблемы, необходимо проанализировать множественные варианты и принять решение, которое удовлетворило бы клиента.

Стимулирующие вопросы применяются на протяжении всего этапа и стимулируют творческую активность клиента.

При детализации алгоритма по разрешению проблемы необходимо выяснить, как понимает клиент ситуацию и как собирается реализовывать его. Алгоритм желательно записать в двух экземплярах (для психолога и для клиента, с их подписями).

Конкретизация ожидаемого результата предполагает выяснение точных фактов, которые подтверждают актуальное решение проблемы.

Процедура третья – определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Контроль может осуществляться следующими способами:

- клиент может взять всю ответственность на себя;

- он может информировать консультанта о реализации каждого пункта;

- клиент может информировать только о достижении конечного результата;

- может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания хода реализации намеченного плана;

- консультант и клиент могут договориться о встрече для обсуждения результатов, после полной реализации выработанного ими алгоритма.

5.5. Четвертый этап консультирования

Четвертый этап проводится клиентом самостоятельно, без присутствия и вмешательства консультанта. Это объясняется тем, что всякий психически здоровый человек способен самостоятельно решать свои проблемы. Вид данной психологической помощи ориентирован на такую работу. Процедуры этого этапа касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он, при обсуждении, получил от консультанта. Здесь актуальна процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема будет обязательно решена, а также готовности после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.023 с.)