История становления экономической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления экономической психологии.



Эволюция экономико-психологических идей на Западе. Эволюция экономико-психологических идей в России.

1 этап: формирование представлений об экономическом человеке:

Адам Смит (1723-1790) заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде.

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основной закон человеческого поведения.

Карл Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании человека.

Англичанин У.С. Джевонс (1835-1882) сформулировал закон убывающей полезности: субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая в свою очередь определяется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя.

2 этап: Становление экономической психологии как самостоятельной отрасли научного знания.

Дж.Катона об экономическом поведении психологии потребителей и предпринимателей.

Экономико-психологические исследования П.Альбу, Г.Саймона.

Важнейшие направления современного экономико-психологического анализа.

В России активное развитие ЭП началось во второй половине 90-х годов. Объективной предпосылкой интенсивного развития экономической психологии в России явились радикальные экономические преобразования, смена экономических отношений, прежде всего — в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности.

 

Основные понятия экономической психологии (экономическое поведение, экономическое отношение, субъекты экономического отношения и поведения).

Экономическое сознание – составная часть индивидуального или общественного сознания, уровень восприятия экономических процессов. Оно формирует реакцию или соответствующе поведение человека.

Экономическое поведение (действие) – поведение людей, добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями, законами и ограничениями. Таково широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка предполагает сознательное стремление к выгоде (прибыли), минимизацию своих усилий и имеющихся в наличии ресурсов, но максимизацию своей прибыли и выгоды. Подобным образом ведут себя отдельные люди, фирмы и экономика в целом, если они представляют собой рационально устроенные системы, предпринимающие только или преимущественно целесообразные действия. А это означает перебор вариантов экономического действия, его последствий и выбор наилучшего решения.

Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности. Это строительный материал внутренней структуры экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п. Устраиваясь на работу, индивид руководствуется не только собственными желаниями (устроиться на престижную должность), но и реальными предложениями на рынке труда. Его сберегательное поведение будет ориентировано на количество имеющихся у него средств, банковский процент и уровень инфляции. Исходя из них, население решает, нести ему деньги в сберкассу или хранить их под подушкой.

Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, в особенности — продуктов труда.

Обычно каждый экономический агент постоянно и одновременно вступает во множество экономических отношений. Об устойчивых экономических отношениях можно говорить тогда, когда экономические агенты вступают в них периодически.

В добровольные экономические отношения обычно вступают исходя из мотивов выгоды. Такие отношения могут закрепляться договорами.

Классификация экономических отношений

Экономические отношения по социальному признаку подразделяются на:

социально-экономические отношения или производственные отношения;

технико-экономические отношения;

организационно-экономические;

субъекты экономического поведения (предприятия, фирмы, акционерные общества, фермерские хозяйства и т.п...

Основные методологические принципы экономической психологии являются конкретизацией принципов научной психологии применительно к особенностям ее предмета:

1. принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими, психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности;

2. принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами;

3. принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов, предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречия между экономическим поведением субъекта и его осознанием;

4. принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлении предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;

5. принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни, предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества.

Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.

В данной теме мы рассмотрим эволюцию экономико-психологических идей на Западе и в России, также какое место занимает экономическая психология в системе наук и каковы методы исследований. Мы изучим социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам.

1. «Экономический» и реальный человек. Эволюция экономико-психологических идей на Западе

Среди других наук экономика и, в особенности, психология сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размышления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались. По продолжительности этот «ранний этап» в древнем мире и средневековье десятикратно превышает период, называемый новым временем. Это - последние двести лет, на протяжении которых возникли отдельные научные направления - экономика и психология, нашедшие затем точку пересечения и общие проблемные области. Путь развития этих психологических направлений является объектом исследования самостоятельной науки - истории психологии. Важно, что на экономической теории как общественной науке конца XIX века не могли не сказываться достижения того или иного психологического направления[1].

Родоначальник классической экономики, признанной самостоятельной наукой, Адам Смит (1723-1790), преподавая на кафедре нравственной философии в Глазго, выпустил в 1750 году свою главную, как он тогда считал, книгу «Теория нравственных чувств». Адама Смита как исследователя глубоко волновали проблемы человеческой души. Работая в этом направлении, он не мог быть незнакомым с современными психологическими воззрениями. Поэтому в своей следующей книге «Исследовании о природе и причинах богатства народов», завершенной в 1776 году, он представил образ «экономического человека» значительно менее «рациональным», чем его непосредственные последователи.

Большинство современных обществоведов сходятся во мнении относительно теоретических допущений, на которых строится классическая модель экономического человека. Как правило, таких допущений называют четыре.

1. Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми;

2. Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

3. Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.

4. Экономический человек эгоистичен.

 

Как самостоятельная область психологического знания, экономическая психология начала формироваться в первой трети ХХ века, хотя первые исследования были опубликованы несколькими десятками лет раньше. Одна из первых работ по экономической психологии, изданная в конце XIX века в Германии Г. Мюнстербергом, вскоре была переведена на русский язык. Однако широкого распространения в то время экономико-психологические идеи не получили. В 1902 г. французским социопсихологом Г.Тардом был написан двухтомник «Экономическая психология», также не получивший должного признания у экономистов[2].

Позже, в 40-х годах внимание научной общественности привлекли экспериментальные исследования американского психолога Дж.Катоны. Изучая поведение потребителя, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время эта наука начинает формироваться и в Европе.

В 70-е годы создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

В настоящее время в международной экономической психологи сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

- психология занятости,

- психология денег,

- психология потребления,

- психология накопления,

- психология экономического поведения,

- макроэкономическая психология,

- психология предпринимательской деятельности,

- психология принятия решений в хозяйственной деятельности[3].

Один из первых отечественных исследователей в области экономической психологии С.Малахов обращает внимание на развитие на Западе смежной дисциплины в двух направлениях: «психологическая экономика» (или «поведенческая экономика») и «экономическая психология»[4].

Таким образом, экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача - исследовать практические причины несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых его модель строится в рамках той или иной концепции.

Ключевой фактор модели экономического человека - рациональная максимизация собственной выгоды. Это допущение используется в экономических теориях и практике, от расчетов поведения индивида до рецептов экономической политики. При нерациональном поведении субъект должен был бы исключаться из расчетов экономистов, как аномалия. Но для психологов рациональное рассуждение, расчет - только один из моментов процесса принятия решения, поскольку на него влияют и различные психологические стереотипы, и привычки, и эмоции.

Итак, зародившаяся на Западе экономическая психология заявила о себе как науке о субъективных представлениях экономической реальности, которые, прежде всего, сказываются на приятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

 

2. Эволюция экономическо-психологических идей в России

 

Первые упоминания об экономической психологии как прикладной ветви психологической науки прозвучали в работах отечественных ученых А.И.Китова, В.П.Попова, А.В.Филиппова, опубликованных в 80 - 90-е годы В соответствии с запросами государственной экономической политики того периода основным направлением исследования было изыскание средств повышения эффективности хозяйственного механизма. Экономическая психология чаще всего рассматривалась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования, а ее тематика связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления. Речь шла о том, что руководителю необходимы знания по психологии, чтобы полнее использовать все резервы человеческого фактора, обращаясь к самому глубинному, психологическому его началу. Это заставляло экономическую психологию некоторое время развиваться практически слитно с промышленной психологией и психологией управления.

Однако уже тогда имелись работы, авторы которых понимали неизбежность самостоятельного пути. Такой путь рассматривался в русле марксистской идеологии, как выявление психологических аспектов отношений собственности. «Экономика и психология - две отрасли знания, изучающие один и тот же общий для обеих наук объект - человека. Экономическая наука исследовала отношения людей в общественном производстве, отношения «по поводу вещей» и уделяла недостаточно внимания воздействию личностных, субъективных факторов на экономические отношения. Психологическая же наука, в свою очередь, всецело занималась человеком, субъективными сторонами отношения людей вне зависимости от конкретного экономического контекста этих отношений. Соединение их усилий дает возможность полнее отразить экономическую жизнь общества. Чтобы убедиться в этом, нужно обратиться к рассмотрению таких экономических понятий, как товар, стоимость и психологических аспектов тех реальностей, которые они отображают»[5].

Превращение проблемы человека в общую главную особенность всех современных наук отмечали ведущие отечественные психологи. Б.Г.Ананьев обозначил возрастающую дифференциацию научного изучения человека, углубление специализации отдельных дисциплин, их дробление на все более частные учения, а также объединение различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, возникновение новых пограничных дисциплин и междисциплинарных подходов[6].

Однако всегда имелся ряд причин, препятствующих полноте описания человека языком наук. От ряда из них, в основном, идеологических, пострадала и современная отечественная наука о человеке.

В России советского периода в общественных науках доминировало такое понимание политэкономии К.Маркса, при котором особое значение придавалось экономическому базису, основывающемуся на производстве и определяющему систему надстройки. Поскольку утверждалось, что экономика, главным образом, определяется производством, человек производящий рассматривался в качестве основы общества, а потребность в труде определялась, как базовая. Соотечественника как субъекта экономических решений «для себя» в картине описания того времени не могло быть принципиально. Поэтому сейчас можно утверждать, что социально-экономические реформы в России застали психолога-прикладника врасплох, а его заказчика-практика поставили перед соблазном прямого, некритического заимствования эмпирических материалов, полученных в других научных традициях и в другой культуре.

Первый - «гайдаровский» этап реформ подразумевал вхождение России в общемировое русло экономического развития. При этом в качестве главной цели декларировалось установления более высокого уровня жизни для основных масс людей, встретивших перестройку и реформы весьма позитивно и даже с энтузиазмом. Этому соответствовали и определенные социальные ожидания. Осуществляться первый этап должен был посредством решения трех задач: реформирования собственности через разгосударствление и создание частного сектора; замены административно-командной системы управления рыночной, экономической; преодоление отчуждения трудящихся от общественного труда через формирование у них «чувства хозяина»[7]. С приходом нового правительства в 1997 году, официально был объявлен новый этап реформирования, объектами которого должны были стать жилищно-коммунальная и пенсионная сферы, а также естественные монополии, без принципиального изменения основного курса. Экономический кризис августа 1998 года и быстрая смена правительств также не повлекли официальных заявлений о смене курса реформ или каком-то особом их этапе. Последующие смены правительств не сопровождались ни официальными сообщениями о перемене идеологии реформ, ни какими-то радикальными экономическими сдвигами в жизни существенно обнищавшего за период реформ населения.

Существующая в настоящее время в России социально-экономическая ситуация оказалась неожиданной не только для неискушенного в экономических вопросах населения, но и для сменяющих друг друга на реформаторском поприще лидеров, имеющих серьезные познания в экономической науке. В начале многие неудачи были объяснены, как сопротивление реформам из-за неизжитых поведенческих или мыслительных стереотипов населения. Возможно, именно вследствие этих причин появился ряд интересных и содержательных прикладных исследований по экономической психологии, рассматривающих «установки людей, семей, групп»[8] в качестве предмета данной науки. Последующий за этапом, выявляющим экономико-психологические стереотипы, момент развития науки должен был бы подготовить ответ на вопрос, как можно изменить мешающий реформированию стереотип. И такие исследования начали появляться. Например, нужно экономическое образование организовать так, чтобы формировать у студентов необходимые стереотипы и разрушать негодные, предполагая, что рынок в России уже введен. Или, зная психологические особенности подчиненных, умному руководителю следует умело их использовать, стремясь к наилучшему результату для фирмы и т.д.

Однако скоро стало ясно, что еще не найдены условия, которые способствовали бы формированию «западного» варианта экономического поведения у каких-то многочисленных групп населения. Например, особенно актуален вопрос, как совместить право людей преследовать свои личные интересы и благополучие конкретных организаций и общества в целом. В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых приводятся примеры, как руководители на различных уровнях преследовали личный интерес не только в ущерб процветанию руководимых ими организаций, но и за счет их гибели. Во многих случаях нельзя не признать, что такие решения являлись сиюминутно экономически эффективными для их авторов, если рассматривать их, как рациональных экономических людей, стремящихся получить выгоду сейчас и любым путем. Но даже при таком понимании это экономическое поведение бесперспективно, если дальнейшие судьбы этих людей связываются именно с российской экономикой, резко откатывающейся назад. К сожалению, социологами доказано, что чем выше социальное положение нашего соотечественника, т.е. возможность принимать такие решения, тем слабее его связь с Россией и выше готовность уехать в другую страну.

Вопросы, будет ли такая ситуация тиражироваться и доминировать в будущем, или же она является следствием каких-то особых постсоветских психологических стереотипов, которые сами собой исчезнут со сменой поколений, совершенствованием законодательства или ужесточением внешнего контроля, и можно ли на эту ситуацию воздействовать сегодня, остаются для экономической психологии центральными.

В последующие годы появился ряд публикаций, где экономическая психология рассматривалась как наука об индивидуальных вариациях экономического поведении человека или группы людей. Причем за некоторую норму был принят все тот же классический «экономический человек». Напомним его основные качества: обладает полной информацией о ситуации, в которой действует; удовлетворяя свои потребности; минимально взаимосвязан с другими экономическими людьми; рационален с точки зрения механизмов принятия решений; эгоистичен, т.е. стремится к максимизации своей выгоды.

В последние годы предпринимаются попытки уточнить предмет экономической психологии, как психологами, так и экономистами. Психолог О.А.Дейнека понимает экономическую психологию как результат интеграции научного познания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологией, с другой. Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Экономическая психология - это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях - микро-, мезо- и макроэкономическом. Далее автор пишет, что «в рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования»[9]. Из этого можно понять, что учитывая многообразие экономико-психологических подходов и плоскостей их применения, автор заостряет внимание на феномене экономического сознания, присущего хозяйствующему субъекту, что является традиционным для отечественной психологии. Под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. Далее О.А.Дейнека выделяет некоторые компоненты структуры экономического сознания:

Экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.д., эмоции праксические (удовлетворение от результатов и процесса труда), гностические (связанные с познанием), глорические (желания признания и почета), пугнические (желание преодолеть опасность, испытать азарт, риск), альтруистические или эгоистические при обмене и распределении.

Перцептивная сфера экономического поведения (исследования восприятия денег, отношения к вещам, товарам, услугам, неосознаваемая перцепция в рамках маркетинговой ветви экономической психологии - психология потребителя, рекламы; методы продаж).

Экономические представления и экономическое мышление: представления о том, как функционирует экономика, создается субъективный экономический образ; способность субъект-социального человека или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью, и на основе этого строить свою экономическую деятельность.

Волевые компоненты экономического сознания - это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность и т.д.

Такое понимание предмета и задач экономической психологии предоставляет огромный исследовательский простор науке. Особенности проявления психических процессов, свойств и состояний, а также сознания, имеющих экономическое содержание, еще ждут своих методологов и исследователей-практиков.

Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической науки и систематизировать ее задачи. М.К.Бункина и В.А.Семенов отмечают, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления» и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

- побуждения или мотивы деятельности экономического человека;

- экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

- бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающие из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

- экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду»[10].

Итак, молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, хозяйственной деятельности (как особого рода деятельности), и поведенческих факторов.

Теперь постараемся определить место экономической психологии среди других наук.

 

3. Экономическая психология в системе наук

 

Любая наука может быть понята, как сфера человеческой деятельности, основной задачей которой является выработка и систематизация знаний о мире. Науки различают по ряду существенных признаков. В основе их базового деления на группы могут лежать специфические особенности ее объекта - той стороне реальности, на изучение которой данная наука направлена. Естественно, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект полностью.

Науки различаются и по предметам исследования - той стороне, которой объект представлен в науке. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Различные психологические направления, эволюционируя, могут рассматривать только сознание, сознательную и бессознательную области психики, поведение и т.д.

Изменяется и представление о предмете экономической науки - хозяйственных системах и хозяйственной деятельности. Классики создали науку о экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений, когда в качестве объекта рассмотрения берутся малые экономические системы - фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим. Микроэкономика оперирует понятиями прибыль, цены, затраты; изучает отношения между участниками рынка: производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции[11].

Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность, и как ее рефлексию - макроэкономику - науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.. Макроэкономика оперирует понятиями: общественное благосостояние, пропорции распределения национального дохода, инфляция, совокупность инвестиций и т.д.

Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами.

С помощью макроэкономических категорий можно описать ту экономическую реальность, в которой действует экономически активный человек. Можно охарактеризовать уровень развития данной экономической среды по сравнению с другими. Можно спрогнозировать какие-то варианты стихийного развития ситуации и аргументировать решение о том, каким образом в нее вмешаться (например, со стороны государства) и привести в соответствие с некоторым запланированным образцом. Другими словами, макроэкономические исследования ложатся в основу государственной экономической политики - системы мероприятий в сфере хозяйственной жизни, направленных на ее преобразование.

Макроэкономическая психология также является необходимым инструментом выработки экономической политики. В частности, она способна ответить на вопросы, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом».

Главные вопросы, на которые должна ответить макроэкономическая психология - каковы «человеческие» последствия смены экономического уклада, в особенности, если она происходит революционным путем, а также возможность предсказать экономическое поведение различных групп населения.

Одна из причин продолжительного игнорирования возможности макроэкономической психологии как подхода к решению проблем экономической политики заключается в том, что на экономический тип общества трудно посмотреть вне традиционной оценочной позиции. Большее экономическое развитие (и это принято отождествлять с большей прогрессивностью) без всяких оговорок обычно ассоциируют с современным индустриальным или постиндустриальным (благополучным и стабильным) обществом Запада. Одновременно предполагается, что другие общества находятся на подступах к той же цели, хотя и признается возможность различных путей ее достижения.

Если область интересов экономической психологии распространяется на изменения в личности, социализованной (получившей ролевой репертуар в той или иной социокультурной среде) при переходе к другому типу экономики, а также на обратные влияния - психологических новообразований личности экономически активных субъектов на хозяйственную реальность - следует отметить не только прикладной, но и фундаментальный аспект.

Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения знаний, а прикладные ориентированы на применение знаний, полученных в фундаментальных науках, на пользу обществу. Соотношение фундаментальных и прикладных наук можно представить образно, как соотношение корней (фундаментальные) и кроны (прикладные) одного дерева. Они взаимно обогащаются и не могут развиваться в отрыве друг от друга. При наличии такой картины экономико-психологического описания облегчен поиск оснований для решений широкого масштаба, подобного тем, что привели к нынешнему состоянию российского общества[12].

Поскольку экономическая психология сосредоточена на динамике психологических характеристик человека (личности и поведения) в связи с динамикой экономической сферы жизнедеятельности общества, необходимо выделение основания для исследования этой динамики. Известно несколько таких оснований: формационный подход - смена способов производства в результате развития производительных сил и разрешения классовых противоречий, цивилизационный - смена цивилизаций в процессе социокультурной жизнедеятельности общества. Различают также производящий и присваивающий типы экономик, а также доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Экономическая психология как фундаментально-прикладная научная дисциплина находится в сложном соотношении с другими психологическими предметами.

Соотношение экономической психологии с другими психологическими направлениями. Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии - общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология и социология, а также специальные научно-практические дисциплины.

Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением и т.д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим же состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение - в познавательных). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология - это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки, включая экономическую.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не могло учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.

Абстрагирование от частного связано с пониманием ограниченности наших возможностей. Однако при обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического начала. Сперва эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщенного рассмотрения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основание дифференциальной психологии. Мы уже отмечали выше, что экономическая психология начала формироваться в рамках экономических воззрений в поисках закономерностей, определяющих психическое варьирование поведения «экономического человека».

Вопрос о варьировании каких-либо психических свойств невозможно рассматривать вне понятия нормального в психологии. Существует несколько подходов к этому понятию.

1. Наиболее распространено представление о нормальном, как обычном; т.е. чаще всего встречающейся характеристике проявления психического. Например, если рассмотреть наибольшую частоту ее проявления у личности, как величины интеллекта, и попытаться проанализировать, сколь часто встречаются ее вариации, можно получить «нормальную» кривую распределения. Из нее следует, что «нормальные» находятся в среднем диапазоне, а «ненормальные» обладают как более низким, так и более высоким интеллектом.

2. Норма - телеологическое, а не статистическое понятие. Она является целевым требованием осуществления объективных ценностей: самосохрания, саморазвития, организации своей жизни в социумах. Нормальность - приспособленность к общей цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.048 с.)