Тесты интеллекта для специфических популяций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты интеллекта для специфических популяций



Тестирование младенцев и дошкольников.

В качестве первого инструмента диагностики младенцев принято рассматривать таблицы Арнольда Гезелла. В настоящее время большее распространение получили Шкалы развития младенцев Бейли, с помощью которых осуществляется оценка уровня развития ребенка от 1 мес. до 3.5 лет. Методика включает в себя следующие шкалы: умственная (слух, зрение, вокализация, сенсорное и перцепривное различение), моторная (грубые моторные навыки – сидеть, стоять, ходить), шкала оценки поведения (личностное развитие на основе наблюдений и беседы со взрослым).

Широкое распространение в клинической диагностике младенцев и дошкольников получили Шкалы Пиаже и их модификации. Оценка производится на основании анализа качества реакций ребенка на предъявляемые задания. Важен процесс решения задачи, а не результат. Порядковые шкалы психологического развития (Узгирис, Хант) представляют собой модификацию шкал Пиаже для младенцев. Комплект для оценки понятий: Сохранение (Голдшмид, Бентлер) – модификация шкал Пиаже для дошкольников, с помощью которой диагностируется особенность перехода от дооперационального к операцинальному интеллекту.

Тестирование лиц с задержкой психического развития.

Согласно современным представлениям, интеллектуальное ограничение (низкая результативность выполнения интеллектуальных тестов) является необходимым, но недостаточным условием диагноза «психическая задержка». Необходима еще оценка адаптивного или совладающего поведения, а именно способности самообслуживания, выполнения обязанностей в повседневной жизни. Примером является Вайнлендская шкала социальной зрелости (Эдгар Долл).

Для диагностики лиц с задержкой психического развития используют также Тест двигательных умений Брунинкса-Озерецкого (моторный тест), в результате прохождения которого вычисляется комплексный показатель грубой моторики, тонкой моторики и комплексный общий показатель.

Тестирование лиц с физическими недостатками.

Для лиц с ослабленным слухом применяются: Шкала действия Пинтнера-Патерсона, Адаптированные шкалы Векслера (невербальная), Тест способностей к обучению Хискея-Небраска (от 3 до 17 лет).

Для испытуемых с нарушением зрения чаще используют тесты интеллекта для слепых Перкинса-Бине, вербальную шкалу Векслера, тест способности слепых к обучению (аналог матриц Равена в формате рельефных изображений).

Групповые тесты интеллекта

Преимущественно используются в системе образования и в вооруженных силах. В отличие от индивидуальных тестов, в групповых методиках присутствуют задания с множественным выбором. В ряде групповых тестов применяют спиральное расположение заданий. Сначала – легкие задания из всех субтестов и далее.

К достоинствам групповых тестов необходимо отнести следующее: 1)возможность проводить их одновременно на большой выборке;

2) возможность обеспечить единообразные условия проведения, свести роль диагноста к минимуму, объективировать процедуру сбора данных.

Недостатки групповых тестов: 1)нет возможности наблюдать за поведением отдельных испытуемых и установить источник допускаемых ошибок; 2) недостаточная гибкость тестов (не учитывается индивидуальный уровень способностей индивида).

К групповым тестам, наиболее часто используемым в России относятся следующие. Тест структуры интеллекта Амтхауера создан в 1953 году и предназначен для диагностики интеллекта лиц от 13 до 61 года. Разрабатывался для диагностики в сфере профессиональной деятельности. Компоненты интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический. В нашей стране адаптирован М.К. Акимовой, К.М. Гуревичем.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж.Ваны. Разработан для диагностики интеллекта школьников.

Один из последних отечественных тестов интеллекта – Универсальный интеллектуальных тест (УИТ), разработанный лаборатория ПсиХрон, специально для нужд образования, в частности, для монитронига интеллектуальных способностей учащихся 8-11-х классов. Тест имеет 4 формы и состоит из 11 субтестов. Существует модификация – Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ) для учащихся 5-8-х классов.

Попыткой объединить достоинства индивидуального и группового тестирования является адаптивное тестирование. Проводится чаще в компьютеризованном виде. Сначала заполняется тест-маршрутизатор, в зависимости от успешности выполнения которого, предъявляются дальнейшие задания. Данная процедура позволяет экономить время без снижения надежности и валидности методик. Компьютеризованное адаптивное тестирование (КАТ) позволяет проводить крупномасштабные исследования и широко применяется в образовании и программах отбора персонала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)