Проблема эмоционального выгорания в работе психолога-консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эмоционального выгорания в работе психолога-консультанта



В настоящее время синдром выгорания становится очень распространенным не только среди людей, работающих в сфере «человек-человек». Это объясняется возросшей прагматичностью мира, наполненного духом потребления, и редкостью подлинности отношений. Как плата за такую отчужденность от себя и человеческой (экзистенциальной) действительности возникает синдром выгорания [2].

Известно, что синдромом эмоционального сгорания (или «выгорания») называют состояние физического, эмоционального и умственного истощения, сопровождающееся снижением личной продуктивности. Синдром включает в себя три симптома:

1) эмоциональное истощение: хроническая усталость, снижение настроения, телесные недуги, расстройства сна;

2) деперсонализация, дегуманизация: отношение к коллегам и к клиентам становится негативным, циничным, с чувством вины; свойственно функционирование, отстраненность;

3) переживание собственной нерезультативности: недостаток успеха, признания, чувство собственной несостоятельности [1].

Таким образом, синдром выгорания затрагивает все три выявленные В. Франклом измерения человеческого бытия: соматическое измерение; психическое измерение; ноэтическое измерение (или телесное, душевное и духовное измерение) [4]. К ухудшению физического состояния относят частые обострения хронических заболеваний, нарушение сна, снижение энергичности и другие. Психическое, душевное истощение сопровождается чувством эмоциональной опустошенности и усталости,

Проблемы практической психологии

раздражительностью, отсутствием радости, ощущением бессилия. На ноэтическом уровне выгорание проявляется как уход из отношений, обесценивание себя и своей работы, ощущением бессмысленности, отчужденностью и безразличием.

Данные симптомы, выполняя защитную функцию, показывают, что выбранная личностью установка в профессиональной деятельности является непродуктивной, не приносящей удовлетворение. Но характер такой защиты мешает выполнению профессиональных задач. Так, истощение и эмоциональная раздражительность мешает устанавливать отношения с клиентом, быть включенным и вовлеченным, а также нарушается открытость [5]. Со временем синдром выгорания начинает носить характер замкнутого круга, т.к. появляющиеся симптомы мешают профессионально и качественно выполнять свою работу, что только подкрепляет вывод о бессмысленности, нерезультативности и т.д.

В настоящее время существуют разные подходы, которые выделяют три группы факторов, вызывающих синдром выгорания: индивидуальноличностные особенности самих профессионалов; особенности профессиональной деятельности; несоответствие личности и требований деятельности [1]. Нам интересно описать синдром выгорания с точки зрения экзистенциальной психологии.

Практикующие психологи (консультанты, психотерапевты) в силу особенностей деятельности время от времени испытывают различные симптомы, вплоть до истощения и усталости, но это не всегда выгорание, скорее, это можно назвать «горением» [3]. Если при усталости не наступает обесценивания, дегуманизации, отвращения, то в процессе своей профессиональной деятельности психолог чувствует исполненность. Исполненность - это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как его собственные [4]. Экзистенция как специальный термин обозначает действительно состоявшуюся, «полную» или «целостную» жизнь. При блокировании экзистенции возникает синдром выгорания, который показывает, что человек длительное время уже не проживает свою жизнь как наполненную смыслом, целостную. Совокупность симптомов, входящих в синдром выгорания, можно в целом описать через такие понятия, как опустошенность, безжизненность, бессмысленность, вынужденность. Предлагаем понять синдром выгорания через следующие положения:

- синдром выгорания как утрата жизненных ценностей;

- синдром выгорания как следствие фрустрации экзистенциальных

потребностей;

- синдром выгорания как следствие утверждения прагматичных целей;

- синдром выгорания как следствие бегства от столкновения с экзистенциальными данностями.

Опишем подробней каждое положение.

Синдром выгорания наступает из-за постепенной утраты жизненных ценностей, длительной неразмещенности экзистенциальных ценностей в своей профессиональной деятельности. К экзистенциальным ценностям В. Франкл относит ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношения (или позиций). Каждая ситуация предоставляет возможность реализовать, по крайней мере, одну из трех ценностных категорий и таким образом открыть ее смысл. Жизнь требует от нас либо реализации ценностей творчества, и мы можем обогатить мир своей деятельностью; либо реализации ценностей переживания, и мы сами обогатимся посредством нашего восприятия (переживания красоты природы, искусства и др.) [4]. В первом случае ценности реализуются благодаря активности, деятельности, смелости творить, во втором случае -благодаря чувствительности к явлениям окружающего мира.

Практическая деятельность психолога подразумевает реализацию этих ценностей, но даже в ситуации, когда нет возможности их реализовать, когда психолог сталкивается со своим бессилием и переживает «некрасо-ту» мира, когда ситуация «бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями», то остается третья ценность. Эта ценность заключается в реакции, отношении человека к своим ограничениям, в реакции на ограничения его возможностей, более широко - в отношении человека к своей судьбе. Эту группу ценностей В. Франкл называет ценностью отношения, А. Лэнгли - ценностями позиции [2; 4]. Именно благодаря реализации ценностей отношений становится понятным, что жизнь никогда не может быть бессмысленной. Если человек тратит свою жизнь на реализацию таких ценностей, то он не истощается, т.к. получает чувство исполненности или самоактуализированности. Если по каким-то причинам становится невозможным удовлетворение какой-то одной из этих ценностей, важно, чтобы оставалась возможность реализовывать другую из этого ряда. Таким образом, реализация экзистенциальных ценностей является «страховкой от синдрома выгорания» [2].

Тесно с положением об экзистенциальных ценностях связана теория четырех фундаментальных экзистенциальных потребностях. Лэнгли пишет, что человек в самой глубине своей хочет экзистенции: опоры, отношений, возможности быть самим собой, смысла [Там же]. Если это желание фрустрировано, то жизнь приносит разочарование и опустошение. Чувство опоры и защищенности, принятия и ощущения своего места позволяют психологу чувствовать себя уверенно, с доверием отно-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

ситься к миру, принимать другого. Жизнь как ценность переживается через близость и любовь, что позволяет человеку быть открытым другому и чувствовать ценность другого. Позволять себе быть самим собой основывается на уважении других и самоуважении, из признания другими и способности признавать других. И наконец, постижение смысла осуществляется благодаря делу, ценностному выбору, принадлежности к более крупным структурам, собственному развитию и религии [4]. Переживание смысла облегчает согласие с миром, и помогает находить и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях. Фрустрация первых трех экзистенций (как предпосылок экзистенции смысла) делает невозможным воплощение смысла, т. к. нельзя что-то делать только волением и разумом, игнорируя удовлетворение предшествующих потребностей.

При дефиците первой фундаментальной мотивации психолог будет стремиться работать в жестко регламентированных организациях и регламентированных видах деятельности: тренинги, структурированное и директивное консультирование, процесс консультирования будет наводнен техниками, упражнениями. Психолог будет очень активен в этом виде деятельности, чтобы сохранить «надежность» этой жизни [5].

Дефицит экзистенции отношений у психолога выражается в страхе близости, эмоциональных перегрузках; отношения в данном случае обрастают долженствованиями, сопровождаются чувством вины, несмотря на большие усилия, которые психолог тратит, помогая другим. Что касается стратегии работы, то такие психологи редко будут работать на границе контакта или в локусе клиент-психотерапевт [Там же]. Они отдают себя другим, пренебрегая своими потребностями, боятся быть бременем, стремятся быть значимым и важным для другого, доводя себя до истощения.

При дефиците признания ценности своего Я и оправдании себя человек стремится доказать самоценность через достижения, власть, наличие денег, статус, общественное признание. Человек истощается в стремлении уважения и признания его другими. Но дефицит этой экзистенции проявляется и в неспособности признавать и уважать других, что мешает получать признание.

При отсутствии экзистенциальной установки смысла человек будет увлекаться модными течениями, общественно признанными целями, идеологическими заявлениями о спасении мира и осчастливливании человечества. Излишняя романтизация этой профессии, придание ей сверхсмысла, нереалистичность задач неминуемо будут приводить к выгоранию. Психолог как бы утрачивает способность находить

и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях, не может отказаться от панпсихизма и идеи «нанесения счастья». Ценности творчества, переживания и позиции подменяются «глобальными» идеями, что также не дает возможность внутренне ощущать свою уникальную исполненность.

Дефицит экзистенциальных потребностей приводит к формированию прагматичных, утилитаристских целей [2]. Из-за подмены ценностей прагматичными целями (отчасти навязанных обществом, отчасти возникшим как ответ на дефицит) другие люди, процесс и даже сама жизнь психотерапевта становятся лишь средством для достижения цели. Примером прагматичных целей могут быть достижения социального признания, карьерного роста, количества «осчастливленных» клиентов, материальные достижения и т.д., в любом случае - достижения. Прагматичные установки формируются у психолога из дефицита потребностей, который повлиял на выбор его профессии. Отдаваясь профессии, человек начинает «сжигать» себя и свои ресурсы для удовлетворения этого дефицита, как следствие возникает ощущение бессилия, опустошенности.

При прагматичных утилитарных целях нарушается диалогичный обмен. Сама деятельность, другие люди человека по-настоящему не затрагивают, поэтому он остается закрытым миру. Ни социальный статус, ни карьерный рост, ни материальные блага не дают ощущения испол-ненности и затронутости. Жизнь воспринимается как бессмысленная. И тогда опять можно продолжать себя загружать работой, ставить дальнейшие цели в достижении чего-либо, до истощения...

Синдром выгорания с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода можно понимать и как результат попытки психолога убежать в работу от тревоги, связанной с переживанием экзистенциальных данностей. К экзистенциальным данностям относят конечность (смертность), изоляцию, свободу и бессмысленность [6]. Столкновение с данностями сопровождается чувствованием тревоги, подчас непереносимой. И тогда человек предпочитает трудоголизм и «сжигание» себя на работе, доказывая себе свое всемогущество, вовлекается в проблемы других, только чтобы не встречаться с собой, заглушает боль одиночества, страх смерти, ужас хаоса и отвращение к бессмысленности.

Однако взаимодействие с клиентом, переживающим боль, бессмысленность и т.д., неминуемо выдвигает требование к личности психолога: он должен быть более толерантным к экзистенциальной тревоге. Реальность такова, что консультант, психотерапевт переживает и ощущение бессилия, и невозможность все понять, встречается с неопределенностью, ответственностью, конечностью и как человек, и как профессионал [2; 5; 6].

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

Таким образом, психолог либо избегает столкновения с тревогой в работе, игнорируя реальность, либо проживает болезненное бытие с его трагичностью и жизненностью. В первом случае психолог приходит к истощению, разочарованию, обесцениванию себя, других, т. е. К тому, что и называют синдромом выгорания. Во втором случае психолог открыт жизни и переживаниям, присутствует в своей жизни и с клиентом, выдерживает вызов жизни и своей работой отвечает на вопрос жизни «Зачем ты здесь?».

Обобщая вышесказанное, синдром выгорания можно рассматривать как следствие сформированных неэкзистенциальных установок, дефицита удовлетворения экзистенциальных потребностей либо как результат «бегства» от тревоги при непереносимости столкновения с жизненными данностями. Тем не менее, даже при исполненности психолог все равно подвержен данному синдрому. Задача профилактики выгорания у психолога решается благодаря регулярной супервизии, соблюдению правил организации своей деятельности, заботе о себе на уровне душевном и духовном, что помогает продолжать получать удовольствие от работы, выполнять работу качественно, переживать ценности бытия [5].

 

Это вопросы, актуальные всегда и для всех, независимо от опыта работы, от стажа, от количества дипломов и сертификатов, от излюбленных методов и направлений. Известный психолог Рудольф Загайнов – специалист, помогший многим нашим спортсменам не просто решить их проблемы, но стать чемпионами (один из последних его клиентов – абсолютный олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин, приобретший этот титул после того, как год проработал с Загайновым) – назвал свою книгу-исповедь «Проклятие профессии». Видимо, это не случайно. Видимо, есть в психологии такие подводные камни и целые рифы, которых очень трудно избежать даже маститым профессионалам. Психотерапевт Glenn A. Roberts, занимавшийся изучением синдрома эмоционального выгорания у психиатров, дает этому феномену следующую характеристику: «Выгорание – это не научный конструкт, а запоминающаяся и неточная метафора... хотя в настоящее время он удостоен диагностического статуса…, несомненно, это новое название старой проблемы. Оно может быть лучше всего концептуализировано как «размытое множество» – общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. <…>. Выгорание – не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». <…>. Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию.

Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса» [Glenn A. Roberts. С. 119, 121, 122].

Отечественный ученый В.В.Бойко характеризует синдром эмоционального выгорания следующим образом: «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций» [цит. по: Проблема эмоционального выгорания… С. 5].

Когда психолог (или любой другой представитель помогающих профессий) оказывается в выгоревшем состоянии, то единственное, о чем он мечтает, – это любыми путями избавиться от надоевших до смерти клиентов

(учеников, пациентов и проч.). А если это невозможно, поскольку тогда не с кем будет работать, то, по крайней мере, как можно сильнее отстраниться от них, отгородиться высоким и широким забором, желательно с колючей проволокой наверху. Но как бы долго мы ни рассуждали о синдроме выгорания, никогда нельзя забывать,что главное свойство психолога – это гуманность. И бороться с выгоранием за счет устранения в себе этого качества – значит выплескивать вместе с водой и ребенка. Да, психолог,которому безразличен и клиент и его проблемы, никогда не выгорит. Но он и никогда не сможет помочь клиенту. А значит, победив в себе гуманность, вырастив на ее месте равнодушие, человек перестает быть психологом вообще: «Психолог потому и должен идти в жизнь, в практику, чтобы видеть вблизи эту жестокую борьбу человека за лучшую жизнь и чувствовать его боль! И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное личностное качество – гуманность. Без этого фундамента человек не может состояться как психолог, без него он не нужен в трудную минуту другому.

И именно гуманность, любовь к человеку, чувство долга перед ним поможет выстоять и самому психологу в его трудную минуту, когда он ощутит всю тяжесть груза проклятий своей профессии» [Загайнов. С. 570].

К этому же выводу приходят и исследователи проблемы альтруизма как личностного свойства представителей помогающих профессий (и психологов в их числе) Е.В.Китаева и Т.В.Черникова: «Альтруистическое поведение ожидается от специалистов помогающих профессий, а его отсутствие вызывает возмущение людей, столкнувшихся с проявлением равнодушия,эгоизма и корысти. В то же самое время специалисты-психологи легко научаются имитировать альтруистическое поведение, наживая сначала «эмоциональное сгорание»,а чуть позже – и профессиональную деформацию» [Китаева, Черникова.С.70]. И, к сожалению, ученые в результате своего эксперимента пришли с выводу о том, что еще на студенческой скамье будущие психологи уже находятся на пути к эмоциональному выгоранию из-за недостаточного «запаса» альтруизма. Процедура эксперимента состояла в следующем: студенты-психологи

сначала отвечали на вопросы, выявляющие уровень альтруистичности, применительно к себе, а затем – к сидящему впереди сокурснику. Групповую оценку «другого» считали приближенной к объективному значению и более реальной, а показатели «о себе» – приписываемыми. «Результаты показали, что данные по шкале «альтруизм» у психологов составили 4,1 по 10- балльной шкале. Это примерно столько же, сколько у контрольной группы студентов-менеджеров, получающих профессию индивидуалистической и узкокорпоративной направленности. Приписываемые будущими психологами показатели по шкале альтруизма оказались выше реальных, а показатели эгоизма – ниже. Это означает, что своих однокурсников и будущих коллег они считают более эгоистичными, а себя более заботящимися о благе других людей» [Китаева, Черникова. С. 71–72].

Каковы же причины эмоционального выгорания? Можно ли

«выгоревшего» психолога обвинять в том, что только он сам и является причиной собственного состояния? И можно ли каким-либо способом предотвратить появление и проявления этого синдрома?

Причины эмоционального выгорания, по В.В.Бойко, делятся на две категории: внешние и внутренние. О внешних необходимо знать, чтобы по возможности обходить их или нейтрализовать их воздействие на личность. О внутренних же необходимо знать, чтобы не допустить их включения, поскольку эта категория источников выгорания подвластна человеку и он может работать над ними самостоятельно или с помощью своего психотерапевта или супервизора.

Итак, внешние причины, провоцирующие сгорание [Проблема эмоционального выгорания… С. 5–8]:

1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – она связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

2. Дестабилизирующая организация деятельности. Ее основные признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. Наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышение нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (учащихся, пациентов и т.д.). При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный, негативный эффект, который сказывается на самом

профессионале, на субъекте общения – клиенте, пациенте и т.п., а затем на взаимоотношениях обеих сторон?

.

3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции

– представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля… Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность: надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него,сопереживать, сострадать,сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки, а главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

4.

Неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности – определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали (руководитель – подчиненный) и по горизонтали (коллега – коллега). «Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов» (В.Д.Вид, Е.И.Лозинская).

5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения (нарушители дисциплины, умирающие больные и т.п.). Если вы имеете дело с людьми, то почти ежедневно попадается клиент, который «портит вам нервы», невольно вы начинаете упреждать такие случаи и экономите эмоциональные ресурсы, игнорируя невоспитанных, капризных, безнравственных и т.п. людей. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональное отстранение может использоваться неумело, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. «На этой почве возникают недоразумения и конфликт – эмоциональное сгорание проявляется своей дисфункциональной стороной» (В.В.Бойко).

Рассмотрев предложенный оренбургскими психологами список внешних причин выгорания, можно прийти к следующему выводу: профессия психолога не только сложна своими требованиями к подготовке и личности специалиста, но и относится к группе риска в отношении его эмоционального состояния. И если хотя бы две из пяти приведенных причин, которые можно устранить совсем – (2-я и 4-я) перестанут мешать психологу нормально функционировать в профессии, то это уже будет достаточно большим шагом в сторону от проблемы выгорания к полноценной профессиональной и личностной реализации психолога. Остальные же три причины, очевидно, являются неотъемлемыми спутниками самой деятельности психолога как помогающего людям специалиста. Именно ему нужны

? А следствием этого, естественно, будет нежелательный результат их взаимодействия: взаимная неудовлетворенность, нерешение проблемы, что, в свою очередь, углубит состояние выгорания психолога и кризис клиента.

всевозможные формы личностной психотерапии и супервизии, а также возможность «отрабатывать», вентилировать свои чувства и эмоции во внеконсультационном пространстве. На Западе эта идея давно уже стала общим местом писаных и неписаных профессиональных психологических кодексов. Хочется верить, что и в России скоро придут к этому.

Следующий список причин выгорания включает в себя внутриличностные проблемы психолога, влекущие за собой появление данного синдрома.

1. Склонность к эмоциональной ригидности – эмоциональное сгорание возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, и медленнее – у импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами людей.

2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности – это явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, которые отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе, постепенно истощая эмоционально-энергетические ресурсы, следовательно, возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Бывает, что профессионалы чередуют в работе периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты…

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту свой деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное сгорание, но и его крайние формы – равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Иное дело личность с альтруистическими ценностями, для которой важно помогать и сочувствовать другим, а утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

Обратимся за иллюстрацией результатов последней из перечисленных причин выгорания к профессиональному фольклору психологов – психологическим анекдотам (поскольку фольклор – это элемент общественного сознания, демонстрирующий взгляды, убеждения, привычки, модели поведения, свойственные создавшему его народу и кристаллизовавшиеся в течение долгого времени, будем считать, что в этих

анекдотах сконцентрирован процесс самопознания и самоанализа всего психологического «народа»):

Автоответчик:

«Добро пожаловать на горячую линию срочной психологической помощи! Если вы слишком импульсивны – несколько раз быстро нажмите 1. Если вы чувствуете себя зависимым – попросите кого-нибудь нажать 2. Если вы чувствуете в себе множество личностей – нажмите 3, 4, 5 и 6. Если у вас мания преследования – мы знаем, кто вы и чего хотите, просто никуда не уходите, а мы пока отследим ваш звонок. Если вы шизофреник – слушайте внимательно, и тихий голос подскажет вам, какую цифру нажать. Если у вас депрессия – неважно, что вы нажмете… никто все равно не ответит». Если это стало анекдотом, значит, по крайней мере мысли подобные психологов посещают. А если такие мысли имеют место, значит, у них есть свои причины. Таким образом реализуется защита психолога от обступающих его день за днем чужих неурядиц, бед, страданий. Однако может ли психолог позволить себе такую защиту?

Вот что пишет по этому поводу Р.Загайнов: «… признаю: все так и есть – любви во мне стало меньше!

Можно оправдать себя, обвинив в данных моих личностных изменениях те же поражения и связанные с ними переживания, отдельных разочаровавших в себе людей и что-то еще. Но в главном виноват я сам – я допустил эти трагические изменения в себе самом, я стал менее способным любить человека, и именно это привело к тому, что во мне стали меньше нуждаться, чем в те мои счастливые годы!» (курсив Р.З.) [Загайнов. С. 8]. Приходим к выводу, что деформация в направлении оравнодушивания вредна не только клиентам психолога, но и ему самому – как профессионалу и как человеку.

И еще одна внутренняя причина эмоционального выгорания – нравственные дефекты и дезорганизация личности психолога.

«Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми или приобрел его в процессе деятельности. Это обусловлено неспособностью использовать во взаимодействии с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность и т.п. Нравственная дезорганизация вызывается неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. При наличии этих условий формирование эмоционального сгорания облегчается,увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям» [Проблема эмоционального выгорания… С. 7–8]. Данная причина выгорания поддается искоренению с большим трудом. И поэтому, на наш взгляд, необходимо производить отбор студентов на факультеты психологической специальности не только по интеллектуальному критерию

(как и на любую другую специальность), но и по личностным характеристикам. Оправданность этой меры заключается в том, что именно личность психолога, как доказывается всей настоящей статьей, является его рабочим инструментом. И если этот инструмент неисправен, никто не может поручиться за результат приложения его к людским судьбам и душам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.049 с.)