Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения, их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения, их классификация



Методы обучения — способы взаимосвязанной деятель­ности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.

В педагогике и психологии различают две группы мето­дов коллективного обучения: традиционные и активные методы обучения.

Разделение методов обучения на две группы: традицион­ные, или информационно-рецептивные (от лат. receptio — «восприятие»), и активные методы обучения (от лат. aktivus — «деятельный»), носит условный характер, так как все мето­ды в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность.

Методы традиционного обучения — методы информаци­онно-рецептивного обучения, носящие репродуктивный ха­рактер и направленные на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков и умений практической деятельности. К ним относятся методы устного изложения материала (лекция, рассказ и др.); обсуждения учебного материала (семинар, беседа и т.д.); самостоятельной рабо­ты, показа, упражнений и др. В целом традиционные мето­ды предполагают предоставление обучаемым готовых реше­ний в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в основном в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Эта активность по своей направленности и содержанию но­сит репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль па­мяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое осуществляется лишь опо­средованно.

Методы активного обучения — методы обучения, направ­ленные на развитие у обучаемых самостоятельного творче­ского мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения — не только вооружить знаниями, навыками и умениями ре­шать профессиональные задачи, но и развить умение мыс­лить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направлен­ность на овладение диалектическим методом анализа и ре­шения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению про­дуктивным стилем мышления и деятельности.

Методы активного социально-психологического обучения — методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учеб­ной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе.

В учебном процессе методы обучения обязательно осуще­ствляются в каких-либо организационных формах. Форма обучения — организационный способ осуществления учеб­ного процесса, внешнее выражение его внутренней сущно­сти, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обу­чения, порядком его осуществления. К формам обучения в школе относятся урок, экскурсии, практикумы, самостоя­тельная работа и др.

Любая из этих форм реализуется одним или нескольки­ми методами. Например, на семинаре как форме обучения могут использоваться как традиционные методы обсужде­ния учебного материала, так и нетрадиционные, активные (дискуссия, «круглый стол» и др.). Чаще всего формы обу­чения включают в себя несколько его методов. Так, прак­тические занятия интегрируют в себе методы «интеллекту­альной разминки», анализа конкретных ситуаций, ролевой игры и т.д. С одной стороны, в педагогической практике при объединении различных методов обучения иногда ис­пользуется смешанное название учебных занятий: «семинар-дискуссия», «семинар-"круглый стол"» и др.

С другой стороны, одни и те же методы обучения могут находить применение в различных видах занятий. Напри­мер, деловые игры могут применяться на семинарских и практических занятиях, научно-практических конференци­ях и др.

Применение методов активного социально-психологического обучения конкретизируется в следующих задачах:

1. овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета);

2. формирование личностных и профессиональных уме­ний и навыков, особенно в сфере общения;

3. коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения;

4. развитие способности адекватного и полного позна­ния себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности

Активные

методы обучения

 
         

Групповые

 

Индивидуальные

           

Дискуссион-

Игровые

Социально-

   

ные

психологические

 

тренинги

   
     

• групповая

• ролевая

• тренинг

• выполне-

игра;

партнерского

ние практи-

• деловая

(делового)

ческих задач;

конкрет­ных ситуа-

игра;

общения;

• тренировка

• органи-

• тренинг

• «мозговая

зационно-

профессио-

атака»'

деятельно-

нальных и жиз-

• «круглый

стная игра

ненных умении

стол»;

и др.

• тренинг

• «интел-

личностного

лектуаль-

роста и др.

ная раз-

минка» и

Др.

                     

На рис. 1 представлена классификация методов актив­ного обучения; они первоначально делятся на групповые и индивидуальные. Групповые методы включают в себя: дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ кон­кретных ситуаций, «мозговая атака», «круглый стол», «ин­теллектуальная разминка», сократическая беседа и др.), игровые методы (ролевая, деловая и организационно-деятельностная и другие игры) и социально-психологиче­ские тренинги (партнерского общения, умений, социаль­но-ролевой и др.). К индивидуальным методам активного обучения относятся выполнение практических задач и тре­нировки.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.01 с.)