Формы работы психолога в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы работы психолога в школе



36. Права и обязанности практического психолога системы образования

Права и обязанности практического психолога образования

Правовой основой взаимодействия психолога с другими субъектами образовательного процесса является профессиональный контракт и обязанности, определяемые нормативными документами РФ.

I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, меж­дународ­ными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Минис­терства образования РФ и региональных департаментов обра­зования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практи­ки вопросов, а также находящихся в компетенции представителей дру­гих специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практи­ческой психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетент­ными лицами, не обладающими соответствующей профес­сиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ре­бенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работ­никам образования региона, администрации и педагогичес­ким коллективам учебно-воспитательных учреждений в ре­шении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необхо­димую и возможную помощь детям и их родителям (замещающим их лицам) в решении их проблем.

7. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и резуль­татах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.

8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по уста­новленной форме.

II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагно­за, адекватность используемых диагностических, развива­ющих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение прото­колов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направле­ние работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания усло­вий, необходимых для успешного выполнения профессио­нальных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руково­дителей органов образования, администрации региона, ру­ководителей учебно-воспитательных учреждений в тех слу­чаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональ­но-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особоемнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиаг­ностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологи­ческие обследования и эксперименты для исследователь­ских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в на­учных и научно-популярных журналах и других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соот­ветствии с базовым образованием и психологической ква­лификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководст­во службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведом­ства по вопросам защиты прав и интересов детей.

Права и обязанности психолога учебного заведения являются важной частью содержания профессионального контракта, заключаемого учебным учреждением в лице ее директора с психологом. Назначение контракта состоит в том, чтобы:

– прояснить ожидания каждой стороны в отношении предполагаемой психологической работы в школе;

– выяснить возможности и ресурсы каждой стороны, которые могут быть задействованы при организации школьной психологической работы;

– сформировать общие представления о функциональных обязанностях каждой стороны.

В тексте профессионального контракта могут найти свое отражение следующие вопросы [2, С. 268-269]:

– функциональные обязанности психолога (в том числе приоритетные направления деятельности, формы представления результатов, формы и сроки отчетности и т.п.);

– формы и необходимость участия психолога в различных видах педагогической деятельности, непосредственно не связанных с его функциональными обязанностями;

– возможности осуществления различных видов деятельности в дополнительные часы или в частном порядке (в том числе форма оплаты);

– участие психолога в методологической и методической педагогической деятельности: разработке педагогической концепции школы, текущих и перспективных планов экспериментальной тематической работы и пр.;

– формы организационной и материально-технической поддержки психологической деятельности со стороны администрации;

– принципы организации рабочей недели психолога: наличие и регулярность методических дней, распорядок рабочего дня, возможность обработки данных вне школы и т.п.

Работая в учебном заведении психолог имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется директору учебного заведения, по профессиональной – Психологическому центру, который не только контролирует и оценивает деятельность психолога как специалиста, но и оказывает ему методическую, организационную и иную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

Таким образом, психологическая служба образования, первоначально предназначенная для тестирования детей, представляет сегодня достаточно организованную систему, основной целью которой является психологическое сопровождение психического и личностного развития учащихся, психологическая экспертиза и совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях.

 

37. Требования к организации рабочего времени педагога-психолога в образовании.

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи в образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения ВУЗов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов неделю, из них:

-на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

- остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразования, супервизовство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.);

- выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за ее пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекторских проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.008 с.)