Пенитенциарная психология как отрасль психологической науки и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенитенциарная психология как отрасль психологической науки и практики



Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Эта отрасль психологии изучает психологические факты, закономерности и механизмы поведения осужденных в исправительных учреждениях, социально-психологические явления, возникающие в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Для успешной работы в этой сфере психологу необходимы знания уголовно-исполнительного права, педагогики, психологии труда, социальной психологии. Перед исправительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу.

В системе пенитенциарных учреждений многих стран психологическая служба хорошо развита. В стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955), отмечалась необходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, индивидуальных потребностей, способностей и склонностей. Следуя этим правилам, психологическая служба стала важным элементом пенитенциарной системы многих экономически развитых стран. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическое обследование в тюрьмах-распределителях, а затем в обычной тюрьме вновь имеют контакты с психологом и социальным работником. В пенитенциарных учреждениях США также в течение многих лет работают профессиональные психологи [1].

Первые должности практических психологов в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних) в нашей стране были введены в 1974 г. В 1989—1991 гг. на базе исправительных учреждений Пермской и Саратовской областей проводился эксперимент по созданию базовых психологических лабораторий в исправительных учреждениях для взрослых. С учетом положительных результатов эксперимента с 1992 г. психологические лаборатории начали создаваться и в других регионах России.

В настоящее время уголовно-исполнительная система обладает развитой психологической службой, специалисты-психологи работают на всех уровнях исправительной системы. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) имеется психологическое отделение. На региональном уровне предусмотрена должность главного психолога и группа психологического обеспечения. В пенитенциарных учреждениях формируются психологические лаборатории. Психологи в пенитенциарных учреждениях проводят диагностику личностных качеств заключенного. Они занимаются также психологической коррекцией поведения и личности осужденных. Психологи помогают персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. Юридическая психология создает новые направления работы в исправительных учреждениях, когда в формировании личности заключенного принимают участие психологи, психотерапевты, социальные работники (особенно это необходимо людям с психическими отклонениями — психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам).

Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.

Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков, психопатов, и лиц с различными отклонениями от психической нормы, например легкой дебильностью, акцентуациями характера. Для их перевоспитания, наряду с обычными мерами, необходима разработка медико-психологических методов воздействия. Успешное воспитательное воздействие на них может быть обеспечено комплексом медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога.

Актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе. Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.

Наказание преследует три цели:

1) покарать;

2) исправить и перевоспитать осужденного;

3) предупредить преступление [2].

Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование.

Основные направления работы пенитенциарного психолога заключаются в следующем:

• психологическая диагностика личностных особенностей осужденного;

• выявление дефектов правовой социализации личности;

• выявление дефектов в психической саморегуляции;

• выявление наличия пограничных нервно-психических расстройств;

• разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных;

• осуществление мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты;

• разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления;

• восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения

[3].

Очевидно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала. Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация и сотрудники мест лишения свободы часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным. Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и таким образом способствует дальнейшей деформации личности заключен ного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным. Работникам исправительных учреждений важно знать, как разные типы осужденных и каждый из них в отдельности воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Поэтому важная роль психологов может заключаться в распространении психологических знаний и формировании психологической культуры воспитателей, работающих с осужденными.

Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений —одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией понимают влияние условий и содержания профессиональной деятельности на изменение личностных качеств и поведение сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на ужесточение наказания. Рукоприкладство, грубость, применение спец-средств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирателя неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соответствующей профилактической работы. В организации такой работы важная роль принадлежит психологу.

Необходимо, чтобы карательная функция в исправительных учреждениях уступила место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного.

Психологическая коррекция поведения имеет первостепенное значение. Актуальным является диалог с осужденным как альтернатива репрессивным мерам. Эго требует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний разных специалистов — социологов, психологов, священнослужителей.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы осуществляется через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение мер социальной защиты, альтернативных лишению свободы, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это требует серьезных и всесторонних психологических исследований и внедрения широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, а также участия психологов в практической работе в системе исправительных учреждений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.)