Тема 1. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

 

За последние годы в нашей стране юридическая психология как наука получила значительное развитие, поскольку ощущалась необходимость научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограммы юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности.

Юридическая психология, являясь прикладной отраслью, по специфике изучаемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридическими науками и юридической практикой. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Курс юридической психологии должен обеспечить усвоение студентами специальных проблем юридической психологии, специфики проявления закономерностей психической деятельности в различных сферах юридической практики.

Содержание данной дисциплины разработано на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует государственным требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Целью курса «Юридической психологии» для студентов социально-психологического факультета является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками решения психологических проблем в сфере правового регулирования людей, правоохранительной и пенитенциарной деятельности; вооружение учащихся научно-обоснованными психологическими рекомендациями и методиками, необходимыми для осуществления эффективной служебной деятельности.

Задачи курса:

- формирование гуманистического правосознания психологов,

- формулирование основных проблем науки, правового мировоззрения,

- ознакомление студентов со спецификой основных психических закономерностей, действующих в условиях правового регулирования,

- анализ криминальных фактов преступного поведения, их синтез, обобщение,

- овладение основными методиками изучения личности субъектов юридической деятельности.

Программа курса включает в себя: введение, тематический план, содержательную часть программы, список литературы ко всему курсу, контрольные вопросы по курсу.

К основным организационным формам изучения данной учебной дисциплины является проведение лекционных и практических занятий, предполагающих выполнение студентами практических заданий и выступление с докладами.

Курс «Юридическая психология» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, по окончании курса сдается зачет.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Бакалавр
№ пп Название тем Кол-во часов Аудиторные занятия (часы) Самост. и индив. Работа Формы контроля
лекции семинары
  Тема 1. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии.          
1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. 1.2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии. 1.3. Методы юридической психологии.                   прак. раб
  Тема 2.Правовая психология.          
2.1. Правовая социализация и правопослушное поведение. 2.2. Дефекты правовой социализации         прак. раб
  Тема 3. Криминальная психология.          
3.1 Психология личности преступника. Психологические предпосылки преступного поведения. 3.2. Психология преступного деяния. 3.3. Психология преступных групп. Типология преступных групп. 3.4. Психология потерпевшего. 3.3. Психология преступности несовершеннолетних.                   прак. раб
  Тема 4. Психология терроризма.          
4.1. Психология личности террориста          
  Тема 5. Психология предварительного следствия.          
5.1. Психология следователя и следственной деятельности. 5.2. Психология допроса и очной ставки. 5.3. Психология следственного эксперимента.                       прак. раб
  Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.          
6.1. Понятие о судебно-психологической экспертизе. Комплексная судебно-психологическая экспертиза. 6.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. 6.3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.                   прак. раб
  Тема 7. Психология судебного процесса          
7.1. Общая психологическая характеристика судебного процесса. 7.2. Психологические особенности адвокатской деятельности. Психология адвоката. 7.3. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи. 7.4. Психология судебных прений и судебной речи. 7.5. Психология вынесения приговора                                     прак. раб   прак. раб
  Тема 8.Исправительная (пенитенциарная) психология.          
8.1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии. 8.2. Психология осужденного 8.3. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям лишения свободы. 8.4. Социально-психологическая характеристика общности осужденных. 8.5. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных. 8.6. Социальная реадаптация освобожденных                                     прак. раб
  Тема 9. Превентивная психология.          
9.1. Состояние и перспективы развития превентивной психологии          
  Тема 10. Психологическая служба в правоохранительных органах.          
10.1 Современное состояние психологической службы и основы ее функционирования. 10.2 Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами.                    
  Всего         зачет

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 2. Правовая психология

Объект, предмет и задачи правовой психологии. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Понятие правосознания. Правозначимые установки. Правоориентированные нормы. Формы правосознания. Уровни реализации правосознания. Правоисполнительное поведение. Правовая социализация личности. Психологические особенности деформации права и правосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сорокотягин И. Н.Юридическая психология: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 456 с.

2. Психология юридической деятельности: учеб. пособие / В. П. Михайлова и др.; Кемеровский гос. ун-т. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - 101 с.

3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2010. – 208с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1.Антонян М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

2. Аминов И. И. Юридическая психология: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского псих.-соц. ин-та, 2006. - 453 с.

3. Башкатов И. П.Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие- М.; Воронеж: МПСИ: НПО МОДЕК, 2002. - 416 с.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – С-Пб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, - 352с.

5. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004. – 496с.

6.Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – 260с.

7. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983. – 136с.

9. Дриль Д. А.Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 769 с.

10. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

11. Еникеев М. И. Психология следственных действий: учебно-практ. пособие. - М.: Проспект, 2007. - 422 с.

12. Кроз М. В. Криминальное психологическое воздействие - М.: Юрлитинформ, 2008. - 200 с.

13. Лаговский А.Ю., Скрыпников А.И., Тележникова В.Н., Бегунова Л.А. Составление психологического портрета преступника. - М.: ВНИИ МВД России, 2000. - 112с.

14. Леонгард К. Акцентуирование личности. Пер. с нем. К.: Виша школа, 1981. 392 с. (и последующие издания).

15. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.:. ЭКСМО Пресс, 1999. 416 с.

16. Лебедев И. Б.Психология в правоохранительной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Щит-М, 2003. - 309 с.

17. Марьин М. И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учеб. пособие / М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович. - М.: Академия, 2007. - 203 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология).

18. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. – М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997.

19.Пивоваров П.Г., Соловьев В.Н. Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика.- М.: ВИПК МВД России, 2002. – 59с.

20. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.

21.Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности., М.: Изд. Ось-89, 1998. 304 с.

22. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

23. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии. М.: 2000.

24.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.:«Юрлитинформ», 2001., 349с.

25. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

26. Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Изд. ЗЕРЦАЛО, 1999. - 96 с.

27.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. М.: Юрайт, 2000.- 288 с.

28.Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998 с.

29. Христенко В. Е. Психология поведения жертвы:[учебное пособие]. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с.

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ТЕМА 1.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает юридическая психология?

2. Какова структура юридической психологии?

3. Что является предметом юридической психологии?

4. Основные задачи юридической психологии как науки.

5. В каких ситуациях необходимо использовать метод обобщения независимых характеристик?

6. Что предполагает метод изучения отдельного случая?

7. В каких аспектах исследуется полученная информация о лице, с которым беседует следователь?

 

Практическая работа:

Организация конкретного исследования в юридической практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Белых-Силаев Д.В. Место и роль войсковых священников в психологическом сопровождении деятельности вооруженных сил. / Юридическая психология, №4, 2007г.

2. Грищенко Н.П. Психологическая теория права Л.В. Петражицкого./ Юридическая психология, №1, 2008г.

3. Ратников Б.К. Наркодопрос (практика его применения специальными службами США)/ Юридическая психология, №4, 2007г.

 

ТЕМА 2.

Правовая психология.

1. Психологические параметры юридической ответственности.

2. Факторы, влияющие на правовую социализацию личности.

3. Дефекты правовой социализации:

- криминогенность дефектов правовой социализации,

- криминогенность дефектов правовой социализации в школе,

- стихийные неформальные группы подростков.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы сущность и средства правовой культуры общества?

2. Из каких элементов складывается правовая культура общества?

3. Перечислите внутриличностные предпосылки, влияющие на характер правомерного поведения.

4. Дайте понятие правомерного поведения.

5. Назовите признаки правомерного поведения.

6. Перечислите функции правосознания.

7. Назовите внутренние детерминанты правовой культуры личности.

8. Какие элементы включает в себя правовая культура сотрудников органов внутренних дел?

Практическая работа:

Решение задач по теме правосознание и правоответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – М.:2003.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. – М.:2001.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.:2001.

4. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М.:1995.

5. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М.:1978.

6. Прикладная юридическая психология./под ред. А.М. Столяренко. – М.:2001.

7. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. – Красноярск, 1988. Судебная психология для следователей. – М.:2001.

8. Психология для юристов / Сост. А.А. Аминов, И.Ф. Колонтаевская и др. – М.: 2005.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.:2004.

10. Российская криминологическая энциклопедия /Под ред. А.И. Долговой. – М, 2000.

11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М.:1998.

12. Энциклопедия юридической психологии /под ред. А.М. Столяренко. – М.:2002.

ТЕМА 3.

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте понятие преступного поведения.

2. Психологические причины преступного поведения.

3. Психологические аспекты внешних (объективных) факторов, обуславливающих преступное поведение.

4. Субъективные факторы преступного поведения.

5. Генезис преступного поведения.

6. Основные элементы генезиса преступного поведения.

7. Психологическая готовность к противоправным действиям (в генезисе преступного поведения).

Практическая работа:

Анализ конкретных ситуаций преступного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дополнительная литература

1. Антонян Ю.М. психология преступника и расследования преступлений. – М.,1996.

2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. – М, 1998.

3. Кудрявцев В.Н. Мотивы преступного поведения./ Юридическая психология, 2007, №4.

4. Сушков И.Р. Социально-психологические особенности личности преступника. – Иваново, 1990.

5. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.,2001.

6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.,1999.

 

ТЕМА 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте психологическое толкование понятия личности преступника. Что понимается под данной категорией в юридической психологии?

2. Назовите основные типологии преступников, изучаемых юридической психологией.

3. Определите, к какому типу относятся: а) Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, б) Александр Белов из кинофильма «Бригада».

4. Предложите свою типологию личности преступника по психологическим критериям. Обоснуйте ее.

5. Назовите основные результаты сравнительного исследования преступников и законопослушных граждан, осуществляемого при помощи СМИЛ?

6. Наиболее типичные качества насильственных, корыстно-насильственных, корыстнохозяйственных и корыстно-служебных, а также неосторожных преступников.

7. Какие психологические типы террористов вам известны?

8. Как психологические теории (З. Фрейд, Э. Фромм, Ю.М. Антонян и др.) обосновывают феномен убийства человека человеком?

9. Составьте сравнительную таблицу психологических типов убийц обоснованных В.П. Голубевым, Ю.Н. Кудряковым, А.В. Шамисом.

10. Составьте сравнительную таблицу «Типология насильников и преступников насильственного сексуального поведения». Основания для сравнения выберите самостоятельно.

11. Изучая литературу по теме, подберите наиболее яркие примеры, характеризующие типологию насильников, предложенную Ю.М. Антоняном.

12. Провести сравнительный анализ психологических типов личностей преступников - корыстного, насильственного, корыстно-насильственного.

13. Подготовить сообщение на тему«Преступники – профессионалы и рецидивисты. Их психологические особенности».

14. Подготовить сообщение на тему«Психология серийного убийцы».

15. Подготовить сообщение на тему«Психологический портрет сексуальных убийц-маньяков».

16. Прочесть книгу Дж.Фаулза «Коллекционер».

17. Самостоятельно изучить вопрос о возможностях визуальной психодиагностики криминальных признаков личности.

Вопросы для обсуждения фильма «Мадуев»:

1. Можно ли назвать С.Мадуева преступником с точки зрения уголовного права и юридической психологии?

2. Заслуживает ли он смертной казни? Почему Вы так считаете?

3. Преступником какого психологического типа он является?

4. Какими чертами, свойственными личности преступника, обладает С.Мадуев? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие люди в большей степени (с точки зрения авторов фильма) повлияли на жизнь и формирование личности С.Мадуева?

6. Какие отношения сложились у С.Мадуева со значимыми для него людьми?

7. Какие отношения у героев фильма сложились к С.Мадуеву? Почему?

8. Какие черты личности Мадуева являются ведущими?

9. Верите ли Вы его обещанию исправиться? Почему?

10. Считает ли С.Мадуев себя виновным в совершении перечисленных преступлений? Почему Вы так решили?

К заданию 12.

К заданию 16.

Вопросы для обсуждения книги Дж.Фаулза «Коллекционер».

 

1. Почему роман назван Дж.Фаулзом – «Коллекционер»?

2. Сторону какого героя Вы занимаете? Почему?

3. Насколько идентичны миры Клегга и Миранды?

4. Почему у читателя меняется отношение к Клеггу при чтении второй половины книги?

5. Какие чувства вызывает у Вас эта книга? Как меняется Ваше настроение по мере ее прочтения?

6. Является ли Клегг преступником? Почему? Если да, то, к какому типу Вы бы его отнесли? Почему?

К заданию 17.

Внимательно рассмотрите фотографию, на которой изображен преступник Андрей Чикатило. Какие визуально диагноструемые признаки указывают на криминальную направленность личности? Можно ли по фотографии определить принадлежность человека к преступному миру?

 

Практическая работа: деловая игра «Криминальное расследование», самостоятельная работа в малых группах, работа со структурно-логической схемой «Типология преступника».

 

Рекомендации по разработке психологического портрета преступника .

Разработка психологического портрета преступника представляет собой психолого-криминалистический метод, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности неизвестного субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств преступления и следов преступной деятельности. Наиболее часто метод составления психологического портрета используется при раскрытии: убийств на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы (эвисцерации или потрошения, посмертных колотых и резаных ран, манипуляций преступника с телом жертвы, причинения увечий жертве и т.п.), в том числе серийных убийств; безмотивных поджогов и взрывов; изнасилований; ритуальных убийств и других тяжких преступлений.

Рекомендации ВНИИ МВД РФ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, предлагают в зависимости от характера информации, содержащейся в уголовных и оперативно-поисковых делах, в психологический портрет преступника включать следующие характеристики: а) общее описание особенностей личности и доминирующей мотивации преступления; б) индивидуальные особые признаки личности (привычки, склонности, навыки, стереотипы и т.п.); в) возраст; г) район места жительства; д) район места работы, службы, учебы; е) описание иных мест вероятного обитания; ж) уровень образования и профессиональной квалификации; з) род занятий; и) особенности происхождения, родительской семьи и личной истории жизни; к) семейное положение; л) наличие детей; м) отношение к различным видам деятельности (труду, службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и т.п.); н) наличие прошлой судимости и вид прежде совершенных преступлений; о) наличие психической или физической патологии, уродства; п) антропологические и функциональные особенности преступника (внешность, телосложение, мимика, пантомимика, особенности речи и т.п.). Помимо указанных, могут быть сформулированы и иные характеристики подозреваемого лица.

Конкретизируя индивидуально-психологические признаки разыскиваемого преступника, можно говорить о следующих параметрах его личности:

- направленности (потребности, мотивы, жизненные планы и сценарии, ценностные ориентации, склонности, желания, вкусы, хобби);

- операциональных характеристиках (знания, умения, навыки, привычки, жизненный опыт, профессиональные стереотипы поведения);

- психохарактерологических качествах (характер, акцентуации характера, психопатии);

- психических свойствах и процессах (особенности процессов и свойств познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности);

- социально-психологических особенностях поведения (социальный и межличностный статусы, жизненные роли, стиль жизни, культура поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности);

- биопсихических свойствах (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические свойства, состояние здоровья);

- особенностях сексуальной сферы и сексуальных влечений, наличии сексуальных перверсий.

Для составления обоснованного психологического портрета неизвестного преступника необходимо собрать информацию о: 1) дате совершения преступления, времени и дне недели; 2) дате обнаружения трупа жертвы; 3) месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описанием и фотографированием всей обстановки места происшествия; 4) погодных условиях на момент совершения преступления;
5) потерпевших (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, адрес места жительства, адрес места работы или учебы, род занятий, чем занимался потерпевший непосредственно перед нападением, рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейное положение, наличие судимости, особенности ношения одежды и т.п.); 6) содержании судебно-психологической экспертизы (причина и время смерти, число и характер нанесенных телесных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений, использованное орудие для нанесения повреждений и др.); 7) характере действий предполагаемого преступника в отношении жертвы (наличие признаков использования в преступлении автомототранспорта, наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, тип и марка предполагаемого автотранспортного средства; наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения трупа живой; наличие признаков того, что жертва была выброшена из автомобиля; наличие признаков паркования автомобиля и следования преступника вместе с жертвой до места обнаружения трупа пешком; наличие следов волочения трупа, использование связывания жертвы; наличие орудия преступления на месте происшествия; совершение с жертвой сексуальных актов, совершение с жертвой прижизненно жестоких сексуальных актов, совершение различных по форме сексуальных актов - в естественной позе, оральный или анальный половые акты, придание телу жертвы определенного положения, совершение сексуальных действий после смерти жертвы, совершение с телом каких-либо посмертных действий, введение в анус или другие естественные отверстия тела каких-либо предметов, наличие признаков вампиризма, отсечение частей лица и головы, гениталий, грудных желез, ягодиц, рук, ног, пальцев, головы; обнажение тела - прижизненное, посмертное, частичное, верхней части тела, нижней части тела, наличие признаков полного обезличивания трупа жертвы, наличие разрезания или разрывания одежды, изъятие преступником каких-либо предметов или деталей одежды жертвы; наличие признаков удушения жертвы; способ удушения жертвы; расстояние от места обнаружения трупа до места жительства и работы, расстояние до ближайшего населенного пункта и транспортной магистрали; характерные предметы, метки, надписи, оставленные преступником на месте преступления и теле жертвы).

Исследование нескольких десятков убийств позволило установить следующие зависимости:

а) чем старше преступник, тем реже, но длительнее серия преступлений и, наоборот, чем он моложе, тем выше частота криминальных эпизодов (эта зависимость позволяет ориентировочно судить о возрасте преступника);

б) имеет место тенденция к прямой связи между возрастом виновного и возрастом выбираемых жертв;

в) время наступления насильственной смерти определенно связано с датой рождения потерпевшего (эта зависимость позволяет уточнять время наступления смерти в случае, если установлена личность погибшего, а судебно-медицинская экспертиза своими методами по какой-то причине время установления смерти определить не может).

В психологии имеются попытки составления обобщенного условного портрета маньяка, совершающего серийные убийства на сексуальной почве. Один из таких подходов (профессор А. Бухановский) заключается в утверждении, что “это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией, либо получивший родовую травму, патологическую наследственность. Он - интроверт, своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментом и гибкостью мышления. Он родился в неполной семье, либо отец присутствовал формально. Зато мать - жесткая, деспотичная женщина. Ребенок раздражал ее, она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорее ханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А поскольку сын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабому полу стала его способом существования”.

Алгоритм метода составления психологического портрета включает в себя четыре последовательных этапа анализа преступления, отражающих возможности реконструкции субъективного поведения по следам и совокупности обстоятельств криминальной ситуации.

1) Составление криминалистической информационной модели события преступления. На этом этапе для получения объективной информации используются все сведения о способе преступления (орудиях и средствах преступления), объекте преступления и жертве как носителях возможных виктимных качеств, о механизме преступления, способах взаимодействия лиц в процессе преступления, об обстановке преступления (пространственно-временных характеристиках), о лицах, косвенно связанных с событием преступления, о результатах криминалистических и служебно-медицинских экспертиз и т.д.

2) Ситуационное психологическое моделирование. Этот этап представляет собой мысленное моделирование психологической структуры преступной деятельности, поведения личности жертвы и преступника, их взаимодействия и взаимоотношений. Данный этап, по существу, имеет своей целью реконструкцию поведенческих и личностных характеристик участников преступного события.

3) Интерпретация и объяснение поведения преступника посредством анализа особенностей его личностных черт и свойств.

4) Оформление итоговой информации о свойствах личности преступника в виде завершенного психологического портрета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. – М., 1993.

2. Антонян Ю. М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. 304 с.

3. Бартол К. Психология криминального поведения.- СПб., 2004.

 

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002.

5. Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. – М., 1998.

6. Лаговский А.Ю., Скрыпников А.И., Тележникова В.Н., Бегунова Л.А. Составление психологического портрета преступника. - М.: ВНИИ МВД России, 2000. - 112с.

7. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М.: Юнити. –2002.

ТЕМА 5.

Основные понятия темы

Группы типа компании состоят из 2 и более лиц, заранее, по предварительному сговору договорившихся совместно совершить преступление. Сговор относительно места, времени или способа совершения преступления.

Круговая порука – взаимная поддержка членами преступной группы друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов.

Организованная преступная группа – более совершенная, а поэтому и более опасная форма криминального объединения, поскольку представляет собой «устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».

Преступные сообщества (преступные организации) - это объединение входящих в их структуру организованных преступных групп для разработки, координации, поддержки, развития преступной деятельности этих групп, систематического совершения ими тяжких или особо тяжких преступлений.

Профессиональный преступник - это лицо, систематически занимающееся преступной деятельностью с использованием криминальных познаний и опыта, носящей устойчивый характер и служащей основанным источником получения средств существования.

Случайные преступные группы – самый простой тип преступных формирований. Состоящие из 2 и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора, имеющий самый низкий уровень психологической сплоченности, возникшие случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке.

Вопросы для самоконтроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.171 с.)