Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ типов личностей преступников

Поиск
Тип личности преступника Особенности мотивации Характеристика психических процессов Личностная характеристика Социальная характеристика
Корыстный        
Насильственный        
Неосторожный        

 

К заданию 16.

Вопросы для обсуждения книги Дж.Фаулза «Коллекционер».

 

1. Почему роман назван Дж.Фаулзом – «Коллекционер»?

2. Сторону какого героя Вы занимаете? Почему?

3. Насколько идентичны миры Клегга и Миранды?

4. Почему у читателя меняется отношение к Клеггу при чтении второй половины книги?

5. Какие чувства вызывает у Вас эта книга? Как меняется Ваше настроение по мере ее прочтения?

6. Является ли Клегг преступником? Почему? Если да, то, к какому типу Вы бы его отнесли? Почему?

К заданию 17.

Внимательно рассмотрите фотографию, на которой изображен преступник Андрей Чикатило. Какие визуально диагноструемые признаки указывают на криминальную направленность личности? Можно ли по фотографии определить принадлежность человека к преступному миру?

 

Практическая работа: деловая игра «Криминальное расследование», самостоятельная работа в малых группах, работа со структурно-логической схемой «Типология преступника».

 

Рекомендации по разработке психологического портрета преступника .

Разработка психологического портрета преступника представляет собой психолого-криминалистический метод, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности неизвестного субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств преступления и следов преступной деятельности. Наиболее часто метод составления психологического портрета используется при раскрытии: убийств на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы (эвисцерации или потрошения, посмертных колотых и резаных ран, манипуляций преступника с телом жертвы, причинения увечий жертве и т.п.), в том числе серийных убийств; безмотивных поджогов и взрывов; изнасилований; ритуальных убийств и других тяжких преступлений.

Рекомендации ВНИИ МВД РФ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, предлагают в зависимости от характера информации, содержащейся в уголовных и оперативно-поисковых делах, в психологический портрет преступника включать следующие характеристики: а) общее описание особенностей личности и доминирующей мотивации преступления; б) индивидуальные особые признаки личности (привычки, склонности, навыки, стереотипы и т.п.); в) возраст; г) район места жительства; д) район места работы, службы, учебы; е) описание иных мест вероятного обитания; ж) уровень образования и профессиональной квалификации; з) род занятий; и) особенности происхождения, родительской семьи и личной истории жизни; к) семейное положение; л) наличие детей; м) отношение к различным видам деятельности (труду, службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и т.п.); н) наличие прошлой судимости и вид прежде совершенных преступлений; о) наличие психической или физической патологии, уродства; п) антропологические и функциональные особенности преступника (внешность, телосложение, мимика, пантомимика, особенности речи и т.п.). Помимо указанных, могут быть сформулированы и иные характеристики подозреваемого лица.

Конкретизируя индивидуально-психологические признаки разыскиваемого преступника, можно говорить о следующих параметрах его личности:

- направленности (потребности, мотивы, жизненные планы и сценарии, ценностные ориентации, склонности, желания, вкусы, хобби);

- операциональных характеристиках (знания, умения, навыки, привычки, жизненный опыт, профессиональные стереотипы поведения);

- психохарактерологических качествах (характер, акцентуации характера, психопатии);

- психических свойствах и процессах (особенности процессов и свойств познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности);

- социально-психологических особенностях поведения (социальный и межличностный статусы, жизненные роли, стиль жизни, культура поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности);

- биопсихических свойствах (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические свойства, состояние здоровья);

- особенностях сексуальной сферы и сексуальных влечений, наличии сексуальных перверсий.

Для составления обоснованного психологического портрета неизвестного преступника необходимо собрать информацию о: 1) дате совершения преступления, времени и дне недели; 2) дате обнаружения трупа жертвы; 3) месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описанием и фотографированием всей обстановки места происшествия; 4) погодных условиях на момент совершения преступления;
5) потерпевших (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, адрес места жительства, адрес места работы или учебы, род занятий, чем занимался потерпевший непосредственно перед нападением, рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейное положение, наличие судимости, особенности ношения одежды и т.п.); 6) содержании судебно-психологической экспертизы (причина и время смерти, число и характер нанесенных телесных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений, использованное орудие для нанесения повреждений и др.); 7) характере действий предполагаемого преступника в отношении жертвы (наличие признаков использования в преступлении автомототранспорта, наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, тип и марка предполагаемого автотранспортного средства; наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения трупа живой; наличие признаков того, что жертва была выброшена из автомобиля; наличие признаков паркования автомобиля и следования преступника вместе с жертвой до места обнаружения трупа пешком; наличие следов волочения трупа, использование связывания жертвы; наличие орудия преступления на месте происшествия; совершение с жертвой сексуальных актов, совершение с жертвой прижизненно жестоких сексуальных актов, совершение различных по форме сексуальных актов - в естественной позе, оральный или анальный половые акты, придание телу жертвы определенного положения, совершение сексуальных действий после смерти жертвы, совершение с телом каких-либо посмертных действий, введение в анус или другие естественные отверстия тела каких-либо предметов, наличие признаков вампиризма, отсечение частей лица и головы, гениталий, грудных желез, ягодиц, рук, ног, пальцев, головы; обнажение тела - прижизненное, посмертное, частичное, верхней части тела, нижней части тела, наличие признаков полного обезличивания трупа жертвы, наличие разрезания или разрывания одежды, изъятие преступником каких-либо предметов или деталей одежды жертвы; наличие признаков удушения жертвы; способ удушения жертвы; расстояние от места обнаружения трупа до места жительства и работы, расстояние до ближайшего населенного пункта и транспортной магистрали; характерные предметы, метки, надписи, оставленные преступником на месте преступления и теле жертвы).

Исследование нескольких десятков убийств позволило установить следующие зависимости:

а) чем старше преступник, тем реже, но длительнее серия преступлений и, наоборот, чем он моложе, тем выше частота криминальных эпизодов (эта зависимость позволяет ориентировочно судить о возрасте преступника);

б) имеет место тенденция к прямой связи между возрастом виновного и возрастом выбираемых жертв;

в) время наступления насильственной смерти определенно связано с датой рождения потерпевшего (эта зависимость позволяет уточнять время наступления смерти в случае, если установлена личность погибшего, а судебно-медицинская экспертиза своими методами по какой-то причине время установления смерти определить не может).

В психологии имеются попытки составления обобщенного условного портрета маньяка, совершающего серийные убийства на сексуальной почве. Один из таких подходов (профессор А. Бухановский) заключается в утверждении, что “это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией, либо получивший родовую травму, патологическую наследственность. Он - интроверт, своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментом и гибкостью мышления. Он родился в неполной семье, либо отец присутствовал формально. Зато мать - жесткая, деспотичная женщина. Ребенок раздражал ее, она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорее ханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А поскольку сын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабому полу стала его способом существования”.

Алгоритм метода составления психологического портрета включает в себя четыре последовательных этапа анализа преступления, отражающих возможности реконструкции субъективного поведения по следам и совокупности обстоятельств криминальной ситуации.

1) Составление криминалистической информационной модели события преступления. На этом этапе для получения объективной информации используются все сведения о способе преступления (орудиях и средствах преступления), объекте преступления и жертве как носителях возможных виктимных качеств, о механизме преступления, способах взаимодействия лиц в процессе преступления, об обстановке преступления (пространственно-временных характеристиках), о лицах, косвенно связанных с событием преступления, о результатах криминалистических и служебно-медицинских экспертиз и т.д.

2) Ситуационное психологическое моделирование. Этот этап представляет собой мысленное моделирование психологической структуры преступной деятельности, поведения личности жертвы и преступника, их взаимодействия и взаимоотношений. Данный этап, по существу, имеет своей целью реконструкцию поведенческих и личностных характеристик участников преступного события.

3) Интерпретация и объяснение поведения преступника посредством анализа особенностей его личностных черт и свойств.

4) Оформление итоговой информации о свойствах личности преступника в виде завершенного психологического портрета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. – М., 1993.

2. Антонян Ю. М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. 304 с.

3. Бартол К. Психология криминального поведения.- СПб., 2004.

 

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002.

5. Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. – М., 1998.

6. Лаговский А.Ю., Скрыпников А.И., Тележникова В.Н., Бегунова Л.А. Составление психологического портрета преступника. - М.: ВНИИ МВД России, 2000. - 112с.

7. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М.: Юнити. –2002.

ТЕМА 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.124 (0.011 с.)