Психологическая служба в правоохранительных органах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая служба в правоохранительных органах.



1. Психологические обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Цели и задачи психологической службы ОВД.

2. Основные направления деятельности психологической службы ОВД.

3. Тренинговые психотехнологии в ОВД.

4. Методики социально-психологического обследования служебного коллектива.

5. Профессионально-важные качества и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел.

 

Доклад «Профилактика суицидального поведения в правоохранительных органах».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000, 624 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 218с.

3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2002. - 384 с.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 517 с.

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. – 2003., 748с.

6. Науменко Е.А. Юридическая психология. Учебное пособие для вузов юридического профиля. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 230 с.

7. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко.- М.:ЮНИТИ. - 2001, 639с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ- 2001. - 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. – М.,2000.

10. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 1999. 464 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Зерцало» - 1998, 352 с.

12. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. Под редакцией В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гущина Е.Н. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Кострома, 2006.

2. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел. – М.: ДКО МВД РФ, 2007.

3. Ефимкин С.В. Становление и развитие психологической службы в ОВД.//Психопедагогика в правоохранительных органах.- №2(20), 2003.

4. Копылова Г. К., Прозоров А.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. – М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997.

6. Организация психологической реабилитации сотрудников ОВД. – М.: ГУК МВД РФ, 2002.

7. Организация социально-психологической работы в ОВД. –М.: ДКО МВД РФ, 2006.

8. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел. – М.:ДКО МВД России, 2007.

9. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД. – М., ДКО МВД РФ, 2005.

 

СБОРНИК ЗАДАЧ

ЗАДАЧА 1

Потерпевшая А. показала следующее: когда она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей: один из них — блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками; другой — шатен, обкаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер.

Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей.

Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений руководствовался следователь при оценке показаний потерпевшей А.?

ЗАДАЧА 2

Расследуя уголовное дело о хищении государственного имущества, следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа. Какие психофизиологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?

ЗАДАЧА 3

Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются эксперименталь­ные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк.

Какие психологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?

В решении задачи должны содержаться ответы на следующие вопросы:

Что понимается под почерком?

Что такое навык и привычка?

Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности?

Какая закономерность работы головного мозга лежит в основе формирования навыка?

ЗАДАЧА 4

Что понимается под характером?

Определите, структуру характера; выделите основания для классификации черт характера.

Назовите типы характеров.

В приведенных характеристиках выделите волевые, интеллектуальные и эмоциональные черты характера. Укажите, по каким признакам можно их установить.

А. Людмила И., 18 лет. Восторженная, любящая музыку, поэзию, природу. Отношение ко всему окружающему небезразличное. Она борется за отличную успеваемость, но, по ее собственным словам, «слишком переживает успехи и неудачи». Эти свойства характера особенно ярко проявляются в ее отношении к людям. Она не всегда беспристрастно оценивает их. Обидчива, всегда насторожена и вместе с тем исключительно чутка и добра. Очень инициативна, решительна, нередко импульсивна. Яркая, «романтическая натура», «открытая душа», доверчивая и непо­средственная. Прекрасная общественница. Лучше всего чувствует себя в работе.

Б. Виктор С., 18 лет. Характеризуется четкой общественно-политической направленностью. Мечтает о военной службе. Много и настойчиво работает, глубоко интересуется историей. Во всякую работу вносит планомерность, точность, аккуратность. В борьбе за успеваемость, а также с ошибками некоторых товарищей проявляет большую твердость. Виктор — хороший комсомолец, принципиален и требователен к себе, настойчив, упорен.

В. Клава В., 18 лет. Основная жизненная цель — быть передовой комсомолкой, а потом членом партии, учиться отлично и в дальнейшем на работе всегда быть передовиком. Методично добивается поставленной цели. Всегда рассудительна, все делает осознанно и вдумчиво. Про нее говорят, что даже во время упражнений по ритмике она сохраняет серьезное, «математическое выражение лица. Очень настойчива, выдер­жанна, целеустремленна.

ЗАДАЧА 5

Назовите конфликтные эмоциональные состояния.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов; назовите отличия аффекта от стресса.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Выступает ли в предложенной для разбора ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проводя анализ приведенной ситуации).

Вечером 11 сентября Е. с женой находился в гостях у знакомых. После употребления спиртных напитков жена почувствовала себя плохо и оста­лась ночевать, а Е. с ребенком ушли домой.

В пятом часу утра 12 сентября Е. возвращалась домой одна. На улице ее неожиданно настиг незнакомый мужчина, сбил с ног и изнасиловал. Придя домой, Е. рассказала об этом мужу. Е. ушел на работу, где с целью мести насильнику отточил круглый напильник. Около 17 часов он вернулся с работы и принес с собой напильник. В разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он убьет его. В 18 часов Е. во дворе своего дома увидел трех парней, которые кого-то искали. Внешность незнакомцев вызвала у него подозрение. Е. забежал в свою квартиру, взял напильник, попросил жену, чтобы она вышла с ним и посмотрела, нет ли среди них насильника. Е. в одном из них узнала мужчину, напавшего на нее (это был, как установление при расследовании, О). С целью убийства Е. обогнал этих мужчин, двинулся им навстречу и ударил обидчика жены. О. пытался убежать, однако Е. догнал его и стал наносить удары напильником. От полученных ранений О. умер. Е. утверждал, что убил О. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения вызванного сообщением о насилии, совершенном над его женой.

ЗАДАЧА 6

Обыск производился с участием Ф. Э. Дзержинского. Искомые до­кументы обнаружить не удавалось. Тогда по распоряжению Дзержин­ского обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обыскиваемого ввели в комнату и принялись за ним наблюдать. Беспокойный взгляд обыскиваемого скользил по переставленной обстановке комнаты и наконец остано­вился на одном из шкафов. В нем и оказались спрятанные документы.

В чем выразилась непроизвольная реакция обыскиваемого?

Какие приемы вызывают непризвольные реакции у обыскиваемого?

Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.

Чем отличаются волевые действия от непроизвольных реакций?

ЗАДАЧА 7

Что понимается под темпераментом?

Что составляет природную основу темперамента?

Назовите и охарактеризуйте основные типы темпераментов.

На основании приведенных далее характеристик определите тип темпера­мента школьника.

Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по пп. А, Б, В, Г)?

А. Виктор Г.. 3-й класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно; но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отделывается односложным ответом: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится безразлично. Незлоблив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал не сразу. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Руки не находят покоя. Быстро и часто крутит головой во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные'игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее-, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагоги4е-ская работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Может сбегать по любому поручению, но по дороге часто его забывает, так как от нетерпения и желания скорее его выполнить не успевает дослушать до конца.

В. Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприят­ность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однаж­ды заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учеб­ник. Крайне обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в боль­шинстве случаев справится с ним не хуже других.

Г. Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение — веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» обычно с улыбкой отвечает: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не блестящи. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...» Иногда огорчается, даже плачет, но не надолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет отличную работоспособность. Легко сходится с подруга­ми, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Как учитываются особенности темперамента и характера при допросе взрослых и несовершеннолетних?

ЗАДАЧА 8

Назовите конфликтные эмоциональные состояния.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффекта, назовите отличие аффекта от стресса.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Выступает ли в предложенной ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации).

С-ва проживала с семьей в городе 3. Ее муж систематически пьянство­вал, устраивал скандалы, бил малолетнюю дочь, нарушал супружескую верность, неоднократно уходил из семьи.

26 марта С-в вернулся домой поздно ночью в нетрезвом состоянии, избив жену, оскорбил ее, дочь, тещу. Утром 27 марта С-в на работу не пошел, днем пьянствовал. Вернувшись домой около 24 часов,, стал бить жену ногами, подносил к ее лицу зажженные (спички, отвертку, угрожал расправой, пригрозил выбросить в окно дочь и тещу. Предложил жене выйти в коридор, продолжая угрожать убийством. С-ва схватил на кухне чугунный пест и нанесла им мужу удар по голове. Когда потерпевший упал и лежа ударил ногой жену, последняя еще несколько раз ударила его по голове и убила. В судебном заседании С-ва виновной себя признала и показала, что убила мужа в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного его издевательствами над ней, дочерью и матерью в момент происшедшего.

 

ЗАДАЧА 9

При обыске в спальне спекулянтки С. было обнаружено много ценностей. С. сильно нервничала, но при обыске в столовой заметно успокоилась.

Разбираясь в причинах перемены настроения С., члены оперативной группы решили повторить обыск в(спальне. Вторичный осмотр вначале не дал результатов. Но когда еще раз была обследованна внутренность платяного шкафа, внимание следователя привлекла массивная задняя стенка. Несмотря на возражения С., обшивка шкафа была снята и под ней оказалась полость, где хранились изделия из драгоценнх металлов и камней.

Во время оформления протокола один из участников обыска вспомнил, что при завершении обыска спальне С. часто поглядывала в угол комнаты и даже всплакнула. Было замечено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаружили наиболее ценные вещи; Поэтому было решено повторно обследовать и этот угол. В стене оказалась незначительная неровность. После удаления нескольких кирпичей обнару­жили узелок с большим количеством золотых изделий и монет.

В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемой? Каково их значение в тактике расследования?

Какие существуют приемы, вызывающие непроизвольные реакции у обыскива­емого? Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.021 с.)