Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕМИНАР 16. Пенитенциарная система: равноценность системы исправления и наказания.

Поиск

Подготовьте доклад по следующим темам:

1. Существует ли конфликт в соотношении понятий исправления и наказания в пенитенциарной системе.

2. Специфика понятий адаптация и реадаптация осужденных. В чем психологическая сложность этих понятий.

3. Особенности субкультуры мест лишения свободы

4. Татуировки как система опознавательных признаков в тюремной субкультуре.

 

Литература:

Основная:

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2005. – 588 с.

4. Скорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов/ Д.А. Скорокотягина, И.Н. Скорокотягин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 244с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 200-201. Приложения: с. 203-204. – Программа с. 205-217.

Дополнительная:

1. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М., 2006. – 512 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Чуфаровский М.В. Юридическая психология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2004. - 472 с.

4. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Проспект, 2006. -256 с.

 

Вспомогательная:

1. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.М., Эминов В.Е. Личность преступника. – СПб., 2004. – 366 с.

2. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания: Практическое руководство. – СПб., 1997. – 170 с.

3. Горьковая И.А. Личность подростка правонарушителя. – СПб., 2005. – 236 с.

4. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. – СПб., 2005. – 274 с.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - пер. с англ. СПб., 1999. - 464 с.

6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. — М.: Издательский Дом «Городец», 2007. — 336 с.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб., 2005. – 445 с.

8. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / Оддерт Фрай.— СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, [4] с. — (Научный бестселлер).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ В ЦЕЛОМ

1. Предмет и задачи юридической психологии

2. Структура и методы юридической психологии.

3. Историческое развитие юридической психологии в западных странах

4. Исторические особенности зарождения отечественной юридической психологии

5. Структура психики (процессы, состояния, свойства). Понятие личности.

6. Социализация личности – основа социально-адаптивного поведения человека

7. Правовая социализация, правосознание и законно исполнительное поведение

8. Право, как фактор социальной регуляции.

9. Проблемы правовой переориентации в переходный период развития общества.

10. Психология взаимодействия людей в сфере ГПР

11. Психологические аспекты гражданского процесса

12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

13. Психологические особенности личности преступника и преступной группы.

14. Психологические факторы формирования преступного деяния (поведения) личности.

15. Поводы преступления. Принятие решений о совершении преступного деяния.

16. Психология преступного деяния

17. Психология следователя и следственной деятельности.

18. Психология следственно-поисковой деятельности.

19. Психология осмотра места происшествия

20. Психология обыска

21. Психологические аспекты выемки

22. Психология допроса

23. Предъявление для опознания. Психологические особенности опознания.

24. Психология проверки показаний на месте

25. Психология следственного эксперимента

26. Психологические особенности следственной деятельности на примере расследования убийств

27. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

28. Психологические особенности судебной деятельности

29. Психология судьи

30. Психология деятельности прокурора

31. Психология деятельности адвоката

32. Последнее слово подсудимого

33. Психология постановления приговора

34. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.

35. Предмет и задачи исправительной психологии

36. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников

37. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных.

38. Изучение личности осужденных. Методы воздействия на них с целью ресоциализации.

39. Социальная реадаптация освобожденного.

40. Проблема лжесвидетельств. Сущность и формирование ложных показаний.

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Профессиограмма юриста. Факторы профессиональной пригодности.

2. Сущность психологической и нравственно-правовой культуры работника правоохранительной системы.

3. Реализация принципа гуманности в юридической деятельности.

4. Криминальная психология.

5. Личность преступника.

6. Психологические особенности преступности несовершеннолетних

7. Роль семьи в возникновении нарушений поведения.

8. Формирование социально приемлемого, дезорганизованного и деструктивного поведения в соответствии с концепцией социального научения.

9. Психологические аномалии, наиболее часто встречающиеся у преступников.

10. Распространенность психических аномалий у правонарушителей.

11. Виктимология.

12. Девиантное поведение несовершеннолетних.

13. Психология следственных действий.

14. Судебно-психологическая экспертиза.

15. Психология судебного разбирательства.

16. Психологическая служба в правоохранительных органах.

17. Психологический портрет сексуального преступника. Психологический анализ личности преступника (на примере сексуального убийцы Чикатило).

18. Психологи и юристы о терроризме.

19. Психологические особенности следствия и допроса по делам несовершеннолетних.

20. Охрана прав несовершеннолетних - социально-психологический аспект.

21.Методы психологической диагностики применяемые в юридической практике.

22. Методы психологического воздействия в юридической практике.

23. Общая дифференциация и типология детстко-подростковой дезадаптации

24. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации.

25. Татуировки, как способ выявления психологической доминанты поведения осужденного.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Изучение курса «Юридической психологии» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения, а также подготовку докладов для семинарских занятий студентами дневного и вечернего отделений. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Юридической психологии» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через 2 интервала (в компьютерном наборе – через 1,5 интервала). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

По своему жанру контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной. В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних. Кроме того, экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, предоставленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.)

Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная литература по психологии социальной работы, периодические издания по психологии, которые есть в каждой библиотеке, такие как журнал «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая газета» и др. Существенную помощь студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный и предметный), справочная литература. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по психологии социальной работы допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2005. – 588 с.

2.Скорокотягина Д.А. Практикум по юридической психологии: учебное пособие для вузов/ Д.А. Скорокотягина, И.Н. Скорокотягин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 244с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 200-201. Приложения: с. 203-204. – Программа с. 205-217.

 

Дополнительная:

1.Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М., 2006. – 512 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2005. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Чуфаровский М.В. Юридическая психология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2004. - 472 с.

4. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Проспект, 2006. -256 с.

 

Вспомогательная:

1. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М.: Издательство «ЭКМОС». - 2001г.- 144с.

2. Антонян Ю.М., Верещагин В.А. Убийцы, отбывающие пожизненное лишение свободы. – М., 1999. с. 44-50

3. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.М., Эминов В.Е. Личность преступника. – СПб., 2004. – 366 с.

5. Батрашев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336.: ил. – (Психология для всех)

6. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания: Практическое руководство. – СПб., 1997. – 170 с.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд. доп. и перераб. СПб., 2005. – 656 с.

8. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: Учебное пособие. – СПб., 2004. – 256 с.

9. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. Сб. научн. Статей / Под ред. д. психолн. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2007. – 131с.

10. Волков В.Н. Психологические особенности проведения допроса в свете судебных реформ//Закон и право. – 2004, №12 – с. 29-33

11. Волков В.Н. Психологические особенности проведения допроса в свете судебных реформ//Закон и право. – 2005, №1 – с. 13-18

12. Горьковая И.А. Личность подростка правонарушителя. – СПб., 2005. – 236 с.

13. Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 128 с.

14. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. – М., 2003. – 144с.

15. Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. – М., 2004. – 448с.

16. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб., 2005. – 436 с.

17. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

18. Зиновьева Н.С., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2005. – 248 с.

19. Змановская Е. В. Девиантология (психология откло­няющегося поведения); М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 288 с.

20. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. – СПб., 2005. – 274 с.

21. Изард К.Э. Психология эмоций. - пер. с англ. СПб., 1999. - 464 с.

22. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П.Ищенко — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. — 748 с. — (Серия «Высшее образование»).

23. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. — М.: Издательский Дом «Городец», 2007. — 336 с.

24. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 296 с: ил.

25. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

26. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие/Под ред. Т.Б, Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М., 2004. – 606 с.

27. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб., 2005. – 445 с.

28. Минина С.П Закон и несовершеннолетние граждане России: Учебное пособие для старшей школы. – СПб., 2002. – 272 с.

29. Моргенштейн И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. – СПб.: “Питер”, 1994. - 350 с.

30. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб., 2004. – 154 с.

31. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура): Научно-популярное издание. - Тверь: Приз, 1994. - 320 с.

32. Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – 432 с.

33. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.– М., 2001.– 352 с.

34. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г.Справочник практического психолога. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с: ил.

35. Тарасов А.Н. Психология лжи. – М., 2005. – 55 с.

36. "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ

37. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / Оддерт Фрай.— СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, [4] с. — (Научный бестселлер).

38. Чуприков А. П., Цупрык Б. М.Общая и криминальная сексология: Учеб. пособие. К.: МАУП, 2002. — 248 с. — Библиогр.: с. 245.

39. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. - М.: Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006. -208 с.

40. Щеголев И. 16 типов личности - 16 типов почерка. – СПб.: Питер, 2005. – 144с.

41. Щипмин С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебно-психологической экспертизе: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2000. – 52 с.

ГЛОССАРИЙ

АНОМИЯ – падение престижа права, его низкая степень воздействия на поведение человека при дестабилизации социальных процессов в обществе.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ исследования психических возможностей и особенностей человека путем проведения анализа его жизненного пути.

ВЕРСИЯ – в деятельности правоохранительных органов обоснованное предположение о происхождении фактов и обстоятельств, которые имеют важное значение для конкретного дела, о механизме совершенного преступления и личности преступника.

ВИНА – причастность личности к совершению общественно опасного противоправного деяния, игнорирование личностью общественных интересов, влияет на характер наказания за содеянное.

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ – поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПОКАЗАНИЙ – разновидность тактического приема допроса, основанного на побуждении допрашиваемого к описанию отдельных деталей события и применяемого для проверки правдивости показаний

ДЕТЕКТОР ЛЖИ – приборы, используемые для объективного исследования физиологических показателей, характеризующих эффективное состояние человека.

ДЕТЕРМИНИЗМ – закономерная, необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

ДЕЯНИЕ – социально значимая форма проявления активности субъекта, за результаты которой субъект несет социальную ответственность вне зависимости от его намерений. Преступное деяние — антисоциальное поведение субъекта, посягающее на общественные отношения, охраняемые правом.

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – выявление индивидуально-психологических особенностей личности, выражающихся в ее поведении.

ДИАГНОСТИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ – установление криминалистически значимых особенностей состояния объекта.

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – прекращение по своей воле начатого преступного деяния при возможности довести его до конца.

ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА – преступление, ответственность за которое предусмотрена уголовным кодексом; является результатом жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

ДОЗНАНИЕ – разновидность расследования по уголовному делу, которая производится в соответствии с действующим законодательством кругом лиц правоохранительных органов, пожарного контроля, ФСБ, воинских частей в связи с имеющимися у них полномочиями.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУДЕБНЫЕ – фактические данные об обстоятельствах конкретного уголовного дела, имеющие значение для полного и всестороннего его расследования. Доказательства оцениваются сотрудниками правоохранительных органов и судом по их внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем и объективном рассмотрении.

ДОКАЗЫВАНИЕ – процесс установления истины по делу путем сбора, исследования, оценки и использования имеющихся в деле доказательств.

ДОПРОС – следственное действие, суть которого заключается в получении и закреплении передаваемых сведений об обстоятельствах дела, подлежащего расследованию.

ДОПРОС ПЕРЕКРЕСТНЫЙ – допрос участников судебного процесса, который проводится стороной обвинения и защиты по одним и тем же обстоятельствам уголовного дела

ДОПРОСА ТАКТИКА – система тактических приемов, которые направлены на получение правдивых показания и разоблачение ложных.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В КРИМИНАЛИСТИКЕ – установление тождества объектов или личности по совокупности их идентификационных признаков. Такой метод является научно обоснованным, направленным на опознание объектов и их индивидуальных свойств.

ИНСЦЕНИРОВКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – его фальсификация, создание дезинформационной обстановки для правоохранительных органов с целью сокрытия истинного преступления.

ИНТЕРВЬЮ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ – метод психотерапевтической беседы для оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения.

ИСКУПЛЕНИЕ – понесение справедливого наказания за совершенное преступление, открывает возможность нравственного самоисправления.

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их психическое состояние, вызванное пребыванием в местах лишения свободы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – установление содержания доказательства, его достоверности и доказательственной ценности.

ИСТИНА – доказанность суждения, его соответствие действительности.

КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия для его возвращения в социально-нормативную сферу.

КОРРУПЦИЯ – преступное поведение должностных лиц, использующих свое служебное поведение для личного обогащения

КОСВЕННЫЙ ДОПРОС – тактический прием допроса, в ходе которого у допрашиваемого лица не возникает охранно-оборонительная реакция.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА – система научно обоснованных приемов организации предварительного и судебного следствия, система взаимодействия работников правоохранительных органов с различными участниками процесса.

КРИПТОГРАФИЯ – тайнопись.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА – совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления.

ЛИЧНЫЙ СЫСК – поисковая деятельность сотрудников уголовного розыска, направленная на обнаружение лица, совершившего преступление.

ЛОЖЬ – намеренное искажение действительности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действии внешним силам или своим личностным особенностям.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ – крайности социально значимого поведения -(попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм и т.п.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ – совокупность приемов и способов исследования психических качеств личности. Личность как субъект социальной деятельности исследуется методами социометрии и рефсрентометрии, приемами изучения социально-ролевого поведения личности.

МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – совокупность системообразующих элементов преступления: предмет посягательства, мотивы, цели и способы совершения преступления, это динамическая структура преступного деяния.

МЕХАНИЗМ СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ – система компонентов процесса образования следоотображения, следообразующий объект, процесс его воздействия на вещество следа.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ – смерть в результате воздействия внешних факторов, что само по себе является основанием для возбуждения уголовного дела.

НЕГАТИВИЗМ – немотивированное поведение субъекта, противоречащее требованиям других субъектов, его отчуждение от интересов других людей.

ОБВИНЕНИЕ – содержится в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого к уголовной ответственности.

ОБВИНЯЕМЫЙ – лицо, в отношении которого вынесено постановление о его привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

ОБЫСК – проводится, когда есть достаточные основания полагать, что в каком-то помещении или ином месте, или у какого-то лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем.

ОГОВОР – показания, изобличающие лицо в совершении преступления, которого оно не совершало. Оговор может быть заведомо ложным, а также результатом добросовестного заблуждения.

ОПЕРАТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – негласная оперативно-розыскная деятельность, выраженная в скрытом наблюдении за объектом, совершившим или могущим совершить преступление.

ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих обнаружение криминогенных объектов и принятие должных мер по их обезвреживанию на объектах.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – разведывательно-поисковые мероприятия, осуществляемые специальными органами путем негласных средств и методов.

ОПОЗНАНИЕ – следственное действие, состоящее в идентификации объекта по мысленному образу опознающего, который должен быть допрошен до проведения этого следственного действия для выяснения обстоятельств, при которых он наблюдал соответствующий объект, его особенности и приметы.

ОРНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ – состоит в комплексе необходимых мер. обеспечивающих последовательное достижение целей расследования, управление этим процессом и применение наиболее эффективных средств расследования с учетом конкретных следственных ситуаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – предметы и вещества, используемые преступником для достижения его преступных целей, различаемые по предмету посягательства и характеру воздействия.

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ – является разновидностью осмотра тела человека для установления следов преступления или особых примет, когда для этого не требуется судебно-медицинской экспертизы.

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ – неотложное следственное действие; особенность этого следственного действия заключается в том, что оно проводится до возбуждения уголовного дела для установления и исследования обстановки места происшествия

ОСМОТР ТРУПА – наружный осмотр трупа на месте его обнаружения; проводится следователем с обязательным участием врача или специалиста в области медицины в присутствии понятых.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ – отличительные особенности объекта, пригодны для идентификации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УГОЛОВНАЯ представляет правовое последствие совершенного преступления, состоящая в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания.

ОТНОСИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – свойство доказательств обосновывать или опровергать обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.

ОЧНАЯ СТАВКА является разновидностью допроса, ее цель — устранение имеющихся в показаниях допрашиваемых, противоречий, получения новых данных позволяющих судить об истинности ранее полученных показании.

ПИРОМАНИЯ – импульсивно возникающая патологическая потребность к поджогам.

ПОВЕДЕНИЕ – формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью.

ОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ – нервно-психические состояния, находящиеся на грани психического здоровья и психопатологии (реактивные состояния, психопатии и т.д.).

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ – им признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.

ПОДСУДИМЫЙ – обвиняемый, преданный суду.

УКАЗАНИЯ – разновидность доказательств, состоящая из письменных или устных сообщений лица о фактических данных, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ – умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, однако не доведенное до конца по причинам, которые не зависели от воли покушавшегося.

ПОЛЬЗОВАНИЕ – одно из правомочий собственника, состоящее в его праве на вещь в зависимости от ее назначения,

ПОТЕРПЕВШИЙ – лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психология отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов.

ПРАВОПОРЯДОК – форма общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм, состояние общественных отношений, регулируемых правом.

ПРАВОТА – состояние морального или научного отношения индивида к объективным интересам общества, линия поведения личности, соответствующая потребностям развития социума.

ПРИВОД – принудительное доставление в правоохранительные органы.

РАСКАЯНИЕ – признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание.

РОЗЫСК – деятельность правоохранительных органов, направленная на установление разыскиваемого обвиняемого или осужденного, совершившего побег от следствия, суда или мест лишения свободы

САМОУБИЙСТВО – острая разновидность девиантного доведения, состоящая в добровольном отказе лица от жизни.

СОВЕСТЬ – способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека.

СОУЧАСТИЕ – совместное участие двух и более лиц в совершении преступления.

СТЫД – одно из основных проявлений нравственного самопознания личности, ее способность к нравственному самоанализу.

СУДИМОСТЬ – последствия осуждения за совершение преступления.

ТЮРЬМА – вид исправительного учреждения, где отбывают наказание лица, совершившие тяжкие преступления или равнее неоднократно судимые.

УЛИКИ – косвенные доказательства, которые оцениваются правоохранительными органами наряду с другими доказательствами по уголовному делу.

ФАНАТИЗМ – основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью.

ФОТОРОБОТ – прибор для изготовления фотокомпозиционных портретов разыскиваемых, применяемый в работе правоохранительных органов.

ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ – относительно самостоятельные части конкретного расследования по уголовному делу, направленные на решение отдельных его задач. На данном этапе органы предварительного расследования получают сообщение о событии, носящем криминальный характер, и выполняют проверочные действия, задачей которых является установление в исследуемом событии состава преступления.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза.


ПЕРСОНАЛИИ

 

АНТОНЯН ЮРИЙ МИРАНОВИЧ (род. в 1933 г.) – один из самых известных российских специалистов в области криминологии и криминальной психологии. Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России. Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России. Ведущий научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Участвовал в работе над проектом закона о предупреждении насилия в семье. Основные направления его научной деятельности – социологические, психологические, сексологические, психиатрические проблемы личности преступника и преступного поведения, психоаналитические вопросы, религиоведение.

В настоящее время является ведущим российским специалистом в области изучения преступного поведения и личности преступника. Его труды по юридической психологии, основанные на конкретных исследованиях, охватывают самый широкий спектр проблем криминальной, превентивной, пенитенциарной психологии. Большое внимание Ю.М. Антонян уделяет вопросам причин формирования преступного поведения и преступности в целом и разработка мер, направленных на борьбу с различными формами преступной деятельности.

БАРЩЕВСКИЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1955 - …) - Доктор юридических наук, профессор. Академик Российской академии естественных наук. Профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии. В 1990 году основал и возглавил первое в России адвокатское бюро «Барщевский и партнёры». C 2001 года приостановлен статус адвоката в связи с переходом на государственную службу. С 2001 года — полномочный представитель Правительства в Конституционном суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем арбитражном суде Российской Федерации.

 

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857-1927) – выдающийся российский ученый, невропатолог, физиолог, психолог, психиатр. Родился в 1857 г. В Вятской губернии; медицинское образование получил в СПб медико-хирургической академии, которую окончил в 1878 г., и посвятил себя изучению душевных и нервных болезней. В 1881 г. Защитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1884 г. Командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона, Вундта, Флексига и Шарко. Будучи с 1884 г. Профессором Казанского университета по кафедре душевных болезней, Бехтерев создал в 1885 г. Первую в России лабораторию экспериментальной психологии, учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический Вестник». В.М. Бехтерев внес значительный вклад в развитие мировой юридической психологии, использованию экспериментальных методов в праве.

В 1908 году по инициативе В.М. Бехтерева был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан криминологический институт. Судебный психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.015 с.)