ТЕМА 4. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства.



Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правового регулирования. Психологические аспекты гражданского процесса ( позиции сторон в ГП и их коммуникативная активность; аспект подготовки гражданских дел к судебному разбирательству; организация судебного заседания и судебного ритуала; межличностное взаимодействие в гражданском процессе; психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе; психология деятельности прокурора в гражданском процессе;психология судебной речи в гражданском процессе; когнитивная деятельность гражданского суда; проблема справедливости судебных решений). Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве (компетенция, методы, юридическое значение заключения психологов экспертов)

 

ТЕМА 5. Криминальная психология. Психология личности преступника, преступной группы и преступного деяния.

Психологические особенности личности преступника и преступной группы. Типология преступников. Ориентационно-поведенческая схема личности преступника. Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников. Психологические особенности несовершеннолетних преступников. Психология преступной группы.

Психологические факторы формирования преступного деяния (поведения) личности. Поводы преступления. Принятие решений о совершении преступного деяния. Единство социально-биологических факторов преступного поведения. Психология преступного деяния. Структура, мотивы и цели преступного деяния. Поводы преступления. Способ совершения преступного деяния. Результат преступного деяния. Психология вины.

 

ТЕМА 6. Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного следствия.

Психология следователя и следственной деятельности. Психология следственно-поисковой деятельности. Моделирование преступной деятельности и личности преступника Структура поисковой деятельности следователя Моделирование в следственно-поисковой деятельности Типы проблемно-поисковых ситуаций Схема изучения конкретной личности оперативным сотрудником. Проблема достоверности в доказательственной деятельности следователя.

ТЕМА 7. Психология следственных действий.

Психология осмотра места происшествия. Психология обыска. Психологические аспекты выемки. Психология допроса. Предъявление для опознания. Психологические особенности опознания. Психология проверки показаний на месте. Психология следственного эксперимента. Психологические особенности следственной деятельности на примере расследования убийств. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процесе (компетенция, методы, юридическое значение заключения психологов экспертов).

 

ТЕМА 8. Психология судебной деятельности (по уголовным делам)

Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи. Психология деятельности прокурора. Психология деятельности адвоката. Последнее слово подсудимого. Психология постановления приговора. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.

ТЕМА 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Предмет и задачи исправительной психологии. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных. Изучение личности осужденных. Методы воздействия на них с целью ресоциализации. Социальная реадаптация освобожденного.Специфика работы юриста с ранее осужденными. Субкультура мест лишения свободы.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР№1 Предмет, задачи, система, методы, история юридической психологии в системе смежных наук.

Задания:

1. Ознакомьтесь с предложенной по теме литературой, аргументировано обоснуйте значимость психологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

2. Раскройте основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии.

3. Проиллюстрируйте на конкретных примерах методы познания, используемые в юридической психологии.

5. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и

гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией? Покажите это с помощью психолого-правового анализа отдельных норм права.

6. Рассмотрите пример известных психологов, юристов, общественных деятелей, внесших свой вклад в развитие юридической психологии у нас в стране и за рубежом.

7. Приведите интересные факты экспериментальных исследований по проблематике юридической психологии.

8. Проанализируйте, каким образом общественно-политические взгляды в России во второй половине 19 века оказали влияние на формирование судебной психологии.

 

Литература:

Основная:

1. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М., 2006. – 512 с.

2. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Проспект, 2010. -256 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.- 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2005. – 588 с.

Вспомоганельная:

1. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. — М.: Издательский Дом «Городец», 2007. — 336 с.

2. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 296 с: ил.

3. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие/Под ред. Т.Б, Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М., 2004. – 606 с.

4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001. – 352 с.

5. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г.Справочник практического психолога. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с: ил.

6. Щипмин С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебно-психологической экспертизе: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2000. – 52 с.


СЕМИНАР №2. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в юридической деятельности. Мышление и интуиция в юридической деятельности. Проблема памяти. Ощущения и восприятие. Внимание в деятельности юриста.

Задания:

1. Решите следующую задачу: Потерпевшая А. показала следующее: когда

она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было

совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей: один из них — блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками; другой — шатен, облаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер. Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей. Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений руководствовался следователь при оценке показаний потерпевшей А.?

2. Раскройте значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста.

3. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться юристами в своей профессиональной деятельности.

4. Проведите любой тест интеллекта и интерпретируйте его.

 

Литература:

Основная:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд. доп. и перераб. СПб., 2005. – 656 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Проспект, 2010. -256 с.

Вспомогательная:

 

1. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М.: Издательство «ЭКМОС». - 2001г.- 144с.

2. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.М., Эминов В.Е. Личность преступника. – СПб., 2004. – 366 с.

3. Батрашев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336.: ил. – (Психология для всех)

4. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. Сб. научн. Статей / Под ред. д. психолн. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2007. – 131с.

5. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб., 2005. – 436 с.

6. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 296 с: ил.

7. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

9. Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – 432 с.

10. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2005. – 588 с.

11. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г.Справочник практического психолога. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с: ил.

12. Тарасов А.Н. Психология лжи. – М., 2005. – 55 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.011 с.)