Групповая динамика общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая динамика общая характеристика



Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина. Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны, имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось наличие определенных закономерностей их функционирования. Таким образом, в ходе групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие в то время в психологии и педагогике теории. К. Левин, работая в области социальной психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные характеристики.
Групповая динамика (Левин) — дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор.
Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем:
1. изучение законов групповой динамики;
2. создание теории групповой динамики;
3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы.
При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии.
Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.
I. Целое доминирует над частями — в большей степени подходят для тренинговых групп:
1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных участников;
2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её члена;
3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.
II. Отдельные элементы объединяются в целое — больше подходят для вообще социальных групп:
1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы;
2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не членом группы, от которой он больше всего зависит;
3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, давление недружественным.
В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось, вносились новые элементы.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально­психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.
С. Кратохвил дает такое определение: групповая динамика — это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу.

В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов:
1. Цели группы.
2. Нормы группы.
3. Сплоченность группы.
4. Структура группы и проблема лидерства.
5. Фазы или стадии развития группы.
Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования.
Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.
Цели группы.
Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.
Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием.
Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами. Роджерианские группы — принятие себя реальным, осознание своих чувств и самораскрытие
СПТ поведения — овладеть эффективными моделями поведения.
Группы трансактного анализа — анализ отдельных Эго-состояний личности (взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей».
Группы психосинтеза — осознания многообразия элементов психической жизни индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более высоком уровне.
Телесно-ориентированный тренинг — снятие мышечных и, как следствие, психологических зажимов.
Тренинг умений — овладение определенными навыками.
Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга: Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне.
1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство).
2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими.
3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.
В заключение отметим, что цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Нормы группы.
Нормы группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренингевой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.
Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:
1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы;
2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.
Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только- только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным.
С общими нормами группы или принципами групповой работы участников знакомит её ведущий в начале работы группы.
Основные нормы групповой работы.
1. Искренность в общении.
2. В группе не стоит лицемерить и лгать.
3. Активность каждого участника в ходе групповой работы.
4. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
5. Конфиденциальность.
6. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
7. Право каждого участника группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблемы.
8. Каждый участник говорит от себя, от своего имени.
9. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
10. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».
11. В разговоре, говоря о присутствующих, избегать 3-го лица.
Сплоченность группы.
Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Год-фруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком- то отношении;
8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то.
В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.
Социально-психологические характеристики сплоченных групп:
1. Участники группы больше общаются друг с другом.
2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.
3. Участники реже покидают группу.
4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.
5. Выше самооценка участников группы.
Результаты работы с группами в лабораторных условиях свидетельствуют о том, что создающие сплоченность механизмы действуют как «адаптивная спираль». Придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки. Члены сплоченной группы побуждаются к применению навыков общения, которые в дальнейшем могут пригодиться в межличностных отношениях, как в группе, так и вне группы. Вынужденно придерживаясь норм, находясь под влиянием других членов группы, они слушают более внимательно, выражают себя более открыто, исследуют себя более глубоко и продолжают вести себя в том же духе, получая подкрепление в виде проявлений приязни со стороны значимых для них партнеров. Большая сплоченность допускает более откровенное выражение враждебности и конфликтов. Когда члены группы чувствуют привязанность друг к другу, они с большей готовностью выдерживают создаваемый отрицательными эмоциями дискомфорт и прорабатывают свои конфликты до исхода, имеющего более высокую терапевтическую ценность. Чем привлекательней для участников опыт пребывания в группе, тем регулярней они будут посещать занятия и тем выше вероятность, что они останутся в группе и получат пользу от пребывания в ней. Поскольку наиболее характерной чертой групповой работы является присутствие и влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности членов группы.
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
Стадии развития группы.
Следующим элементом групповой динамики являются стадии развития тренинговой группы.
Основные стадии развития группы (по Большакову):
1. Знакомство участников друг с другом и тренером.
2. Стадия агрессии (фрустрационная — больше подходит по смыслу).
3. Стадия устойчивой работоспособности.
4. Стадия распада группы.
Первая и вторая стадии — подготовительные, третья стадия — главная.
Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии.
Стадия знакомства:
Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики:
• участники предстают друг перед другом не раскрытыми;
• проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его предыдущего социального опыта;
• участников объединяет общие цель и задачи.
Стадия фрустрационная:
Характеристики стадии:
• происходит формирование структуры группы — каждому участнику группы присваивается своя роль;
• создаются правила деятельности;
• группа готовится к решению своих задач.
Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты, подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким- либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль. Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру, идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.
Стадия устойчивой работоспособности.
Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой работоспособности.
Стадия распада группы.
Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть преждевременной, что обусловлено следующими причинами:
1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.
2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.
3. Физический уход из группы лидеров.
4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.
Ухтомский выделяет следующие стадии развития группы.
I стадия — номинальной организации.
Группа представляет собой некий конгломерат, объединяет участников только общая цель, есть высокая мотивация к работе в группе. Мотивом работы в группе является её полезность для каждого участника, и это является главным для данной стадии двигателем группы. На этой стадии важно создать и развить условия для достижения общих целей.
II стадия — дифференциация структуры и установление контактов.
На этой стадии начинается непосредственно содержательная работа в группе. При этом каждый член группы может увидеть как положительные, так и отрицательные черты других. А так же возможна демонстрация своих отрицательных сторон, что приводим к собственной уязвимости. Данные процессы ведут к дифференциации ролей в группе. Появляются говорливые и молчаливые, инициативные и пассивные, открытые и замкнутые, проявляются статусные различия. То есть, идет формирование групповой структуры. Складывается определенная иерархия. Появление иерархических отношений указывают на то, что структура группы сложилась. Это скелет группового организма, а мускулы — это те личные влияния участников, которые они осуществляют друг на друга. Важно, чтобы иерархия не застывала, была гибкой. Если иерархия законсервируется, то эффект тренинга будет минимальный. Сделать гибкой иерархию очень трудно, некоторые участники будут стремиться к постоянному доминированию, подчинению себе всей группы. Тренеру нужно быть чутким, чтобы управлять процессами лидерства с первых занятий.
III стадия — стадия высшей сплоченности.
На данной стадии группа наиболее работоспособна, идет основная, содержательная работа в тренинге, сочетается в отношениях между участниками теплота и оценочная способность, доверительность и внутренняя требовательность друг к другу.
С. Кратохвил выделяет три фазы развития группы.
1 фаза — фаза ориентации и зависимости
Участники ориентируются в ситуации, сильная зависимость от ведущего группы.
2 фаза — фаза конфликтов и протеста.
Появляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции — тревога, напряженность, враждебность. Встречается открытая конфронтация с ведущим группы, иногда объект агрессии один из участников группы.
3 фаза — фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности.
Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы».
Появляется искренность в выражении чувств, группа способна обеспечить развитие личности.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характе­ризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой группы. К процессам груп­повой динамики относятся: руководство и лидерство; при­нятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработ­ка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; кон­фликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимо­действием двух предполагающих и одновременно отрицаю­щих друг друга тенденций групповой активности — интег­рации и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодей­ствий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.

Важнейшее место в групповой динамике занимает груп­повое принятие решения — выбор, осуществляемый груп­пой, из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей задачи. Процедура груп­пового принятия решения предполагает обязательное со­гласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, пред­шествующая групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимо­действия.

 

51. Роль ведущего в тренинге, основные требования к ведущему

Обязательными являются

  • определение назначения и тематики тренинга
  • разработка программы тренинга
  • подбор и формирование группы участников
  • выработка вместе с участниками правил и норм поведения в группе
  • создание и поддержание в группе атмосферы доверия, творчества и экспериментирования, поддержки и взаимопомощи
  • организация и проведение тренинговых процедур и упражнений
  • организация и проведение рефлексии полученного опыта
  • оперативный анализ эффективности использованных методов, процессов групповой и индивидуальной динамики с целью корректировки программы тренинга, определения ее частных подзадач
  • оказание участникам оперативной психологической помощи (консультативной, терапевтической и т.п.).

Если тренер работает по готовой программе, то это не означает, что он не меняет его направленности или назначения. Каждая тренинговоя группа обладает уникальным составом и оспытом участников. Отсюда возникает задача доопределения его целей и задач, исходной корректировки содержания. Ниже будет сказано об общих принципах отбора в тренинговую группу, но для каждого тренинга они могут быть и специфическими, поэтому ведущий обязательно знакомится с участниками до начала работы. На этапе подбора могут использоваться известные в психологии диагностические методы и процедуры или просто осуществляться зондирование исходных установок потенциальных участников, их ротация, разбивка потока на группы и т.п.

Ведущий или тренер может по своему усмотрению и, исходя из ситуации, принимать или не принимать участие в процедурах и упражнениях, предлагаемых им участникам. В этом заключается один из аспектов исключительности позиции тренера. Но, даже оставаясь наблюдателем, ведущих продолжает активно работать. Он отслеживает динамику мотивационных, эмоциональных и функциональных состояний членов тренинговой группы, контролирует их отношения между собой, оценивает степень продвижения группы в целом в направлении, заданном процедурой, этапом работы или тематикой ее в целом. Эта аналитическая направленность сохраняется и по завершении определенного этапа работы, поскольку нельзя предусмотреть заранее все тонкости и моменты, возникающие по ходу группового взаимодействия. Поэтому любая программа тренинга не является догмой, она дорабатывается и ``подгоняется'' под параметры группы и характеристики отдельных участников. Здесь можно говорить о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия предполагает, что тренер все время -- приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы -- задает себе три вопроса: 1. Какой цели я хочу достичь? 2. Почему я хочу достичь этой цели? 3. Какими средствами я собираюсь ее достичь, оптимальны ли они? Объектами диагностики и анализа здесь выступают содержательный план работы, уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками, состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу. Выбор тренером того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга, особенностями группы, особенностями складывающейся по ходу реализации тренинга ситуации, возможностями тренера.

Выше уже указывалось на важность и обязательность моментов рефлексии. Именно она является инструментом самоанализа членов тренинговой группы, средством объективации полученного опыта, который может быть использован не только самим индивидом, но и другими членами. От ведущего требуется особое умение обнаружение и ``вытаскивания'' этого опыта. Поэтому вопросы, которые ведущий задаст участникам на этапе рефлексии, не только заранее продумываются, но и специфицируются под участников (их социально-культурный и образовательный уровень, их готовность к открытому диалогу, их личностные и профессиональные особенности).

К числу правил, которые могут быть приняты при работе той или иной тренинговой группы относятся: правило работы в круге, т.е. обсуждения происходящего в группе только с участниками и тренером, но не за ее пределами; правило ``стоп'', оставляющее за каждым из участников окончательное решение и возможность по своему желанию выйти из процедуры или ее обсуждения, дозирование предоставляемой другим членам группы информации; правило активности предполагает быстрое и заинтересованное включение членов группы в работу, даже если она направлена не на всех, а на кого-либо из участников, правило ``здесь и теперь'', оно делает предметом обсуждения участником только события, происшедшие с участниками в процессе выполнения тренинговых процедур, а не когда-либо ранее и др. В зависимости от состава группы, возраста и жизненного опыта участников могут вводиться новые дополнительные правила (не ругаться, обращаться друг к другу по именам, слушать, не перебивая, не критиковать и т.п.), которые помогли бы сделать работу группы более продуктивной, позволили бы избежать ненужных проволочек и столкновений.

По ходу реализации программы тренинга ведущий:

1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий.

2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

3. Проводит анализ, обобщение и осуществляет компментирование происходящее в группе. Комментарии могут носить характер: а) наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений; б) перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата; в) гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти почему.

4. Посредничает в организации и управлении групповыми процессами. Когда группа испытывает затруднения, ведущий может вмешаться, используя методы психологического воздействия.

5. Ведущий задает и выступает как образец поведения для участников. Искренность в выражении чувств, участие в процедурах вместе с группой.

Поэтому позицию тренера можно обозначить двумя терминами активно-исследовательская и максимально ответственная. Если об активности тренера уже говорилось выше, то о его ответственности стоит сказать отдельно. Ведущий отвечает обеспечение психологической безопасности участников. Он гарантирует своевременную и бесплатную психологическую помощь членам группы, если их проблемы и состояния обострились под влиянием процессов, происходящих в группе, процедур, предусмотренных ходом тренинговой работы. Поэтому чаще всего тренеры работают в паре либо как равноправные партнеры, либо как ведущий и ассистент. Каждый из них держит под наблюдением свою часть круга или группы, при необходимости покидает групп и приступает к индивидуальной работе с нуждающимися в психологической помощи. Если негативная динамика изменения состояний участников сохраняется за границами тренинга, например, обострение наступает в последующую неделю или две, то и тогда члены группы в праве обратиться к тренеру за помощью и поддержкой. (Особенно это важно при проведении личностно ориентированных тренингов, которые могут существенно отразиться на личной жизни и карьере участников, привести к кардинальной перестройке их межличностных и деловых отношений, развитию неврозоподобных состояний).

К компетентности ведущих тренинговых групп предъявляются наиболее высокие требования. Это профессиональная психологическая подготовка, предполагающая умение осуществлять психологическую диагностику, умения организовывать работу в группе, управлять групповыми процессами, осуществлять консультативную и психотерапевтическую помощь, это методическая подготовка, включающая знание технологий проведений разного рода тренингов, умений разрабатывать и корректировать программу тренинга, просвещенность в отношении процессов и явлений, активизирующихся включением участников в работу группы, направленную на достижение той или иной конкретной цели. Поэтому человек, который работает в качестве тренера должен сам пройти через аналогичный тренинг в качестве участника (первая ступень подготовки), затем в качестве помощника тренера (вторая ступень). Далее самостоятельно работающего тренера при участии супервизора (третья ступень). Еще более высокая квалификация предполагает возможность работы в качестве тренера консультанта, выполняющего функции супервизора. Кроме этого для поддержания оптимального состояния тренерам рекомендуется хотя бы 1-2 раза за год становиться рядовым членом тренинговой группы.

Существуют требования и к личности тренера. Ведущий или тренер должен обладать значительной личностной зрелостью, высокой эмоциональной стабильностью и толерантностью, социальной сензетивностью и эмпатийной чувствительностью, наблюдательностью, мобилизованностью и ответственностью, гибкостью и непредвзятостью, коммуникабельностью в сочетании с определенной жесткостью и авторитаризмом.

Обозначим некоторые требования к личности ведущего.
1. Быть порядочным человеком.
2. Уметь в короткое время понять человека.
3. Обладать подвижными мыслительными процессами
4. (средняя подвижность — минимальная).
5. Руководствоваться здравым смыслом и жизненным опытом.
6. Демонстрировать корректность поведения.
7. Аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания.
8. Уметь проявлять терпение — умение выжидать пока «созреет» группа в целом лил какой-либо участник; даже на открыто заданный кем-либо из участников группы вопрос лучше отвечать не сразу, а когда время для этого будет наиболее подходящее.
9. Уметь проявлять уверенность в себе независимо от своих чувств.
10. Уметь понимать в ходе группового процесса, что дать в процессе общения каждому.
11. Хорошая профессиональная подготовка.
Подготовка ведущего представляет собой последовательное прохождение определенных этапов. По мере прохождения этих этапов он приобретает опыт и знания, необходимые ведущему тренинговой группы.
Стадии подготовки ведущего тренинговой группы.
1. Приобретение теоретических знаний по основам групповой психологической работы.
2. Получение реального опыта участника группы.
3. Практика наблюдателя (супервизора).
4. Практика ассистента квалифицированного ведущего
5. Практика самостоятельного проведения групповой работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.019 с.)