Военная психология основные проблемы и перспективы развития отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военная психология основные проблемы и перспективы развития отрасли



Этап становления (начало 1960-х — начало 1990-х гг.). Этот этап характеризуется:

· — началом систематических военно-психологических исследований важнейших сторон жизнедеятельности войск (кандидатские и докторские диссертации, КНИР и др.) и публикаций в открытой массовой печати;

· — переводом ряда военно-психологических трудов зарубежных специалистов под редакцией А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко;

· — распространением военно-психологических знаний среди командиров, политработников, военных педагогов (в 1964 г. выходит книга Г.Д.Лукова и К.К.Платонова «Психология», в которой изложены представления о специфике и задачах новой военной психологии);

· — выходом рекомендаций по психологической подготовке военнослужащих частей Сухопутных войск;

· — формированием военно-психологического сообщества (появление первых ученых-психологов в армии);

· — становлением военно-психологической практики (системы психологической подготовки, психологической помощи, реабилитации участников боевых действий и др.);

· — вызреванием и первыми попытками реализации идеи о создании единой психологической службы для ВС РФ (Д. В. Гандер, М.Т. Юсов и др.).

Военная психология активно ищет точки своего практического приложения и находит их во всех сторонах жизни и деятельности войск: в обучении, воспитании, боевой подготовке военнослужащих, в руководстве воинскими подразделениями и т.д. (Н.П. Балыков, В. И. Варваров, А.Д.Глоточкин, А. И. Китов, Б.Ц.Бадмаев, Г.А.Давыдов, С.И.Съедин и др.).

Вместе с тем за рамками ее интересов по существу остается 10-летняя война в Афганистане.

Этап амбивалентности (с начала 1990-х гг.). Он характеризуется тем, что на явном (социальном) уровне о необходимости развития и важности военной психологии говорят, как никогда ранее, часто и весомо, начинается подготовка психологов для войск, в штаты воинских частей вводятся должности психологов, объявляется создание психологической службы, начинается разработка нормативно-правовой базы психологической работы в ВС РФ.

1. Опишите периоды и этапы развития военной психологии.

2. Что такое военно-психологическое искусство?

3. Каковы особенности военно-психологического искусства Древней Греции и Рима?

4. Что характерно для военно-психологического искусства Древнего Востока?

5. Что отличает военно-психологическое искусство полководцев России?

 

Военно-психологическая наука, как бы вернувшись к своим истокам, существенно расширила поле своих интересов, активно исследует самые разнообразные проявления психики военнослужащего в различных видах воинской деятельности, вырабатывает обоснованные рекомендации по повышению боеготовности и боеспособности войск.

Завершаются крупные исследования проблем боевой и психологической подготовки летчиков, десантников, танкистов, воинов внутренних войск (В. А. Пономаренко, С. И. Съедин, П. А. Корчемный, Н.Д.Лысаков, В.В.Сысоев, А.Л.Акулич, А.М.Комиссаров, И.В.Богданов, С.Л.Кандыбович, Е.К.Костров, С. В.Захарик, А. Д. Индюченко, В. Ф. Дубяга, А. В. Суворов, А. Ю. Федотов), воинской дисциплины и отклоняющегося поведения (Э. П.Утлик, В.А. Боенко, С. Н. Буранов, С. Б.Дохолян, С.Л.Евенко, А. Г. Караяни), психологического обеспечения боевых действий Сухопутных войск в локальных военных конфликтах (А. Г. Караяни), дальних морских походов (В.Н.Селезнев), подготовки специалистов ВВС (Д. В. Гандер), психологической адаптации военнослужащих к различным обстоятельствам военной службы и повседневной жизнедеятельности (А.В.Булгаков, А.М.Жуков, Ж.Г.Сенокосов, В. Ф. Ульянов, А. Н. Терасов). Формируется новая для военной психологии область научных исследований и практики — военная конфликтология (А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов). Исследуются психология взаимоотношений между военнослужащими, психологическая совместимость и сплоченность воинских коллективов, морально-психологическое состояние личного состава (М. С. Полянский, А. И. Шипилов, С. Н. Буранов, А. И. Гончаров, В.П.Каши-рин, В.Г.Крысько, В.А.Макаров, С.В.Круткин, С.В.Лазарев, В.В.Федотов, Э.П.Утлик и др.). Силами В.Е.Попова, Р.А.Абду-рахманова, В.М.Крука, М.С.Полянского, А.Н.Харитонова институализируется военная психотерапия. Военные психологи включают в поле своего научного внимания и практической деятельности психологическую помощь раненым и инвалидам (А. Г. Караяни, Ю. М. Волобуева, Е. В. Митасова). Уникальным направлением в отечественной психологии становится военная профессиология (Ю. А. Елбаев, В.Н.Батищев, Д.Г.Давыдов, В.А.Жильцов, И.Г.Ожерельева, Т.А.Старостенкова).

С введением в ВС РФ должностей военных психологов начинается всестороннее исследование процесса их профессионального становления (И. В. Сыромятников, И.Ф. Баширов, Г. В.Малеба-шева). Продолжают активно исследоваться психологические аспекты военного управления, повышения эффективности деятельности военных специалистов (А. В. Мощенко, Г. В. Гнездилов, В.В.Дударев, А.А.Камышанов, Р.В.Кишиков, Л.Н.Кузнецов, А.В.Сечко, И.Б.Субботин), психологического сопровождения учебного процесса (Б.П.Бархаев, А.А.Жиляев, Н.И.Королюк, М.С.Полянский, Ю.Г.Сулимов) и другие.

По существу своеобразным теоретическим переворотом в военно-психологической науке стал коллективный труд кафедры психологии Военного университета «Военная психология: методология, теория, практика», вышедший в 1998 г. В нем сформулировано новое видение принципов, проблематики, методов и, по существу, обозначены контуры современной военной психологии.

Однако остается немало нерешенных проблем, снижающих эффективность психологической работы в войсках. Так, количество готовящихся в военных вузах психологов почти в 10 раз меньше потребности в них войск. В результате на должности психологов нередко назначаются люди без специального образования, в лучшем случае прошедшие 240-часовой курс военной психологии.

В течение десяти лет основной документ («Руководство по психологической работе»), определяющий работу военных психологов, не мог получить легитимного статуса. Отсутствует четкая политика в научно-методическом насыщении системы психологической работы в ВС РФ. Нет государственного заказа на научные военно-психологические исследования. В выходящих под официальными грифами учебниках по военной психологии отсутствует единая система, просматривается отказ от некоторых научно-теоретических и практических завоеваний военной психологии. По существу, не ведется плановая деятельность по обеспечению военных психологов современными учебниками, учебными пособиями, хорошо проверенным набором диагностических средств. Предпринимаются попытки свести психологическую работу к аппаратурной диагностике и коррекции, основанной на научно не проверенных принципах.

По существу, на текущем этапе развитие военной психологии определяется интересами ученых-энтузиастов. Ее объектно-предметное поле официально четко не обозначено, а направления исследований не регулируются организационными и финансовыми средствами.

Военная психология как отрасль психологической науки изучает закономерности психической деятельности людей и коллективов в разнообразных условиях военной деятельности (службы, боевой и гуманитарной подготовки) и боя. Будучи довольно тесно взаимосвязанной со многими другими отраслями психологической науки, она плодотворно использует в целях повышения эффективности деятельности воинских коллективов данные общей, педагогической, инженерной и социальной психологии.

Главной целью исследований военной психологии на протяжении всего времени своего развития была и остается разработка практических рекомендаций и обобщений, которые помогают офицеру в обучении, воспитании и руководстве подчиненными Военная психология и педагогика: Учеб. пос. /Под ред. П.А.Корчемного и др. - М.: Изд-во "Совершенство", 2010. - С. 18..

Началом развития военно-психологической науки, как и любой другой науки, является момент, когда метафизическое, описание, а тем более мифическое объяснение явлений уступает место естественно-историческому их объяснению, исследованию природных и социальных причин происхождения и развития.

Военная психология в своем становлении прошла этап эмпирического становления (конец XIX - начало XIX века) и научного развития (середина XIX - начало XX веков). Основаниями такой периодизации является изменение:

- проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации, которая получила интегрированное выражение в социальном заказе, повышенном внимании государства к военно-психологическим исследованиям;

- роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;

- характера развития (экстенсивный и интенсивный) в зависимости от методологического материала;

- основ научного поиска, с помощью которых формируются методологические установки ученого Крысько В. Г. Военная психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 31..

Военная психология во второй половине XIX - начале XX века выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки, которая имеет свою систему и структуру психологического знания, свой предмет, методы и задачи. Направления в исследовании военной психологии продолжают группироваться около включения в предмет психологии следующих психических явлений: психология личности воина; психология группы, больших масс людей; психология боя и войны Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 126..

С самого начала истории фигура человека при оружии была важнейшей проблемой и предметом военной психологии. Психологам удалось создать классификации групп протекания психологических явлений в массах военнослужащих, раскрыть механизм и способы управления различными категориями военнослужащих в различных условиях.

Наибольшее влияние на военную психологию осуществила программа построения данной науки, разработанная И.М.Сеченов. Результатом работы И.М. Сеченова стало новое представление о психике и задачах психологической науки. Важнейшей чертой развития военной психологии была живая и тесная связь с естественно-научным направлением психологической мысли в России Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. - М.: Наука, 2010. - С. 58..

После 1918 года военная психология развивалась неравномерно и противоречиво. На пути развертывания военно-психологических исследований были как периоды подъема, так и падения, а также моменты, когда потребность военной психологии ставилась под сомнение. В это время проводились военно-психологические исследования по таким основным направлениям как:

- психология боя;

- психология обучения и воспитания воинов;

- психология воинской дисциплины;

- психология военного управления;

- психология малых групп и коллективов;

- морально-политическая и психологическая подготовка личного состава;

- психологическая служба в полку;

- военная психодиагностика и психологический отбор;

- психология взаимоотношений и сотрудничества военнослужащих;

- инженерно-психологический анализ систем «человек-машина»;

- этнопсихология;

- психология боеспособности Военная психология. Методология, теория, практика: учеб. пособие / под ред. П. А. Корчемного. - М.: Наука, 2008. - С. 72..

В годы войны 1941-1945 гг. важнейшими направлениям психологических исследований были: помощь командирам успешно побуждать подчиненных к смелым и отважным боевым действиям, преодоление неуверенности, страха, укрепление воинской дисциплины, боевого духа, воспитание мужества, формирование презрения к смерти. С первых дней войны актуальными становятся вопросы маскировки, разведки, ночного зрения, выработки глазомерной оценки расстояний, ускоренного обучения военных специалистов, восстановления психических функций, утраченных после ранения. Эти и другие задачи решались в большинстве гражданскими психологами - М.П.Феофановым, С.Л. Рубинштейном, М.Д. Левитовым, М.А.Коноваловым, Г.А. Фортунатовым Кандыбович Л. А. Военная психология и педагогика. Психологический отбор военнослужащих в войсках ПВО/Л. А. Кандыбович, В. В. Максимов. - Мн.: МВВИУ, 2009. - С. 15..

После второй мировой войны развитие военной психологии шло в разных направлениях, основными из которых были: укрепление ее методологических и теоретических позиций; проблема боевой деятельности, проблема личности советского воина, проблема воинского коллектива; изучаются психологические аспекты боевой деятельности и подготовки личного состава к современной войне; обучение и воспитание, физические тренировки, профессиональный отбор и все, что способствовало совершенствованию практики боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности войск Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 83..

Значительным событием в развитии военной психологии в советское время как теоретико-методологической и прикладной науки стало создание на базе кафедры военной педагогикы и психологии Военно-политической академии им. В.И.Ленина кафедры военной и социальной психологии.

На современном этапе развития военной психологии актуальными сферами исследований становятся:

- психологическая адаптация военнослужащих к различным условиям обучения и службы (в мирное время, и в условиях боевой деятельности);

- психофизиология военной деятельности;

- психологическая реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством;

- психологическое сопровождение военнослужащих, выполняющих миссии в особых условиях;

- подготовка и психологическая готовность к военной деятельности и ее специфическим разновидностям;

- психодиагностика и психологические аспекты профессионального отбора в военно-профессиональной сфере и др. Крысько В. Г. Военная психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 148..

Проведенные исследования способствовали постановке на научную основу вопросам организации психологической подготовки, изучения индивидов дуально-психологических особенностей личного состав, налаживанию психодиагностики, профилактики психических расстройств, реабилитации военнослужащих и членов их семей, становлению социально-психологических исследований в интересах воспитательной работы и повышению морально-психологического состояния личного состава.

Встал вопрос психологии личности и деятельности военного руководителя, управления, обучения, профилактики конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву, на контрактной основе, а также психологической реабилитации участников боевых действий, миротворческих операций.

Сегодня у военных психологов нет запретов на использование методологических них основ различных отечественных и зарубежных школ и направлений, обеспечивающих равную ценность психоаналитического, бихевиористичекого, когнитивного, гуманистического, деятельностного и других ведущих направлений. Проявляется тесная связь с такими науками, как социология, политология, этнология, этнопсихология, культурология, физика, география, медицина. Во-вторых, активной работой нескольких поколений военных психологов создана научная система, предметное поле которой охватывает личность рядового воина и командира во всем многообразии ее проявлений, психологию боевого коллектива в условиях боевой и учебно-боевой деятельности, военную профессию и такие предельно сложные явления, как бой и война. Четко определено функциональное поле военной психологии, связанное с усовершенствованием боевой подготовки, повышением боевой готовности, укреплением воинской дисциплины, предоставлением психологической помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.023 с.)