Общий алгоритм консультирования учащегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий алгоритм консультирования учащегося



Приведем общий алгоритм консультирования учащегося (Овчарова, 1996):

· Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

· Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

· Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

· Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

· Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

· Обработка данных, казуальный анализ результатов.

· Психологический диагноз ребенка.

· Психолого-педагогическое назначение.

· Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз:

Уровень актуального развития:

· возрастно-психологическая характеристика;

· социальная ситуация развития;

· уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

· новообразования возраста, их развитие;

· трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

· раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

· показ условий для оптимального развития.

Р. В. Овчарова (1996) предлагает использовать в ходе консультирования возрастную карту развития, модифицированный нами вариант которой приводится в табл. 3.

На индивидуальное консультирование подростка и старшего школьника отводится до 1,5 часа. После консультации диагностические данные обрабатываются, а психологический диагноз и назначения могут быть даны на повторной консультации.
Рассматривая различные направления деятельности психолога в работе с учащимися, не стоит забывать и о коррекционной работе. Коррекционная работа может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Особенности коррекционной работы в различных учебных заведениях рассмотрены во второй главе.

Таблица 3
Возрастная карта

Возрастной период Ведущая деятельность Психические новообразования
Средний школьный возраст (11-15 лет) Интимно-личностное общение в процессе общественно- полезной деятельности и обучения Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общеши, потребность в самоутверждении. В деятельности, имеющей личностный смысл.
Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентированная) Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самопознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

Известно, что плохая успеваемость, нарушения поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-кониепции подростка, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед подростка. Коррекция самооценки -это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями. Немалую роль в формировании заниженной самооценки играют педагоги, наклеивая ярлыки "слабого", "неспособного" и т. п. Педагогу-психологу в своей практике часто приходится сталкиваться с подобными нарушениями у учащихся, поэтому будет небесполезным привести пример практических методик, способствующих повышению самооценки, разработанных Робертом Бернсом и модифицированных автором книги. Упражнения достаточно просты и универсальны, поэтому могут использоваться не только психологами, но и педагогами при условии, если вы проведете с ними подготовительную работу, которая может быть оформлена в виде тренинга.

Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся (Бернс, 1986).

Таким образом, мы перечислили возможные направления работы с учащимися. Стоит также отметить, что психолог может опираться в этом и на других членов коллектива: преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.005 с.)