Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Единицы грамматического строяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровни языковой структуры.
Соотношение грамматики и других лингвистических дисциплин определяется тем, какие единицы языка и в каком их аспекте являются объектом данных наук. Язык представляет собой структуру, состоящую из уровней, причем единицы низших уровней являются строительным материалом для единиц высших уровней. Во французской лингвистике наиболее известны теории языковых уровней Мартине [34, с. 376–379] и Бенвениста [8, гл. X]. Мартине в определении уровней идет от более крупных единиц к более мелким. Он выдвигает теорию двойного членения языка (la double articulation du langage). Исходной является единица сообщения – высказывание (l'énoncé). При первом членении высказывание делится на монемы (наименьшие значимые единицы), они двуплановые, так как в них представлены и форма и содержание. Монемы могут иметь лексическое или грамматическое значение. Во фразе Les enfants passeront à midi выделяется семь монем: enfant-, passe, midi, à, r (буд. время), 1- (определенность) и «прерывистая монема» -es... -s... -ont, выражающая множественное число. При втором членении монемы делятся на фонемы – одноплановые единицы, не обладающие содержанием. Например, enfant состоит из фонем [à-f-â]. Бенвенист описывает уровневую структуру языка в обратном направлении: от единиц низшего уровня к высшим. Он различает четыре уровня: меризмати-ческий (меризмы – различительные признаки фонем), фонемный, знаковый (здесь различаются самостоятельные и несамостоятельные слова) и категорематический (уровень предложения, которое, по его мнению, является единицей не языка, но речи). Оба описания уровней языка имеют недостатки. Мартине фактически отказывается от слова как от основной единицы лексико-грамматической структуры языка; в системе Бенвениста не находится места для морфем (словообразовательные и словоизменительные части слова). Ничего не говорится в обеих системах и о возможности промежуточных явлений (например, о словосочетаниях). В целом языковые уровни можно представить следующим образом: Основные и промежуточные единицы:
Текст (дискурс)
Сверхфразовое единство
Предложение Словосочетание Член предложения
Слово
Служебное слово
Морфема Фонема
В этом перечне отсутствует еще одна единица, занимающая специфическое положение в языковой структуре: интонема – единица интонации, обладающая определенным содержанием обобщенного характера. Соотношение между языковыми единицами, уровнями структуры языка и изучающими их дисциплинами можно представить следующей схемой:
Единицы языковой структуры. Фонема.
Первичной единицей языковой структуры является фонема, которая не имеет собственного содержания, но обладает смыслоразличительной функцией. Например, в словах f ille – q uille, f i lle – f eu ille, fi ll e – fi l выделенные фонемы не выражают сами по себе никакого значения, но различают пары слов. Фонемы не являются непосредственным объектом изучения грамматики.
Морфема.
Фонемы объединяются в морфемы – элементарные значимые единицы языка, которые являются наименьшими единицами, изучаемыми в грамматике. В предложении La fill-ette march-ait lente-ment выделяется семь морфем. По содержанию различаются три типа морфем: лексические (корневые морфемы (fill, march-, lent-), выражающие основное значение слова; словообразовательные (деривационные) морфемы (-ette, -ment), служащие для образования новых слов, словоизменительные (-ait), грамматические (граммемы), которые присоединяются к лексическим морфемам при их включении в предложение, но не изменяют при этом их значения. Грамматическая морфема представляет собой знаковую единицу и характеризуется единством значения и формы. Значением морфемы является общее понятие о выражаемом отношении или свойстве объекта, что же касается формы, то морфема выступает как совокупность вариантов-алломорфов, которые используются в дополнительной дистрибуции: в той позиции, где используется определенный вариант морфемы, не употребляется другой. Например, морфема 3-го л. ед. числа passé simple имеет алломорфы: -a (il parla), -it (il descendit), -ut (il voulut).
Слово.
Морфемы объединяются в слова, которые могут включать ряд словообразовательных и грамматических морфем. Алломорфы корневых морфем также могут участвовать в выражении грамматических значений (корневые чередования), например; [р ti/p tit]; je [men]/ nous [m по]. Значение слова имеет два аспекта: общее представление (понятие) о называемом объекте действительности и категориальная принадлежность этого понятия. Первый аспект формирует общую семантику слова, второй – его принадлежность к определенной части речи. Слова lent, lentement, lenteur, ralentir выражают общее значение («медленность»), но в первом оно представлено как признак субстанции, во втором – как признак действия, в третьем – как субстанция, в последнем – как действие, в связи с чем образуются слова разных частей речи. Принадлежность к определенной части речи является составной частью значения слова: она имеет первостепенное значение для грамматики, так как предопределяет возможность его изменения и сочетания. Слово в определенной грамматической форме образует словоформу. Слово, следовательно, выступает как совокупность словоформ. Так, глагол ralentir является совокупностью форм ralentir, ralenti, ralentissant, (je) ralentis, (il) a ralenti, tu ralentissais, etc. Система форм образует парадигму, внутри которой обычно выделяется исходная форма (ед. число для существительного, инфинитив для глагола, м. род ед. число для прилагательного). С грамматической точки зрения имеет большое значение деление слов на две группы: самостоятельные (полнозначные) и служебные (несамостоятельные). Служебные слова занимают промежуточное положение между знаменательными словами и морфемами. Об их функциях и разрядах будет сказано в § 48, 59.
Член предложения.
Включаясь в предложение, слово вступает в отношения с другими словами и предстает как особая единица речи – член предложения. В форме члена предложения: а) слово получает возможность выполнять определенную синтаксическую функцию (например, существительное несет функцию подлежащего, дополнения, сказуемого, обстоятельства); б) выражаются некоторые грамматические значения, которые не находят морфологического проявления в изменении слова (детерминация существительного, каузативность, некоторые видовые значения глагола и др.). Член предложения имеет определенные признаки – форму, которую называют синтаксической формой слова. Синтаксическая форма слова (член предложения) шире его морфологической формы (словоформы), так как она включает в себя и служебные слова. В предложении Les enfants/vont/à l'école 6 слов и 3 члена предложения. Морфологические формы существительных: enfants, école, их синтаксические формы: les enfants, à l'école.
Словосочетание.
Словосочетание состоит из слов и занимает промежуточный уровень между словом и предложением, являясь, как и слово, предметом изучения лексикологии и грамматики. В лексическом плане словосочетание представляет собой важнейшее средство расширения номинативных средств языка (оно позволяет обозначить то, для чего нет в языке особого слова). Основной закономерностью лексической организации словосочетания является семантическое согласование его компонентов, отсутствие несовместимых сем. Так, глагол, обозначающий действия человека (penser, parler), может быть связан только с существительным со значением лица (homme, enfant), в противном случае словосочетание либо невозможно (*la maison pense), либо возможно при условии переосмысления одного из компонентов (l'honneur parle). В словосочетании уточняется значение слова, ср.: le pied droit, lepied d'une montagne, un pied de fraisier. В грамматическом аспекте изучаются структурные особенности построения словосочетания: формы связи между компонентами (например, согласование), порядок компонентов, взаимосвязь между ними (сочинение и подчинение; главный и зависимый член). Словосочетание, рассматриваемое со стороны формальной организации, называется синтагмой или синтаксической группой. Слово, морфема, словосочетание представляют собой докоммуникативные единицы: они являются строительным материалом для предложений, но сами, как правило, предложения не составляют.
Предложение.
Предложение состоит из слов и словосочетаний (синтаксических групп) и является важнейшей коммуникативной единицей языка – единицей общения. Предложение многоаспектно, в нем различают прежде всего три уровня: синтаксический, логико-коммуникативный, семантический. Анализ на синтаксическом уровне показывает формально-грамматическую организацию предложения (его структурную схему). Здесь выделяются члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие, которые характеризуются определенными грамматическими признаками. Логико-коммуникативный аспект, иначе называемый актуальным членением предложения, отражает предложение как носитель информации. Здесь выделяются тема (известная часть сообщения) и рема (то новое, что сообщается в предложении). В семантическом аспекте предложение рассматривается как обозначение отрезка действительности. Здесь выделяются такие значения, как действователь – действие; носитель признака – признак; объект, орудие, место действия и т.п. Кроме того, в предложении можно выделить два аспекта: оценочно-эмоциональный (часто выражается междометиями, наречиями типа heureusement) и коммуникативно-дискурсивный, отражающий внешнюю организацию и логическое развитие речевого акта (обращения, формулы вступления в речь, наречия типа ensuite, puis). Предложение, рассматриваемое во взаимосвязи всех уровней его организации, лексического наполнения и интонации, в его отношении к описываемой им действительности, составляет единицу речи – высказывание. Сочетание предложений, объединяемое смысловой общностью и наличием определенных грамматических и лексических средств связи, образует сверхфразовое единство.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.012 с.) |