ТОП 10:

УКАЗАНИЕМ НА УПОВАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО



АЛЛАХА:

«УПОВАЙТЕ ТОЛЬКО НА АЛЛАХА, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ

ВЕРУЮЩИМИ!», А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО:

«ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТ АТОЧНО ЕГО».

(УПОВАНИЕ)Уповать на что-либо значит полагаться на это.

Уповать на Аллаха Всевышнего значит, в достаточной степени

полагаться на Него в том, что касается привлечения к себе всего

полезного и отвращения всего того, что приносит вред, и это

свидетельствует о полноте веры и относится к числу признаков веры

по слову Аллаха Всевышнего: «Уповайте только на Аллаха, если вы

являетесь верующими»(Сура 5 «аль-Маида» («Трапеза»), аят 23). И

если раб будет искренне полагаться на Аллаха Всевышнего, то Он

избавит раба от того, что его заботит, ибо Всевышний сказал: «Тому,

кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Сура 65 «ат-Талак»

(«Развод»), аят 3). Это значит, что достаточно положиться на Аллаха,

и уповающий успокоится по слову Всевышнего: «Аллах доводит до

конца Свое дело»(Сура 65 «ат-Талак» («Развод»), аят 3), ибо для

Него нет ничего непосильного.

Знай, что существует несколько видов упования:

ПЕРВЫЙ: упование на Аллаха Всевышнего, являющееся

признаком полноты и искренности веры. Подобное упование яв-

ляется обязательным, и лишь благодаря нему вера может стать

полной, на что уже было указано выше.

ВТОРОЙ: тайное упование, когда человек полагается на по-

койного, считая, что тот может принести пользу или вред. Это

является не чем иным как большим многобожием, ибо допускают

подобное лишь те, кто верит в то, что этот покойный может тайно

управлять происходящим независимо от того, кем он был при жизни:

пророком, другом Аллаха или же врагом Его.

ТРЕТИИ: упование на другого человека в том, что ему подвластно,

когда уповающий высоко оценивает того, на кого он уповает, и низко

оценивает себя самого, что может касаться как добывания средств к

существованию, так и других подобных этому вопросов. Это является

проявлением малого многобожия, ибо сердце такого человека

чувствует сильную привязанность к кому-то другому и полагается на

него. Вместе с тем, если человек полагается на кого-то как на

причину, считая, что обретение чего- либо через него

предопределено Аллахом, то в этом нет ничего дурного при том

условии, что этот человек действительно может как-то

способствовать достижению желаемого.

ЧЕТВЕРТЫЙ: упование на другого в том, что ему подвластно,

выражающееся в поручении ему того, что ему можно поручить. В

уповании такого рода нет ничего дурного, что подтверждается

Кораном, сунной и единодушным мнением имамов. Так, например, в

Коране сообщается, что Иа'куб сказал своим сыновьям:

«О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его

брата и не теряйте надежды на милость Аллаха...» (Сура 12

«Йусуф»(«Иосиф»), аят 87). Известно, например, что Пророк, ,

поручал определенным людям собирать и хранить закят и применять

установления шариата по отношению к другим, а в день

прощального паломничества он, , поручил Али бин Абу Талибу

раздать бедным шкуры и мясо своего жертвенного скота, а также

принести за него в жертву то, что осталось от сотни голов после того,

как сам он, да благословит его Аллах и приветствует, заколол

шестьдесят три животных. И подобное в целом является

допустимым, по общему мнению имамов.

УКАЗАНИЕМ НА ЖЕЛАНИЕ, БОЯЗНЬ И ПОКОРНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ

СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО:

«ВОИСТИНУ, ОНИ СПЕШИЛИ ТВОРИТЬ ДОБРО, ВЗЫВАЛИ К НАМ С

ЧАЯНИЕМ И СТРАХОМ И БЫЛИ СМИРЕННЫ ПЕРЕД НАМИ!»(Сура 2 1

«Пророки», аят 90).

(ЖЕЛАНИЕ)То есть стремление к достижению желаемого.

(БОЯЗНЬ)Под боязнью понимается страх, приводящий к

удалению от того, что является его источником, иначе говоря, страх в

сочетании с действием.

(ПОКОРНОСТЬ)Имеется в виду покориться и смириться перед Его

предопределением (судьбой), в том, что имеет отношение к бытию и

установленным Им законам Шариата.

(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО)В этом аяте Аллах Всевышний описал

искренних из числа рабов своих, указав на то, что они обращаются с

мольбами к Аллаху Всевышнему по своему собственному желанию и

из боязни перед Ким, будучи покорными Ему. Под обращениями с

мольбой здесь понимаются мольбы как часть поклонения и мольбы с

выражением тех или иных просьб. Такие люди взывают к Аллаху,

желая прийти к тому, что есть у Аллаха, и стремясь к награде Его, но в

то же время они боятся Его наказания и последствий своих грехов.

Таким образом, верующий должен стремиться к Аллаху Всевышнему,

пребывая между страхом и надеждой, и при этом надежда должна

преобладать в том, что касается повиновения Аллаху, чтобы

активизировать исполнение человеком его религиозных

обязанностей и дать ему основания ожидать, что дела его будут

приняты. Страх же должен преобладать в том случае, когда у

человека возникает желание совершить какой-нибудь грех, чтобы

побуждать его к отказу от совершения этого греха, что позволит ему

избежать наказания за него.

Один из обладавших знанием сказал: «Надежда должна пре-

обладать в случае болезни, а страх - когда человек является здо-

ровым, ибо больной человек слабее, и может быть так, что срок его

уже близок, и он умрет, но если подобное случится, то он должен

умереть, хорошо думая об Аллахе. Если же человек здоров, то он

остается деятельным и имеет основания надеяться на то, что

проживет еще долго, а это может привести его к заносчивости и

высокомерию, и поэтому в подобном положении должен

преобладать страх, что позволит человеку уберечься от подобных

вещей».

Говорят также, что надежды должно быть столько же, сколько и

страха, чтобы надежда не внушала человеку мыслей о том, что он

может перехитрить Аллаха, а страх не заставлял бы его

отчаиваться в милосердии Аллаха, ибо и то и другое отвратительно и

губительно для тех, кому это присуще.

УКАЗАНИЕМ НА ОПАСЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО

АЛЛАХА:

«НЕ БОЙТЕСЬ НХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ

ВЕРУЮЩИМИ!»(Сура 3 «Семейство Имрана», аят 175).

(НЕ БОЙТЕСЬ ИХ)Под этим подразумевается такой страх, в основе

которого лежит знание о величии и полноте власти того, кого

опасается человек, ибо Всевышний Аллах сказал:

􀀃

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием...»

(Сура 35 «Фатыр» («Творец»), аят 28), то есть знающие о величии и

всевластии Аллаха. Таким образом, это чувство отличается

определенными особенностями по сравнению со страхом, а

пояснить разницу между ними можно с помощью следующего

примера: если ты боишься кого-либо, не зная о том, может он

сделать тебе что-нибудь или нет, то это будет страхом, а если ты

боишься, зная о том, что человек способен сделать тебе что-то, то это

будет опасением.

Если же говорить о видах опасения, то они подобны видам страха,

о которых мы уже упоминали выше.

УКАЗАНИЕМ НА ОБРАЩЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО:

«ОБРАТИТЕСЬ К ВАШЕМУ ГОСПОДУ7 И ПОКОРИТЕСЬ ЕМУ ДО

ТОГО, КАК МУЧЕНИЯ ЯВЯТСЯ К ВАМ, ВЕДЬ ТОГДА ВАМ УЖЕ НЕ

БУДЕТ ОКАЗАНА ПОМОЩЬ»(Сура 39 «аль Зумар» («Толпы»), аят

54).

(ОБРАЩЕНИЕ)Обращением является возвращение к Аллаху

Всевышнему с помощью повиновения Ему и удаления от

непокорности Ему, что близко к покаянию, но подразумевает собой

нечто более тонкое, указывая собой на доверие по отношению к

Аллаху и поиски убежища у Него. Таким образом, в этом смысле

обращение может быть только обращением к Аллаху Всевышнему,

на что и указывают Его слова: «Обратитесь к вашему Господу и

покоритесь Ему...»(Сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 54).

Если же говорить о словах Всевышнего «и покоритесь Ему», то

здесь имеется в виду покорность (ислам), являющаяся необходимой

в силу требований религиозного закона, то есть подчинение

установлениям закона Аллаха. При этом следует помнить, что

покорность бывает двух видов:

ПЕРВЫЙ: покорность всего сущего, то есть подчинение решению

Аллаха, касающемуся всего сущего и распространяющемуся на всех

обитателей небес и земли, будь то верующий или неверный,

благочестивый или распутный, ибо никто не в силах превознестись

над этим, на что указывают слова Всевышнего:

«Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха,

В го время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле,







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)