Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг

Поиск

ДРУГУ ИСТИНУ И ЗАПОВЕДАЛИ ДРУГ ДРУГУ ТЕРПЕНИЕ!» (Сура 103

«аль-'Аср» («Предвечернее время»), аяты 1-3).

(УКАЗАНИЕМ) То есть указанием на четыре вышеупомянутых

ступени служат слова Всевышнего: «Клянусь предвечерним

временем...». В этой суре Аллах Всемогущий и Великийпоклялся

временем, то есть большим периодом его, охватывающим собой и

благо и зло. Аллах Всемогущий и Великий поклялся им в том, что

человек, то есть каждый из людей, останется в убытке за

исключением тех, кому присущи эти четыре качества, а именно:

вера, благие дела, готовность посоветовать друг другу держаться

истины и готовность советовать друг другу хранить терпение.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «В борьбе с

собственной душой следует преодолеть четыре ступени:

ПЕРВАЯ: человеку необходимо бороться с ней с целью по-

стижения правильного пути и религии истины, ибо только благодаря

ей душа может познать успех и счастье в обоих мирах.

ВТОРАЯ: ему следует бороться с ней с целью практического

применения того, о чем он узнал.

ТРЕТЬЯ: ему следует бороться с ней с целью призыва других к этой

религии и обучения тех, кто с ней незнаком.

ЧЕТВЕРТАЯ: ему следует бороться с ней с целью терпеливого

перенесения трудностей, связанных с призывом к Аллаху, и обид,

наносимых призывающему людьми. Все это человеку следует

претерпевать ради Аллаха, и если ему удастся преодолеть все

четыре ступени, то он станет одним из тех, кто искренне поклоняется

своему Господу.

В этой суре Всемогущий Аллах поклялся временем в том, что

каждый человек потерпит неудачу и окажется в убытке независимо

от того, насколько богатым он будет, сколько у него будет детей и

сколь великим почетом он будет пользоваться при жизни, и это

коснется всех, кроме тех, кто объединит в себе нижеперечисленные

четыре качества:

ПЕРВОЕ: веру, которая включает в себя правильные воззрения и

полезные знания, приближающие человека к Аллаху Всевышнему.

ВТОРОЕ: благие дела, к числу которых относится всякое слово и

дело, приближающее человека к Аллаху, чтобы он пришел к

искреннему поклонению Аллаху и во всем следовал Му- хаммаду, да

благословит его Аплах и приветствует.

ТРЕТЬЕ: готовность советовать людям держаться истины, то есть

советовать им творить благое, побуждать к этому и внушать желание

к совершению благого.

ЧЕТВЕРТОЕ: готовность советовать другим хранить терпение,

которое должно выражаться в том, что люди будут советовать друг

другу хранить терпение в том,что касается выполнения велений

Всевышнего, отказа от того, что запрещено Аллахом, и терпеливого

перенесения предопределенного Аллахом.

Советы держаться истины и хранить терпение включают в себя

веления совершать одобряемое и запреты на совершение

отвергаемого, благодаря чему община приобретает жизненную

стойкость, приходит к благу, одерживает победу и обретает свое

достоинство. Всевышний Аллах сказал:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся па благо

Человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая ог

предосудительного и веруя в Аллаха...» (Сура 3 «аль 'Имран»

(«Семейство Имрана»), аят 110).

ИМАМ АШ-ШАФИ'И, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ЕСЛИ

БЫ АЛЛАХ НИСПОСЛАЛ ТОЛЬКО ЭТУ СУРУ В КАЧЕСТВЕ ДОВОДА

ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО».

АЛЬ-БУХАРИ ЖЕ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ:

«ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛОВУ И

ДЕЛУ», НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО

НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОЙ

ГРЕХ...» (Сура 47 «Мухаммад», аят 19) (Аль-Бухари, «ас-Сахих», т. 1,

с. 24).

(ИМАМ АШ-ШАФИ'И) Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис бин

аль-Аббас бин Усман бин Шафи аль-Хашими аль- Кураши,

родившийся в 150 г. хиджры (767 г. по христианскому

летоисчислению) в Газзе и умерший в 204 г. хиджры (820 г. по

христианскому летоисчислению) в Египте. Он, да помилует его

Аллах, являлся одним из четырех наиболее авторитетных имамов.

(ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО) Под этим он подразумевал, что

одной лишь суры «Предвечернее время» было бы уже достаточно,

чтобы побудить людей крепко держаться религии Аллаха с

помощью веры, совершения благих дел, призыва людей к Аллаху и

проявления терпения во всех этих делах, но он не хотел сказать

этим, что одна только эта сура могла бы заменить собой для людей

все установления шариата.

Он сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве

довода для людей, этого было бы достаточно» потому, что если

мыслящий и разумный человек услышит слова этой суры или прочтет

ее, то он обязательно станет стремиться к тому, чтобы избежать

убытков, что ему удастся сделать только в том случае, если он будет

обладать этими четырьмя качествами, а именно: верой,

стремлением к совершению благих дел, готовностью советовать

другим держатьсяистины и готовностью советовать другим хранить

терпение, в то же время, будучи готовым и выслушивать подобные

советы от других.

(АЛЬ-БУХАРИ) Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим

бин алъ-Мугира аль-Бухари, родившийся в Бухаре в месяце шавваль

194 г. хиджры (810 г. по христианскому летоисчислению) и росший

после смерти отца под присмотром матери. Он, да полинует его

Аллах, умер в селении Хартанк, расположенном в двух фарсахах от

Самарканда, в ночь праздника разговения в 256 г. хиджры (870 г. по

христианскому летоисчислению).

(«ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛОВУ И

ДЕЛУ», НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО

НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОЙ ГРЕХ

...»)

Аль-Бухари, да помилует его Аллах, использовал этот аят как

доказательство необходимости во всем начинать со знания, а потом

уже обращаться к словам и делам. На это указывают источники

вероучения ислама, говорящие о том, что человек сначала узнает, а

потом уже действует. Существуют и умозрительные доводы,

свидетельствующие о том, что знание предшествует словам и делам,

ибо слова или дела не будут правильными и не будут приняты до тех

пор, пока они не будут выполнены в соответствие с шариатом,

человек может узнать о соответствии своих поступков шариату

только благодаря знанию. Вместе с тем существуют и такие вещи,

знанием о которых человек обладает от рождения, например,

знание о том, что Аллах является Богом Единственным. Раб создан

таковым, и поэтому ему требуется много усилий для постижения

этого, в то время как частные вопросы, наоборот, требуют изучения и

приложения усилий.

ЗНАЙ, ДА ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ АЛЛАХ, ЧТО КАЖДЫЙ

МУСУЛЬМАНИН И КАЖДАЯ МУСУЛЬМАНКА ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ ТРИ

ЭТИХ ВОПРОСА И ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛУЧЕННЫМ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЕМ.

СУТЬ ПЕРВОГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО АЛЛАХ СОТВОРИЛ

НАС,

(СОТВОРИЛ НАС) Среди указаний на это, что Аллах сотворил нас,

имеются как указания, воспринятые на слух, так и указания

умозрительные.

Указаний, воспринятых на слух (то есть откровений) существует

множество. Так, например, на это указывают слова Его:

«Он - Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для

вашей смерти. У Негоесть также назначенный срок для

воскрешения, но после этого вы все еще сомневаетесь» (Сура 6

«Скот», аят 2), а также слова Его:

􀀃

«Мы сотворили вас, потом придали вам облик...»

(Сура 7 «аль-А'раф» («Ограды»), аят 11), а также слова Всевышнего:

􀀃

«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной

из видоизмененной грязи» (Сура 15 «аль-Хиджр» аят 26), а также

слова Его:

􀀃

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил вас из земли. После

этого вы стали родом человеческим и расселяетесь» (Сура 30

«Римляне», аят 20), а также слова Его:

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной

гончарной...» (Сура 55 «ар-Рахман» («Милосердный»), аят 14), а

также слова Его:

«Скажи: «Аллах - Творец всякой вещи. Он - Единственный,

Всемогущий» (Сура 13 «ар-Раад» («Гром»), аят 16), а также слова Его:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они

поклонялись Мне» (Сура 51 «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»),

аят 56). И можно привести в пример многие другие аяты.

Если же говорить об умозрительных указаниях на то, что Аллах

сотворил нас. то об этом свидетельствуют слова Всевышнего Аллаха:

«Неужели они были сотворены сами но себе (или просто так)?

Или же они сами являются творцами?!»

(Сура 52 «ат-Тур» («Гора»), аят 35), ведь, поистине, человек не

сотворил себя сам, так как до своего возникновения он был ничем, а

ничто не в состоянии создать нечто. И точно также можно сказать,

что не создали его ни отец, ни мать и никто из сотворенных существ,

и не возник он случайно и без участия того, кто создал его, ибо

всякому явлению есть своя причина, а также потому, что само

изумительное устроение и стройная гармония, присущие бытию

всего сотворенного, полностью исключают всякие предположения о

каких бы то ни было случайностях. И в самом деле, ведь то, что

возникает случайно, является неупорядоченным в самой своей осно-

ве, а если так, то о какой упорядоченности можно говорить в случае

продолжения его существования и развития? А из этого необходимо

следует, что Творцом является только Аллах, и не существует ни

творца, ни повелителя, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

«Несомненно, Он творит и повелевает» (Сура 7 «аль-А'раф»

(«Ограды»), аят 54). И поэтому никому неизвестны случаи, когда

кто-нибудь из людей отрицал бы тот факт, что Аллах Всевышний,

слава Ему, является единственным Творцом, за исключением тех

случаев, когда это делалось из гордости, как было это с Фараоном.

Сообщается, что в свое время Джубайр бин Мут'им, который тогда

еще был многобожником, услышал, как посланник Аллаха, да

благословит его Аллах и приветствует, читает суру «Гора». Потом

Джубайр говорил: «И когда он дошел до слов Всевышнего Аллаха:

«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.007 с.)