Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соединения призматическими шпонкамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прочность соединений призматическими и сегментными шпонками рассчитывают по напряжениям смятия s см и среза t с (рис. 9.6). Рис. 9.6. К расчёту призматических и сегментных шпонок Напряжения смятия s см возникают по длине шпонки l на высоте k. Для призматических шпонок со скруглёнными концами вместо длины l в расчётные формулы напряжений подставляют рабочую длину шпонки l p: , (9.8) где b – ширина шпонки, мм. Расчётные напряжения смятия s см определяются по формуле , (9.9) где T – передаваемый шпонкой крутящий момент, Н×мм; Величина k определяется как разность размеров шпонки При стальной ступице и спокойной нагрузке допускаемые напряжения смятия [ s см] £ 100 МПа (Н/мм2); при колебаниях нагрузки их следует снижать на 20÷25 %; при ударной нагрузке – снижать на 40÷50 %; при насаживаемых на вал чугунных деталях приведённые значения [ s см] снижать вдвое. Напряжения среза t с возникают по ширине шпонки b на рабочей длине l p и рассчитываются по следующей формуле: , (9.10) где b – ширина шпонки, мм. Допускаемые напряжения на срез [ t c] = 0,6 [ s см]. Соединения клиновыми шпонками Соединения клиновыми шпонками рассчитывают по напряжениям смятия s см (рис. 9.7). Рис. 9.7. К расчёту прочности клиновых врезных шпонок Напряжения смятия sсм распределяются по ширине шпонки b по закону треугольника и могут быть рассчитаны по формуле , (9.11) где T – передаваемый крутящий момент, Н×мм; l – длина шпонки, мм; b – ширина шпонки, мм; d – диаметр вала, мм; f – коэффициент трения между шпонкой и ступицей, f = 0,15÷0,2. Допускаемое напряжение смятия [ s см] = 100÷150 МПа. Если расчёт на прочность не сходится (расчётные напряжения смятия и среза превышают допускаемые более, чем на 5 %), то устанавливают две шпонки. Призматические шпонки устанавливаются под углом 180°, клиновые – под углом 120°, сегментные – в один ряд по длине ступицы. Однако часто вместо многошпоночных используют шлицевые соединения. Шлицевые (зубчатые) соединения Общая характеристика Шлицевые соединения используют для соединения вала со ступицей. Шлицы – это выступы на валу, которые входят в соответствующие пазы ступицы. К достоинствам шлицевых соединений относятся: детали лучше центрируются на валах и имеют лучшее направление при осевом перемещении; прочность соединения, особенно при динамических нагрузках, повышается за счёт увеличения суммарной длины рабочих поверхностей зубьев по сравнению со шпоночными соединениями; равномерное распределение нагрузки по окружности вала. К недостатку шлицевого соединения относится – много переходов сечений (острых углов), вызывающих концентрацию напряжений, что снижает прочность шлицев. Шлицевые соединения применяются в тяжелонагруженных машинах (автотракторные агрегаты, станкостроение, авиастроение и т. д.). Конструкции шлицевых соединений делятся по форме профиля зуба (шлица). В соответствии с этим и в зависимости от способа центрирования различают следующие виды шлицевых соединений: прямобочные (рис. 9.8); эвольвентные (рис. 9.9); треугольные (рис. 9.10). Для прямобочных шлицев центрирование по ширине шлица b обеспечивает более равномерное распределение нагрузки между шлицами, но не даёт точной соосности ступицы и вала. Применяется при передаче больших крутящих моментов, где не требуется точности центрирования (например, агрегаты автомобиля). Центрирование по наружному D и внутреннему d диаметрам обеспечивает точное центрирование ступицы и вала. Применяется в ответственных соединениях, где требуется точное совпадение геометрических осей соединяемых деталей. а) б) в) Рис. 9.8. Шлицы с прямобочным профилем: а – с центрированием по ширине шлица b; б – с центрированием по наружному диаметру D; в – с центрированием по внутреннему диаметру d
Эвольвентные шлицы изготавливают с центрированием по боковым сторонам S и наружному диаметру D. По сравнению с прямобочными более прочны, просты и дешевы в изготовлении. Треугольные шлицы применяют в качестве неподвижного соединения при передаче небольших моментов. Центрирование только по боковым сторонам S. Применяются так же как конические с конусностью 1:16. Расчёт и конструирование Длина шлицев равна длине ступицы. Размеры шлицев (ширина и фаска) и их число z определяются по соответствующему стандарту в зависимости от диаметра вала d, где они расположены. Стандартом предусмотрены три серии шлицев с прямобочными зубьями: лёгкая, средняя и тяжёлая в зависимости от режима их работы. После определения размеров и длины шлицев производится проверочный расчёт их прочности по напряжениям смятия sсм (рис. 9.11). Расчётные напряжения смятия s см для прямобочных шлицев рассчитываются по формуле: , (9.12) где T – передаваемый крутящий момент, Н×мм; l – длина шлицев, мм; h – рабочая высота шлица, мм; h = 0,5 (D – d) – f; f – фаска, мм; d c – средний диаметр шлица, мм; d c = 0,5(D+d) – для прямобочных; z – число шлицев; y – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между шлицами, y = 0,7÷0,8. Рис. 9.11. К расчёту прочности шлицевого соединения Шлицевые соединения с эвольвентными шлицами (рис. 9.12) более прочны и технологичны в изготовлении по сравнению с прямобочными. Для эвольвентных шлицев напряжения s см определяют по формуле , (9.13) где D – наружный (номинальный) диаметр, мм; m – модуль, мм. Допускаемые напряжения для шлицевых соединений определяются в зависимости от режима работы, вида соединения и термообработки.
Рис. 9.12. Расчётная схема эвольвентного шлицевого соединения Резьбовые соединения Общие сведения Резьбовые соединения деталей машин относятся к разъёмным соединениям. Они получили наибольшее распространение вследствие своей универсальности, простоты изготовления, надёжности, удобства сборки и разборки, полной взаимозаменяемости. Основными деталями резьбовых соединений являются болты, винты, гайки и шпильки (рис. 9.13). а) б) в) Рис. 9.13. Конструктивные разновидности резьбовых соединений: а – болтом; б – винтом; в – шпилькой Болтами соединяют детали относительно небольшой толщины и применяют для материалов, не обеспечивающих требуемую надёжность резьбы. Винты применяют: когда одна из скрепляемых деталей имеет относительно большую толщину, при отсутствии места под гайки, при жёстком требовании к уменьшению массы изделия, а также для придания изделию красивого внешнего вида. Шпильки применяют вместо винтов в случаях, когда материал скрепляемой детали с резьбовым отверстием не обеспечивает требуемой долговечности при повторяющихся сборке и разборке. Основным элементом резьбового соединения является резьба. Профиль резьбы – это контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ось основной поверхности. Профиль резьбы определяется формой сечения витков в осевой плоскости. По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, маслёнок, пробок и т. п. По форме профиля различают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные и круглые резьбы (рис. 9.14). По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой – справа налево и вверх. Наиболее распространена правая резьба. Левую резьбу применяют только в специальных случаях. По числу заходов различают однозаходную, двухзаходную и четырёхзаходную резьбы. Все крепёжные резьбы однозаходные. Многозаходные резьбы применяются преимущественно в винтовых механизмах. Геометрические параметры резьбы: наружный диаметр d (номинальный), внутренний диаметр d 1 (используется в прочностных расчётах), средний диаметр d 2 (диаметр воображаемого цилиндра, образующая которого пересекает резьбу в таком месте, где ширина выступа равна ширине впадины (используется для геометрических расчётов)), рабочая высота профиля h, по которой соприкасаются боковые стороны резьбы болта и гайки, шаг p, ход, угол профиля a. Все геометрические параметры резьбы и допуски на них стандартизованы.
а) б) в) г) д) е) Рис. 9.14. Основные типы резьбы: а – треугольная; б – трубная; в – трапецеидальная; г – упорная; Основные типы резьбы. По назначению различают резьбы крепёжные (метрическая с треугольным профилем, трубная, круглая) и резьбы для винтовых механизмов или ходовые (прямоугольная, трапецеидальная симметричная, трапецеидальная несимметричная упорная). 9.4.2 Расчёт резьбовых соединений Выход из строя болтов и винтов происходит из-за разрыва их стержня по резьбе или по переходному сечению у головки, либо в результате разрушения резьбы, либо из-за разрушения головки. Шпильки выбывают из строя вследствие разрыва их стержня по резьбе, повреждения или разрушения резьбы. Размеры стандартных резьбовых деталей отвечают условию равнопрочности по основному критерию работоспособности – прочности нарезанной части (резьбы) их стержня. Из расчёта стержня на прочность определяют номинальный диаметр резьбы, как правило, – внутренний d 1. Длину резьбовых деталей принимают в зависимости от толщины соединяемых деталей. Остальные размеры принимают в зависимости от диаметра резьбы по соответствующим стандартам. Рассмотрим основные случаи расчёта одиночной резьбовой детали при статическом нагружении (три первых – осевая растягивающая сила; два последних – поперечная сила). Первый случай. Болт нагружен осевой растягивающей силой; предварительная и последующая затяжка его отсутствуют (соединение ненапряжённое) (рис. 9.15).
К болтам этой категории обычно относятся те из них, которые находятся под действием сил тяжести (например, резьбовой конец грузового крюка грузоподъёмной машины). Условие прочности проверочного расчёта болта в этом случае имеет вид: , (9.14) где – расчётное напряжение растяжения в поперечном сечении нарезанной части болта, МПа; F – сила, растягивающая болт, Н; Напряжение рассчитывают по формуле: , (9.15) где – предел текучести материала болта, МПа; [ S ] – допускаемый коэффициент запаса прочности для болтов из углеродистых сталей, при статической нагрузке принимают [ S ] = 1,3…2,5. Проектировочный расчёт для этого случая нагружения выполняется по формуле . (9.16) Второй случай. Болт испытывает растяжение и кручение, обусловленное его затяжкой. Болт, одновременно работающий на растяжение и кручение, рассчитывают только на растяжение (случай 1) по допускаемому напряжению на растяжение, уменьшенному в 1,3 раза или по расчётной силе, увеличенной в 1,3 раза по сравнению с силой, растягивающей болт. Проектный расчёт болта в этом случае производится по формуле . (9.17) Это решение применимо для болтов, нагруженных растягивающими силами и испытывающих кручение от подтягивания гаек под нагрузкой, например в винтовых стяжках. Третий случай. Предварительно затянутый болт дополнительно нагружен внешней осевой растягивающей силой (рис. 9.16). Этот случай – самый распространённый, обеспечивающий плотность соединения и отсутствие смещений деталей стыка (болты фланцев, крышек, фундаментов и т. п.) После предварительной затяжки болта он растягивается, а детали стыка сжимаются.
При действии на соединение внешней силы F только часть её cF дополнительно нагружает болт, а остальная часть разгружает детали стыка от сжатия. Коэффициент c, учитывающий долю внешней нагрузки на болт, – коэффициент внешней (основной) нагрузки. При отсутствии упругих прокладок c = 0,2…0,3; при наличии – c = 0,5. Условие нераскрытия стыка определяется формулой , (9.18) где – усилие затяжки болта; k – коэффициент затяжки болта. При постоянной внешней нагрузке, без упругих прокладок в стыке коэффициент k = 1,25…2; при переменной – k = 2…4. Таким образом, осевая растягивающая болт сила , действующая на него после предварительной затяжки и приложения к соединению внешней силы F, будет равна: . (9.19) Проектный расчёт с учётом последующей затяжки в этом случае: . (9.20) Четвёртый случай. Болт, установленный в отверстие с зазором, нагружен поперечной силой (рис. 9.17). В этом случае болт затягивается такой силой затяжки F з, чтобы сила трения F Т в стыке соединяемых деталей уравновешивала бы внешнюю силу F, т. е.: , (9.21) где f – коэффициент трения между соединяемыми деталями, который для стальных и чугунных деталей принимается в диапазоне f = 0,15…0,2. Проектный расчёт болта в этом случае производится с учётом 20 % запаса от сдвига деталей и с учётом крутящего момента при затяжке болта по формуле: . (9.22) Пятый случай. Болт, установленный в отверстие из-под развёртки без зазора (призонный), нагружен поперечной силой F (рис. 9.18). В этом случае болт рассчитывают на срез; проверочное условие прочности болта: , (9.23) где t с – расчётное напряжение среза болта, МПа; F – поперечная внешняя сила, срезающая болт, Н; d – диаметр стержня болта в опасном сечении, мм; [ t с] – допускаемое напряжение на срез болта.
[ t с] определяется как 0,4 σ Т для статических нагрузок. Проектировочный расчёт болта выполняется по формуле . (9.24) Справочные данные для расчёта приведены в [4]. Механические передачи
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.99 (0.011 с.) |