Пусть исследуемый механизм имеет схему, показанную на
рис. 3.7, а. Схема вычерчена в определённом масштабе. Для изображённого положения заданы скорость
и ускорение
звена 1. Требуется определить скорости и ускорения всех шарнирных точек, а также угловые скорости и ускорения всех звеньев.
При заданном движении звена 1 первую группу Ассура образует цепь 2, 3, вторую – цепь 4, 5. Это группы с тремя вращательными парами. Анализ начинается с цепи 2, 3. В результате анализа определяют скорости и ускорения точек
,
, а также угловые скорости и ускорения звеньев 2, 3.
Рис. 3.7. Построение плана скоростей для двухзвенных
групп Ассура с вращательными парами
Скорости точек
и
. Скорость точки
определяют по формуле
. Всё необходимое для вычисления этой скорости есть. Для определения скорости точки
вводят систему координат
, движущуюся поступательно. Эту систему принимают за носитель (переносчик) звена 2, т. е. считают, что абсолютное движение звена 2 – движение относительно стойки – состоит из поступательного вместе с системой
и вращательного относительно этой системы. Из такого представления (разложения) движения получают уравнение:
.

Под уравнением показана ориентация каждого вектора по отношению к звеньям механизма.
Примечание. Второе слагаемое уравнения читается как скорость точки
относительно
, хотя в действительности это скорость точки
относительно системы
. Скорость точки
относительно
равна нулю, т. к. расстояние между этими точками постоянно.
Все построения в ТММ выполняют в определённом масштабе. Масштаб какой-либо величины
, изображаемой отрезком
, характеризуют масштабным коэффициентом:
, (3.1)
где
выражают в единицах системы СИ – метр, килограмм, секунда, радиан т. д.,
– в миллиметрах. Таким образом, масштабный коэффициент – это цена одного миллиметра чертежа.
Графическое решение уравнения скорости точки
называется планом скоростей. Чтобы его построить, из произвольной точки
, называемой полюсом плана скоростей, проводят вектор
, изображающий скорость точки
(рис. 3.7, б). Длину
вектора выбирают произвольно. По формуле
вычисляют масштабный коэффициент плана скоростей. Через точку
проводят линию действия вектора
. Искомая сумма выходит из полюса и идёт до упора в линию вектора
. По формуле
вычисляют истинные значения скоростей
и
.
Угловые скорости звеньев 2, 3. Система координат B
движется поступательно. Ось
этой системы все время параллельна стойке. За любой промежуток времени звено 2 поворачивается относительно системы
и относительно стойки на один и тот же угол. Из этого следует, что абсолютная угловая скорость звена 2 равна относительной:
. В свою очередь
. Направление скорости
указывает вектор
, изображающий скорость
. Первая буква в обозначении
указывает начало вектора. Вектор
, перенесённый по принадлежности в точку
, «вращает» звено 2 вокруг точки
по часовой стрелке, сюда и направлена скорость
.
Скорость звена 3 вычисляют по формуле
. Направление скорости
определяют переносом в точку
вектора
, изображающего скорость
.
Скорости мест присоединения цепи 4, 5. Местами присоединения являются точки
,
. На данный момент звенья 1, 2, к которым присоединяется группа, содержат по две точки с известными скоростями, это точки
,
на звене 1 и
,
на звене 2. Когда известны скорости двух точек какого-либо звена, скорость третьей точки определяют по теореме подобия, известной из теоретической механики.
Теорема гласит: «Точки звена и концы абсолютных скоростей этих точек на плане скоростей образуют геометрически подобные и сходственно расположенные фигуры». Сходственность расположения означает одинаковость взаимного положения точек.
Прежде чем применять теорему к звену 1, необходимо указать на плане конец скорости точки
. Все абсолютные скорости на плане выходят из его полюса. Скорость точки
равна нулю, следовательно, конец вектора этой скорости находится в той же точке, где и начало, т. е. в полюсе. Имея это в виду, на стороне
плана строят треугольник
(читай
), подобный треугольнику
на схеме механизма.
Примечание. Для лучшей читаемости плана скоростей всё построенное на данном и последующих этапах выделено пунктирными линиями.
Из двух возможных треугольников, подобных
, выбирают сходственно расположенный. Сходственность расположения можно обеспечить, ориентируясь, например, на положение точки
по отношению к стороне
: при наблюдении из точки
точка
находится справа от прямой
, такое же положение должна занимать точка
по отношению к прямой
, если смотреть из точки
.
Подобие и сходственность расположения можно обеспечить проще, если учесть взаимную перпендикулярность одноимённых сторон треугольников
и
. На этом основании из точки
проводят прямую
, перпендикулярную
(точки
ещё нет), а из точки
– прямую
, перпендикулярную
. На пересечении этих прямых получают точку
.
Переходя к звену 2, определяют скорость точки
. Для этого на стороне
плана скоростей строят треугольник
, подобный и сходственно расположенный треугольнику
. Проблема сходственности решается здесь аналогично рассмотренной выше.
Скорость точки
. С этого места решение задачи обретает общий характер, не знакомый по курсу теоретической механики. С местами присоединения цепи 4, 5 связывают системы координат
и
, движущиеся поступательно (см. рис. 3.7, а). Эти системы принимают за несущие для звеньев 4 и 5, соответственно. Говоря более подробно, считается, что движение звена 4 состоит из поступательного вместе с системой
и вращательного относительно этой системы. Аналогично раскладывается движение звена 5. Из принятых разложений движения вытекает система уравнений:
(3.2)
В этой системе
есть скорость точки
относительно системы координат
и, следовательно,
. Аналогично,
. Чтобы решить систему уравнений, из полюса р (см. рис. 3.7, б) выстраивают две цепи векторов, стоящих в правой части уравнений. Первые слагаемые
,
обоих уравнений уже построены. Остаётся провести через их концы
,
линии действия вторых слагаемых
,
. Искомая сумма
начинается в полюсе
и заканчивается в точке пересечения
линий действия вторых слагаемых.
На этом определение всех линейных скоростей закончено. Угловые скорости звеньев 4, 5 определяют так же, как для звена 2.
Ускорения точек
и
(рис. 3.8, а). Ускорение точки
определяют непосредственно по исходным данным:
;
;
.
Для определения ускорения точки
составляют два уравнения:
(3.3)
Первое вытекает из разложения движения звена 2 на поступательное с системой
и вращательное относительно этой системы. Второе есть результат разложения ускорения точки
на нормальную и тангенциальную составляющие. В первом уравнении отсутствует ускорение Кориолиса. Это объясняется поступательным движением системы
.
Недостающие нормальные составляющие в обоих уравнениях определяют по формулам:
;
. Направление этих составляющих – к центру кривизны соответствующей траектории. Так, составляющая
направлена от точки
к точке
, составляющая
– от точки
к
. Тангенциальные составляющие перпендикулярны нормальным, но не известны по величине. Однако всего этого достаточно для решения системы (3.3).
Как и в случае скоростей, из полюса
(рис. 3.8, б) выстраивают две цепи векторов, стоящих в правой части обоих уравнений системы (3.3). Этим цепям соответствуют ломаные
и
соответственно. Результирующий вектор проводят из полюса в точку пересечения
последних слагаемых системы.
Рис. 3.8. Построение плана ускорений для двухзвенных
групп Ассура с вращательными парами
Буквой
c цифровым индексом обозначены концы нормальных составляющих ускорений. Так,
,
,
– это концы составляющих
,
,
соответственно. Под прямым углом к нормальным составляющим располагаются тангенциальные. На взаимную перпендикулярность указывают знаки прямого угла, расположенные при каждой точке
.
Масштабы. Проведя вектор
, сразу же определяют масштабный коэффициент плана ускорений:
. Длины отрезков, изображающих
и другие вычисленные выше ускорения, определяют по формуле
. Истинное значение любого ускорения, найденного из построений, находят по обратной формуле:
.
Угловые ускорения. Как и в случае угловых скоростей, абсолютное ускорение звена 2 равно относительному:
. В свою очередь,
. Направление ускорения
определяет вектор
, изображающий ускорение
. Перенесённый по принадлежности в точку
, он «вращает» звено 2 по часовой стрелке, сюда и направлено ускорение
.
Для звена 3 угловое ускорение
. Направление этого ускорения определяет вектор
, изображающий ускорение
. Перенесенный по принадлежности в точку
, он «вращает» звено 3
по часовой стрелке, сюда и направлено ускорение
. На этом определение ускорений в цепи 2, 3 завершено.
Ускорения мест присоединения
,
цепи 4, 5. Их определяют по теореме подобия, которая справедлива и для ускорений. Так, для определения ускорения точки
строят треугольник
(точка
совпадает с полюсом
), подобный треугольнику
и сходственно с ним расположенный. Ускорение точки
определяют построением треугольника
, подобного и сходственно расположенного с треугольником
. В отличие от скоростей, подобные треугольники здесь не перпендикулярны друг другу, и воспользоваться упрощённым построением их невозможно. Чтобы не перегружать рисунок, стороны треугольника
не показаны, но отмечены его вершины.
Примечание. Как и в случае плана скоростей, для лучшей читаемости плана ускорений всё построенное на данном и последующих этапах выделено пунктиром.
Ускорение точки
. Уравнения ускорений этой точки составляют на основе тех же разложений движения, что и при определении скоростей:
(3.4)
Нормальные составляющие относительных ускорений определяют по формулам:
;
. Входящие сюда относительные скорости берут из плана скоростей. Ускорение Кориолиса в обоих уравнениях равно нулю, т. к. носители звеньев 4, 5 движутся поступательно. Чтобы решить систему (3.4), из полюса
выстраивают две цепи векторов, стоящих в правой части уравнений. Первые слагаемые
,
обоих уравнений уже построены. Остаётся продолжить эти цепи и на пересечении получить конец
ускорения
.